Некоторые психологические механизмы инкультурации

Для специалистов, изучающих процессы инкультурации, очень важным является вопрос об их механизмах. Окончательного отве­та на этот вопрос пока нет, но ученые обычно выделяют четыре психологических механизма инкультурации: имитация, иденти­фикация, чувства стыда и вины.

Имитацией называется осознанное стремление ребенка подра­жать определенной модели поведения. Обычно в качестве приме­ра выступают родители, но дети могут ориентироваться в своем поведении на учителей, известных людей (политиков, артистов, журналистов и т.п.). Ребенок имитирует не только конкретные операции, например, поведение за столом, но и то, чему обучают его родители (например, правильно мыть голову и пр.). Потом, спустя годы, он будет так же обучать собственного ребенка. Ими­тация может быть связана и с неприятными моментами. Если ребенка наказывают, обижают, он вначале проделает это со сво­ими игрушками, а когда подрастет — то и со своими детьми. Считается, что взрослые, обижающие детей, сами подвергались оскорблениям в детстве.

Иногда родители просят детей слушаться их совета и не делать так, как делают они сами. Если при этом их не наказывают, дети склонны слушаться. Так, если дети любят и уважают своего отца, он может удержать их от курения, даже если сам курит.

Идентификация — это способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. Дети воспринимают особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними людей. Часто дети выбирают профессии своих родителей, чтобы стать похожими на них. Если имитация и идентификация являются позитивными меха­низмами инкультурации, то стыд и вина — негативными. Первые способствуют формированию определенного поведения, вторые — запрещают или подавляют его. Хотя чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом, они не во всем совпадают. Чувство стыда появляется, если вас застали на месте преступления, разоблачи­ли и опозорили. Если ребенок без спроса утащит конфеты или будет подсматривать или подслушивать за родителями и его зас­танут за этими занятиями, он будет чувствовать себя подавлен­ным и униженным.

Чувство вины связано с теми же переживаниями, но для его появления не нужно разоблачения. Достаточно голоса своей сове­сти, который говорит, что вы поступили плохо, и вы будете му-чаться от сознания совершенного вами плохого поступка. То есть речь идет о наказании самого себя.

литература

1. Борисов А. Роскошь человеческого общения. — М., 2000.

2. Гидденс Э. Социология. — Челябинск, 1991.

3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. — М., 1996.

4. Кравченко А.И. Культурология. — М., 2000.

5. Минюшев Ф.И. Социальная антропология. — М., 1997.

6. Смелзер Н. Социология. — М., 1994.