Древний Китай

Древнекитайское государство представляло собой разновидность восточной деспотии. Глава государства — наследственный монарх — одновременно являлся первым жрецом и единственным землевладельцем. Он опирался на богатое сословие наследственной земельной аристократии, составлявшей государственный аппарат. Большинство населения было бесправным и образовывало сословие подневольных общинников и простолюдинов. Отношение между сословиями были напряженные: в стране часто вспыхивали восстания общинников, аристократия устраивала заговоры и перевороты. На таком социальном фоне развивалась в древнем Китае политическая мысль. Отцом древнекитайской политической мысли считают Чжоу-гуна (XI-Xвв. до н.э.). Именно он разработал формулу смены династий. В соответствии с его учением мандат властелина Небо представляет тому, кто воплощает в своем лице наибольшее количество «дэ» (честность, благородство, справедливость). Правитель уже сам передает власть преемникам, причем необязательно наследникам, до тех пор, пока в них «дэ» не исчерпается. Признаками утраты «Дэ» являются аморальность правителя, пренебрежительное отношение к подданным, нарушение норм справедливости. Тогда Небо вновь начинает воздействовать на Поднебесную, выбирает властителя-мудреца, исполненного «дэ», и учреждается новый властный цикл2.

Своего расцвета политическая мысль достигла во второй половине I тысячелетия д. н.э. В это время сформировались основные политические учения:

-Конфуцианство,

-Моизм,

-Легизм,

-Даосизм.

Одним из самых влиятельных политических учений было конфуцианство.

Его основателем был древнекитайский философ Конфуций (551—479 до н.э.) Политическое учение Конфуция исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль, в частности, на такие этические понятия, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие». Эти понятия составляют «правильный путь» (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми. «Благородные мужи» (правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера. Благородными Конфуций считал тех, кто в своей жизни следует моральным заповедям: будь требователен к себе, живи в согласии с другими, в делах своих следуй долгу и закону и т.д. Государство, по Конфуцию, представляет собой большую семью, где правитель — это отец, а подданные — его сыновья.

Широкое распространение в Китае имели политические идеи Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э.). Он делал акцент не только на строгом исполнении законов, но и наказании за их неисполнение. Большое внимание он уделяет строгой дисциплине и централизации государственной власти, а также идеям социального равенства. Он осуждал аристократизм и ратовал за реформы в интересах народа1.

Легисты (законники) — сторонники древнекитайского ученого Шан Яна2 (400—338 до н.э.), стремились преодолеть упадок государства и достичь гармонии и счастья с помощью закона, то есть строгих регламентов, за невыполнение которых следуют суровые наказания. Если конфуцианцы прославляли отца своего народа, то идеалом легистов был правитель — деспот, управляющий с помощью системы жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства. Только таким образом, считали они, можно воспитать истинную добродетель.

Важным направлением ранней китайской политической мысли является даосизм (основоположник Лао-Цзы VI в. до н.э.).Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действии. Резкой критике Лао-Цзы подвергает всякого рода насилие, войны, армию3.