Признание

Очередным, по представлениям М. Беннета, этапом развития межкультурной чуткости и одновременно первым этапом этнорелятивизма является стадия признания (одобрения). На ней суще­ствование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние. Вначале признается различие в поведе­нии, затем — в культурных ценностях и т.д.

Самое очевидное отличие в поведении — это язык. Вербаль­ное поведение сильно варьируется в разных культурах. Люди на­чинают видеть это поведение через призму фундаментальных куль­турных различий, а не как варианты универсальных культурных истин. Человек начинает осознавать, что языки — это не разные коды общения, выражающие одни и те же идеи. Он понимает, что язык — это средство формирования картины мира, что наше ви­дение мира во многом определяется тем, как мы говорим (гипоте­за Сэпира—Уорфа). В это же время идет знакомство с особеннос­тями невербального поведения, неожиданными для неподготов­ленного человека.

Эта стадия готовит людей к признанию относительности куль­турных ценностей — главного элемента в воспитании межкуль­турной чуткости. На этом этапе происходит принятие разных взгля­дов на мир, являющихся основой культурных вариаций в поведе­нии. Ценности должны рассматриваться не как вещи, а как про­явление чисто человеческой способности освоения мира. Мы мо­жем делать это по-разному, поэтому ценности у людей могут быть разными. Если же мы зафиксируем ценности и они станут чем-то стабильным и неизменным (вещью), они могут начать свое соб­ственное существование и вернуть нас к этноцентризму.