Но от чего зависит размер этого круга?
Ведь очевидно, к примеру, что какой-нибудь Джеймс
Бонд вполне мог бы сосредоточиться на той самой тонко-
сти жеста при натравливании собаки на медведя.
Конечно, что ему та собака и тот медведь! Конечно, у не-
го есть тренированность разума!
Наверное, сосредоточиться мог бы.
Но все равно — на каком-то поколении выводов он то-
же оплошал бы.
И по очень простой причине — существует такая вещь,
как порог восприятия. Как кожа не может почувствовать
слишком легкое прикосновение, так и сознание, идущее по це-
почке размышлений, по ниточке все утончающихся значений,
рано или поздно столкнется со своим порогом, когда значения
становятся такими тонкими, что оказываются неощутимыми
на фоне просто шума физиологических сигналов. Все, барьер.
И мышление продвинется дальше уже только тогда, ко-
гда эгрегориальные сети принесут какое-либо из опосредо-
ванных значений, сделав его значимым для выживания —
к примеру, не так повернут палец, не дадут еды.
Тогда круг начнется с другой отправной точки, но по-
прежнему останется для индивидуума неодолим. Просто его
центр сместится немного.
Искусство
Разум обновляющийся
Тысячи лет люди ищут способ проникновения за грань
этого заколдованного круга.
Найдено много способов, к примеру: удалить все внеш-
ние раздражители, сосредоточиться на одном, вести запи-
си — обыденные способы. Погрузиться в медитацию, в са-
мадхи, в молитву, использовать сон — другой, более профес-
сиональный способ.
Все эти способы сводятся к максимальному сосредоточе-
нию на предмете мышления.
Что означает это слово, «сосредоточение»?
Правильно — направление на мышление всей доступной
энергии.
И действительно, если вдуматься — сосредотачиваться на
тонкой материи ТРУДНО. А если по каким-то причинам у
нас энергии мало, так и сосредотачиваться оказывается труд-
но вообще. Если мы на последнем издыхании от усталости,
то оказывается невероятно трудно просто оторваться от са-
мого обыденного, чего-нибудь ярче всего воспринимаемого,
оно полностью поглощает нас.
Это происходит оттого, что для того, чтобы о чем-то по-
думать, нам необходимо выделить предмет нашего размыш-
ления вниманием.
Без выделения предмета вниманием — ничего не полу-
чится.
А внимание — это функция нашего мозга, и оно имеет
свои правила реагирования, а именно в отсутствие прило-
жения к нему энергии оно фиксируется на самом ярком
предмете.
Нам сейчас неважно, каков в действительности список
приоритетов у внимания, — знаем, что оно прежде всего
привлекается самыми яркими инстинктивно вещами, напри-
мер, самым ярким цветовым пятном, самым громким пере-
менным шумом, мигающим или шевелящимся объектом,
потом, наверное, наиболее пугающим, потом наиболее же-
ланным и лишь потом, наверное, наиболее значимым из фи-
гур, обладающим косвенными значениями… это не имеет
значения для нашего исследования.
Нам гораздо важнее то, что для того, чтобы внимание от-
влеклось от этих самых, самых ярких фигур, нам приходит-
ся прикладывать энергию для этого отвлечения.
Меньше энергии доступно самому разуму, сознанию —
меньше шанса сосредоточиться на тонком. Чем большим ко-
личеством энергии обладает внимание — тем более тонкие
фигуры оно может выделять и тем глубже может пройти
мышление.
Это вполне естественно. Внимание автоматически удер-
живается на самом ярком значении — но чтобы удержать-
ся, оно может прибавить имеющуюся у него энергию к зна-
чению предмета размышления, выделив его по сравнению с
остальными.
Нет энергии — нет выделения, мышление автоматически
сосредотачивается на более яркой фигуре, мысль потеряна.
И это важный для нас итог.
Понятие, значимость которого увеличена за счет сообще-
ния ему энергии сознания, может быть запечатлено в памя-
ти с этим увеличенным значением, таким образом сделав
ветку дерева значений более крепкой. Это второй очень важ-
ный для нас вывод.