Личностные факторы коммуникации

Формы и результаты процесса коммуникации в значительной степени определяются характеристиками личностей, участвующих в них. В свою очередь эти характеристики целиком определяются нор­мами и ценностями той культуры, представителем которой является человек. Ведь все личностные характеристики являются результатом инкультурации и социализации. От этого зависит способ мышления, самоощущение, способы выражения эмоций, привычки. В соответ­ствии с нормами и ценностями культуры человек действует, играет определенные социальные роли и оказывается способен в большей или меньшей степени к общению с другими людьми.

Оценивая характеристики личности и их влияние на процессы коммуникации, в первую очередь следует выделить формально-лич­ностные признаки: пол, возраст и семейное положение. Но специ­фика коммуникации также связана и с профессиональной принад­лежностью человека. Ведь в любой культуре поведение женщин

отличается от мужского поведения, то же относится и к поведению взрослых и детей. Есть свои правила коммуникации в женской и мужской группах, у детей и у взрослых. По-разному общаются в разных культурах мужчины с женщинами, дети с взрослыми людь­ми. Так, азиатские женщины традиционно не смотрят в глаза муж­чинам, особенно незнакомым. А в западно-европейских культурах, наоборот, нормальная коммуникация как среди мужчин, так и сре­ди женщин, требует постоянного зрительного контакта.

Дети между собой практически в любых культурах общаются достаточно свободно, но, контактируя с взрослыми, они должны выказывать большее уважение. Так, русские дети разговаривают друг с другом на «ты», но с взрослыми (если это не родители) — на «вы». Свои правила общения существуют внутри семьи, профессио­нальных групп. Они также варьируются от культуры к культуре.

Помимо формально-личностных характеристик существенное влияние на коммуникацию оказывают индивидуальные психоло­гические черты характера человека: общительность, контактность, коммуникативная совместимость и адаптивность.

Общительность — одна из наиболее общих и первичных черт характера человека. Она в значительной степени связана с типом темперамента. В общительности выражается потребность челове­ка в других людях и контактах с ними, стремление к этим контак­там, их интенсивность и легкость. Она характеризуется умением не теряться в момент общения, устанавливать дружеские отноше­ния, брать на себя инициативу в контакте.

Общительность как черта характера предполагает наличие ком­муникативных навыков, обеспечивающих легкость общения и об­легчающих контакт своему партнеру: умение слушать, высказы­ваться к месту, поддерживать беседу и менять вовремя тему разго­вора. Обычно это связано с владением жестикуляцией, мимикой, интонацией и другими вербальными и невербальными средствами коммуникации. Противоположной чертой является замкнутость.

Контактность — специфическое социальное качество, в ос­нове которого лежит природная общительность. Это способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимо­действия доверительные, основанные на взаимном согласии от­ношения. Койтактность обеспечивается владением навыками об­щения и саморегуляции, а также личностными свойствами чело­века, лежащими в основе названных навыков.

Контактность формируется на ранних этапах жизни ребенка в процессе инкультурации на основе данной ему психофизической структуры. Она выражается в умении управлять ситуацией комму­никации, владеть для этого своим состоянием, телом, изменять в случае необходимости меру своей открытости и средства воздей­ствия на партнера.

Коммуникативная совместимость представляет собой готовность и умение сотрудничать, создавать непринужденную атмосферу взаимной удовлетворенности общением, обеспечивать хороший климат в группе. Она возникает на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции, характеризуется отсутствием та­ких неприятных последствий коммуникации, как напряжение, досада, психологический дискомфорт.

Адаптивность в общении представляет собой готовность к пе­ресмотру привычных представлений и решений, способность гиб­ко реагировать на меняющиеся обстоятельства. Хорошая адаптив­ность означает высокую меру личностной свободы в контактах. Это выражается в умении сохранять настойчивость, уверенность в себе и в своих принципах. Поэтому адаптивность хотя и связана с конформизмом, но связь эта не прямая.

На процесс общения также влияют такие характеристики, как самоконтроль, самосознание, понимание в общении, стиль обще­ния и локус контроля.

Самоконтроль — это самонаблюдение и самоанализ в ситуа­ции общения, которые проводятся с целью достижения социаль­ной адекватности. Контролирующий себя человек всегда заботит­ся о том, насколько его поступки соответствуют социальной нор­ме, и использует поведение своего партнера по общению для са­мокорректировки.

Считается, что люди с высоким самоконтролем хорошо обуча­емы и социально адаптивны в новых ситуациях, хорошо контро­лируют свои эмоции и способны производить на людей то впечат­ление, которое они хотят произвести.

Американский ученый В. Гудикунст в 1981 г. провел интерес­ное исследование, в котором показал, что американцы (предста­вители индивидуалистской культуры) демонстрируют большую сте­пень самоконтроля, чем японцы и корейцы (коллективистские культуры). Возможно, это связано с тем, что представители инди­видуалистских культур в любой ситуации стремятся сохранить личностную идентичность и ведут себя так, как они привыкли. В коллективистских же культурах человеку важно знать контекст коммуникации, иметь представление об участниках коммуника­ции, знать их статус. Поскольку такая информация не всегда дос­тупна, они могут вести себя по нормам своей культуры, непри­вычным для их партнеров.

Таким образом, в коллективистских культурах самоконтроль зависит от знания контекста коммуникации, а в индивидуалистс­ких — от знания самого себя.

Самосознание личности — это устойчивое свойство индивида направлять внимание на свои собственные внутренние или вне­шние действия и поступки. Самосознание имеет три аспекта: лич­ное самосознание (внимание к своим мыслям и чувствам), публич­ное самосознание (знание о себе как о социальном субъекте, о вос­приятии себя другими людьми), социальную тревожность (диском­форт в присутствии других людей). Так, установлено, что люди с высоким уровнем личного самосознания более эмоциональны и лучше осознают свои отношения с другими людьми. В разных культурах приоритет в развитии получают разные аспекты самосознания.

Так, Гудикунст в том же своем исследовании показал, что япон­цы и корейцы демонстрируют более высокую социальную тре­вожность, чем американцы. Он объяснил это высоким уровнем избегания неопределенности, неприятием двойственности, кото­рые больше развиты в Корее и Японии. По этой причине предста­вители данных культур испытывают больший дискомфорт и не­уверенность в межкультурной коммуникации, чем американцы.

Публичное самосознание связано с концентрацией внимания на себе, на своем влиянии на других, но без учета социального контекста. Поэтому оно больше развивается в индивидуалистс­ких культурах.

Личное самосознание связано с интроспективным вниманием к себе, к своим мыслям, чувствам и отношениям. Поэтому оно больше развивается в культурах, ценящих исполнительность, мо­тивацию достижения, что невозможно без четкого представления о себе и своих возможностях. Высокий уровень личного самосоз­нания демонстрируют японцы.

Понимание в общении, или коммуникативное понимание, — от­носительно постоянная, типичная для каждой личности ориента­ция на определенный способ общения в разнообразных ситуаци­ях, способность понять собеседника. Коммуникативное понима­ние тем выше, чем больше человек склонен к одиночеству, нахо­дится в социальной изоляции, у него развито публичное самосоз­нание, он склонен к утрате самоконтроля и догматизму. Иными словами, люди, склонные к самоизоляции, замкнутые и консерватаные, чувствуют собеседника вернее, чем социально успешные, веренные в себе яркие индивидуальности. По мнению В. Гудиунста, именно опыт неудач в общении развивает повышенную чувствительность к внутренним состояниям другого человека, способствует более глубокому и верному пониманию его.

Стиль общения представляет собой способ передачи информации в процессе коммуникации. От этого зависит интерпретация одержания сообщения, его понимание и подача. Обычно выделяют десять основных коммуникативных стилей (способов взаимодействия с другими людьми в процессе коммуникации):

• доминантный — стремление снизить роль другого в общении;

• драматический — преувеличенная эмоциональная окраска со­общения;

• спорный — агрессивный или доказывающий;

• успокаивающий — снижение тревожности в общении;

• впечатляющий — стремление произвести впечатление на со­беседника;

• точный — стремление к точности и аккуратности сообщения

• внимательный — выказывание интереса к собеседнику и том\ что он говорит;

• воодушевленный — частое использование невербальных средств общения (мимики, жестов, телодвижений и т.п.);

• дружеский — стремление поощрять собеседника к дальней­шему общению;

• открытый — стремление выражать свое мнение, чувства, эмоции. Выбор стиля общения зависит как от норм и ценностей культу­ры, в которой происходит коммуникация, так и от личного опыта общения человека. В исследовании В. Гудикунста было отмечено, что в США более развиты внимательный, спорный, доминантный и впечатляющий стили коммуникации. Для Японии более харак­терны успокаивающий, драматический и открытый стили. Такие результаты исследования вполне объяснимы. Если для культуры характерен высокий уровень избегания неопределенности (Япония), то в ней будут развиваться открытость и драматичность в общении. Представители индивидуалистских культур более внимательны в общении, любят поспорить и оставить впечатление о себе.

Локус контроля — глубоко личностная характеристика индиви­да, показывающая, насколько человек воспринимает себя ответ­ственным за все, что с ним происходит. Если человек принимает на себя эту ответственность, считает, что только он сам определяет как позитивные, так и негативные последствия своего поведения, тогда можно говорить о внутреннем (интернальном) локусе конт­роля. Если же человек воспринимает свою жизнь как происходя­щую по воле рока, не считает, что будущее зависит только от него, тогда речь идет о внешнем (экстернальном) локусе контроля.

Так, человек с развитым внутренним локусом контроля при­чины своих неудач будет искать в себе самом и считать, что у него не хватило знаний или навыков для успешной реализации какого-либо дела. Если же у человека внешний локус контроля, то в сво­ей неудаче он будет винить внешние обстоятельства, других лю­дей, но не самого себя.

Локус контроля — это характеристика, которая зависит от куль­турной принадлежности человека. Исследователи предполагают, что в коллективистских культурах с низким уровнем избегания неопределенности вырабатывается внутренний локус контроля, для прочих коллективистских культур характерен внешний локус конт­роля. Индивидуалистским культурам, как правило, свойственен внутренний локус контроля, но если в них развито стремление считаться с другими людьми, это может способствовать развитию внешнего локуса контроля.