В последнее время все шире распространяются телевизоры (и радиокомбайны) с выносными электроннолучевыми трубками (рис. 22). Преимущество данной
конструкции в том, что трубка у такого телевизора (радиокомбайна) поворотная. При громоздкой и тяжелой конструкции нерационально двигать радиоустройство при желании смотреть телевизор из разных точек комнаты — ящик такого устройства быстро испортится;
при поворотной трубке надобность в передвиганий всего устройства отпадает.
Рис. 22. Телевизор с выносной электронно-лучевой трубкой (общий вид)
С первого взгляда кажется, что выполнить кожух для трубки — большая трудность. Однако приведенные ранее рецепты любительских «пластмасс» дают возможность изготовить такой кожух. Имея даже небольшой навык, кожуху можно придать «заводской», вид.
Изготовление кожуха начинается с создания деревянной модели (рис. 23) с учетом геометрических размеров электронно-лучевой трубки и маски к ней (на рис. 23 даны размеры под трубку '43ЛК9Б). Изготовленная модель тщательно зашкуривается (если есть большие изъяны, то она предварительно шпаклюется). Все плоскости модели должны быть ровные, без шероховатостей и неровностей. Затем модель окрашивается, сушится и покрывается парафином. Парафин можно
наносить в горячем виде или предьарительйо растворив его в скипидаре или бензине.
Основой «пластмассы» служит мешочная ткань (можно использовать и другую ткань, но желательно, чтобы она была толстой и редкой).
427 _____
Рис. 23. Модель для изготовления кожуха
Связующим элементом «пластмассы» могут служить столярный клей, клеевая паста, казеиновый клей и др. Столярный клей, пасты на его основе и казеиновый клей должны обязательно иметь в своем составе соответствующие антисептики (см. раздел «Клеи, пасты, замазки, лаки, разбавители»). Пропитывать «пластмассу» столярным клеем (или пастой на его основе) только в горячем виде.
Первый слой ткани накладывают на модель сверху со стороны верхушки усеченной пирамиды так, чтобы полотна ткани хватило покрыть обе противоположные плоскости пирамиды. Ткань затягивают гвоздями (лучше затяжными сапожными—их легче потом извлекать из дерева) на две плоскости. Затем таким же образом ткань затягивают на двух других плоскостях. Излишки материала, образовавшиеся на ребрах пирамиды, срезают так, чтобы ткань в линиях разреза можно было зашить в стык. Этот процесс повторяется попеременно на всех гранях—материал в линиях разреза сшивается толстыми нитками. Натянув таким образом первый слой ткани (без складок и с ровными швами), верх усеченной пирамиды и одну грань смазывают горячим столярным клеем и на эти поверхности накладывают второй слой ткани. Затем клей наносят на противоположную грань и ткань второго слоя приклеивают к ней.
Таким же образом приклеивают ткань второго слоя к другим двум граням. Излишки материала вырезают так, чтобы стыки второго слоя были в стороне от шва первого слоя на 20—25 мм. Стыки второго слоя не сшивают, а плотно стягивают в стык, все непромазанные участки пропитывают клеем. Внизу материал подгибают и затягивают гвоздями; гвозди первого слоя материала удаляют.
Кожух склеивают из 4—6 слоев материала, наложенных друг на друга и склеенных вышеуказанным способом.
После полного высыхания (8—10 суток) заготовки (не снимая ее с модели) ее шпаклюют смесью горячего столярного клея с мелом или с тальком. Можно применять шпаклевку для деревянных изделий, которая есть в продаже. Слой шпаклевки должен быть не толще 0.2—0,3 мм, т. е. чтобы только закрыть все неровности и «рисунок» материала.
Полное высыхание наступает через 20—25 суток, после чего гарантируется отсутствие коробления. Высохший кожух зашкуривают, обрезают по нижнему обрезу и снимают с модели. Снимать кожух нужно осторожно, применяя как рычаг широкую стамеску. Хорошо перед снятием кожуха оторвать его от модели, пропуская между кожухом и моделью металлическую измерительную линейку.
Снятый с модели кожух грунтуют и окрашивают с обеих сторон (внешней и внутренней). Для окраски желательно применять нитролаки или нитрокраски с соответствующими им грунтами; нитрокрасители быстро сохнут и не дают детали коробиться. Окрашенный кожух полируют до зеркального блеска.
Маску трубки вставляют в кожух, а излишки маски осторожно отпиливают лобзиком и зачищают шкуркой.
Наличник на лицевую часть кожуха изготовляют из папье-маше (или другой «пластмассы», описанной выше) следующим образом.
Делают рамку (рис. 24, а) и на нее сверху накладывают свернутую рулончиком марлю, пропитанную клеем. Затем на рамку по всей ее длине накладывают папье-маше и разравнивают его инструментом, показанным на рис. 24,6, формуя контур будущего наличника. Инструмент при разраанивании двигается вдоль
рамки медленно, а сверху вниз — очень быстро, уплотняя материал рамки.
После высыхания наличник зашкуривается, грунтуется и окрашивается. Можно получить хорошее сочета-
Рис. 24. Изготовление наличника:
а — рамка; б — инструмент для формирования наличника
ние цветов, если кожух окрашивать в темный цвет (например, в темно-вишневый), а наличник в кремовый (или под слоновую кость).
Красивый наличник можно также изготовить из полосок латуни, протягивая их через специально изготовленные фильеры. Сделать такие фасонные наличники
(да и другие подобные декоративные элементы) можно
в домашних условиях.
Материалом для наличника могут служить, кроме
листовой латуни, и другие мягкие металлы толщиной
0,15—0,25 мм. Правда, латунь выгодна тем, что не тре-~~——————— бует больших затрат на
дальнейшую обработку: ее можно отполировать и за-пассивировать, произвести электрохимическое окрашивание или просто отполировать и покрыть лаком. Другие же металлы (например, алюминий) требуют для своей обработки проведения сложных процессов (аноди-рование алюминия и т. п.), только после чего они приобретают декоративный вид.
Инструментом для изготовления металлического фасонного наличника служат тиски, плоскогубцы и специально изготовленные фильеры.
Фильеры (рис. 25) делают из листовой стали толщиной 2—2,5мм, в которой лобзиком делают соответствующие пропилы. Полоска металла, ширина которой соответствует периметру
прорези фильера, протаскивается плоскогубцами через
каждое из трех отверстий фильера, зажатого в тисках. Предварительно каждый раз перед протаскиванием через очередной пропил фильера конец полоски изгибается так, чтобы он входил в пропил фильер.а. Затем продетый конец полоски захватывается плоскогубцами и вся полоска металла протягивается через прорезь фильера, приобретая при этом профиль прорези фильера.
В данном случае рамку можно сделать из четырех отрезков фасонных полосок или из одной общей. И в
том и в другом случае на углах кожуха будут разрезы, которые необходимо прикрыть фасонными уголками (см. рис. 25). Уголки изготовляются вручную на выточенной заранее буковой заготовке, но лучше изготовить их методом листовой штамповки.
Все детали рамки соединяют пайкой и покрывают одним из покрытий, о которых было сказано выше.
Рамка (из папье-маше или из металла) крепится к кожуху и к маске винтами.