Раскольников и Свидригайлов.

Многое перекликается с Раскольниковым и в образе Свидригайлова. Достоевский разными средствами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит параллели между ними. Раскольников, которого Зосимов подозревал в помешательстве, видит в Свидригайлове сумасшедшего. Даже в истории жизни Свидригайлова мы слышим ноты, созвучные с судьбой Раскольникова: он был замешан в уголовном деле, состоял «в некоторых весьма близких и таинственных отношениях» с «мелкой процентщицей», по его вине гибнут люди, и, наконец, его самоубийство перекликается с духовным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».

Сходства:

Оба являются преступниками. Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой.

Относят себя к «право имеющим»

сильные личности (переступают черту закона).

Свидригайлов утверждает, что он и Раскольников - «одного поля ягоды».

Судьбы похожи

Различия:

различие между Раскольниковым и Свидригайловым состоит в том, что преступление Раскольников совершил, но «черту» не переступил, «на этой стороне остался», а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается.

Раскольников же куда более твердый в своих намерениях человек, жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих.

Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладнокровно воспринимает убийство, совершенное Раскольниковым, и не видит здесь никакой трагедии.

Раскольниковым движет цель проверить свою теорию, а Св. – порок.

Свидригайлов совершает преступления, но не для того чтобы, принести пользу и счастье людям, а для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу, творить как добро, так и зло т.е. создавая для себя морально этические нормы.

 

Теория Раскольникова своеобразно связана с позицией Свидригайлова — человека, живущего по принципу “все дозволено”.