Типология коммуникации.

Социальная коммуникация представляет собой обмен информацией между социальными субъектами: индивидами; индивидом и общностью; общностями; индивидом и институтом; общностью и институтом; социальными институтами.

Социальная коммуникация по своей цели и статусу передаваемого сообщения подразделяется на две большие группы – публичную и непубличную коммуникацию.

Публичная коммуникация представляет собой разновидность коммуникации, нацеленную на передачу информации, затрагивающей общественный интерес, с одновременным приданием ей публичного статуса. Какой бы статус ни имело сообщение, которое собирается передать коммуникатор в процессе публичной коммуникации, по завершении этого процесса оно приобретает публичный статус. Таким образом, цель публичной коммуникации дуальна: осуществить обмен информацией и придать этой информации публичный статус. Под публичным статусом мы понимаем статус, связанный, во-первых, с открытостью (в том числе со способностью функционировать в пределах общедоступного дискурса) и, во-вторых, с ориентацией на общее благо (общий интерес).

В процессе непубличной коммуникации происходит обмен информацией, у которой нет публичного статуса. К этой разновидности коммуникации относятся, например, приватная, закрытая и секретная коммуникация и т. п.

В процессе занятий мы сосредоточим свое внимание на публичной коммуникации.

В человеческом обществе существует практика точно адресованных сообщений. Когда вы обращаетесь к конкретному собеседнику, пишете письмо, посылаете телеграмму, записку, вы обычно имеете в виду определенного человека. Заметьте, радио, телевидение или кино функционируют по иному принципу. Все, кто может услышать радиопередачу, увидеть фильм, посмотреть телевизор, все могут стать адресатами сообщения. Таким образом, аксиальная коммуникация (от латинского axis – ось) соединяет тех, кто отправляет и получает точно адресованные сообщения. Ретиальная коммуникация получила свое название от латинского слова rete – сеть, невод. Как количество пойманной рыбы, зависит от того, куда сеть была заброшена и от размера ее ячеек, так и количество получателей ретиально направленного сообщения зависит от того, находились ли они в зоне передачи, и от их внимания к содержанию сообщений. Так, массовая коммуникация – это сильно технизированная ретиальная коммуникация[17].

В зависимости от адресата сообщений выделяют следующие виды (некоторые исследователи – уровни) коммуникации: интраперсональная, интерперсональная (межличностная), групповая (сегментированная), массовая. Это существенное различие для профессионального коммуникатора, поскольку технология работы в каждом случае имеет свою специфику. Некоторые исследователи дополняют классификацию межкультурной и организационной коммуникацией.

Перспективно, на наш взгляд, выделение сфер коммуникации:

· сфера бытовой коммуникации (психоанализ, нейролингвистическое программирование);

· сфера производственной коммуникации (инженерная психология, коммуникационный менеджмент, прикладная риторика);

· сфера политической коммуникации;

· сфера научной коммуникации (прежде изучался преимущественно специфический язык научных публикаций, теперь – широкая гамма явлений: от создания виртуального глобального научного сообщества до организации коммуникативных событий типа научных конференций и конгрессов);

· сфера образовательной коммуникации;

· сфера спортивной коммуникации;

· сфера туристической коммуникации;

· сфера медицинской коммуникации;

· сфера религиозной коммуникации и др.

По типу культуры выделяют «западную» и «восточную» культуру и коммуникацию.

По типу технологии кодирования, трансляции и воспроизводства информации выделяется устная, письменная и экранная коммуникации. Некоторые авторы говорят в данном случае о формах коммуникации, которые отличаются друг от друга особыми системами кодирования послания (вербальная, визуальная и др.). Обоснование огромного потенциала данной классификации впервые развернуто прозвучало в работах Маршалла Маклюэна, а потом было продолжено многими исследователями, в том числе и автором данного издания в кандидатской диссертации, где процессы социодинамики культуры рассматривались с точки зрения смены ведущего типа коммуникации: от письменного к экранному[18].

Интересная классификация, с богатым эвристическим потенциалом для анализа явлений культуры, была предложена советским исследователем Б. А. Парахонским. В качестве ее критерия выступает соотношение статусов источника информации и ее получателя[19]. Так, возможны четыре ситуации такого соотношения. В первой, названной исследователем интерпретацией, статус источника ниже, чем статус получателя. Во второй – истолковании – наоборот, статус источника выше статуса получателя. В третьей ситуации статусы источника и получателя равны, и такой тип коммуникации назван пониманием, в четвертой – источник тождественен получателю, и это коммуникация с самим собой, т. е. рефлексия.

Рассмотрим выделенные типы коммуникации подробнее.

Интерпретация – тип коммуникации, когда в качестве источника сообщения выступают явления природы, не противостоящие человеку как чуждая сила, а составляющие его ближайшее жизненное окружение. Это те предметы и явления, которые не обладают значительной собственной активностью, противостоящей человеческой.

Вообще интерпретация – наиболее общая процедура коммуникации. Все, что может быть воспринято в качестве знака, подвергается соответствующей интерпретации. Человек никогда не воспринимает окружающую реальность саму по себе, а только во множестве интерпретативных схем, которые вырабатываются в процессе его культурной эволюции. Еще Кант делил мир на две сферы – мир ноуменов (вещи, как они существуют сами по себе) и мир феноменов (вещи, какими они кажутся нам), и утверждал, что мы можем познать только феноменальный мир, а ноуменальный – никогда. Действительно, ничто не дано нам непосредственно, а только в форме деятельности.

Истолкование – это коммуникация со сверхъестественным источником информации, у которого предполагается гораздо большая степень активности и информационной упорядоченности, чем у самой личности. Это коммуникация с сакральным миром.

В этой системе истинное знание не добывается, а испрашивается и спускается «сверху», т. е. это истина высшего порядка, результат «откровения», а не усилий самой личности. Истина не добывается путем познания, а раскрывается божеством своему избраннику (приобретающему статус пророка), который далее обязан раскрывать ее остальным.

Если в интерпретации основной проблемой является получение новых сообщений о мире (путем наблюдений или экспериментов), а использование адекватного кода для их расшифровки постулируется, то в истолковании главное – найти этот адекватный код, так как от правильного прочтения зависит принятие решения. Таким образом, мы можем определить истолкование как поиск смысла с помощью обнаружения адекватного кода понимания.

В таком типе коммуникации, как истолкование, часто участвует посредник. Он является связующим звеном между миром высших сущностей (источником информации) и обыденным миром. Наряду с «вертикальной» осью коммуникации имеется система «горизонтального» посредничества (между живыми и мертвыми), которую реализует жрец – «хозяин дороги душ», соединяющей восток с западом, по которой уходят умершие.

Для человека традиционной культуры этот тип коммуникации – единственный канал, по которому он приобщается к истине как таковой: истина есть то, во что верит коллектив, а не личностная правда, выведенная из житейского опыта. Истина сообщается как откровение для данного конечного сознания, она существовала еще до начала жизни индивида и будет существовать после его смерти. Таким образом, возникает вопрос, насколько можно доверять посреднику, который сообщает истину, и не является ли он лжеучителем, т. е. как толкуется «сообщение», верно ли передан смысл. Однако предполагается, что сама истина незыблема, заключена в «первослове», сопоставимом с «первоначалом» бытия.

Таким образом, истолкование – основной тип коммуникации в традиционном обществе, которое было ориентировано на воспроизводство сложившихся ранее социальных структур и консервацию образа жизни, существовавшего на протяжении многих столетий. В этом типе коммуникации преобладали традиционные образцы и нормы, аккумулирующие опыт предков, а инновационная деятельность и инновационная информация не воспринимались.

Понимание – тип коммуникации, где личность ведет диалог с другой личностью.

На первый взгляд, это самый простой тип коммуникации, так как человек здесь коммуницирует не с природой – пусть и не противостоящей ему, но все-таки в той или иной мере чуждой, – и, тем более, не с сакральным миром. Но понять другого человека часто оказывается ничуть не проще, а даже сложнее.

Информация в данном типе коммуникации уже не извлекается из вещей на основе «добывания» или «расследования» и не «снисходит» в виде откровения, а формируется как сообщение равного партнера. Понимание – более сложный тип структурирования значений, чем интерпретация, которая является его составным элементом. Знаки, исходящие от собеседника, интерпретируются слушающим в своей системе означивания, но, кроме того, присутствует установка на достижение понимания способов означивающего поведения говорящего адекватно им самим. Тем не менее, наличие отношения интерпретации может породить иллюзию, что пониманию подлежит не сам говорящий, а лишь принадлежащий ему текст или язык, на котором ведется разговор. Между тем, и текст, и язык есть лишь средства достижения взаимопонимания, целью же может быть только сама личность, т. е. понять надо меня, а не то, что я говорю.

Каждый человек интерпретирует знаки различным образом. Значит, понимание – процесс взаимодействия двух равных, но разных собеседников. На другом конце коммуникативной цепи находится человек со своим миром означивания реальности и со своей ценностно-смысловой структурой. Этим понимание отличается от процесса истолкования (получение информации из «своего» мира, но более высокого порядка), а также процесса интерпретации (получение информации из «своего» мира с подчиненными формами организации). Понимание предполагает равный статус коммуникантов.

Рефлексия, или коммуникация с самим собой, – это тип коммуникации, когда человек получает информацию из памяти в форме сознаваемого воспоминания или в форме бессознательного.

Вообще рефлексия – это обращение сознания на самого себя, анализ сознанием своих собственных предпосылок. Неверно предполагать, что любое размышление, любое переживание происходящих событий есть рефлексия. Рефлексия – это переживание своих мыслей и чувств. Новая информация возникает здесь не путем познания новых свойств и отношений предмета, а за счет изменения своего субъективного отношения к предмету, т. е. путем реорганизации ценностно-смысловой структуры. В результате этой перестройки изменяется угол зрения, позиция, что позволяет увидеть новые свойства предмета. Таким образом, рефлексия – это не просто размышление о себе, а размышление, нацеленное на изменение собственной системы ценностей.

Некоторые встречающиеся в научной и учебной литературе классификации, на наш взгляд, не только не обладают эвристическим потенциалом, но даже являются некорректными, например «однонаправленность – интерактивность», «имеет цель или без цели» и т. п.

Основные положения лекции:

1. Коммуникация есть процесс социального взаимодействия людей, взятый в своем знаковом аспекте. Говорить о коммуникации как о «передаче информации» или «обмене информацией» можно лишь метафорически.

2. Знаковость есть основное свойство коммуникации.

3. Коммуникация не существует без обратной связи. В разных типах коммуникации возможна разная интерпретация эффективной обратной связи.

4. Понятия «коммуникация» и «общение» обычно различаются по своему значению, однако как именно, зависит от конкретной научной школы или теории. Тем не менее возможно и отождествление этих понятий. В данном издании они рассматриваются как синонимичные.

5. Коммуникация, в отличие от деятельности, представляет собой субъектно-субъектное взаимодействие.

6. Для коммуникации характерна множественность функций, причем основная ее функция – способ проявления человеческой сущности.

7. Коммуникативные процессы у человека и животных существенным образом различаются. Основные различия – это наличие/отсутствие коммуникативного намерения и произвольность/непроизвольность коммуникационного акта.

8. Существуют разнообразные классификации типов коммуникации в зависимости от критерия классификации.