Историческая и современная классификация шрифтов

МГИ имени Е. Р. ДашковойРЕФЕРАТ на тему Историческая и современнаяклассификация шрифтов 1 курс фак. журналистикиОвезбердыев КеремМосква 2002Внешнююформу газет и журналов, ее эстетические достоинства определяют в значительноймере шрифты графическое изображение букв, цифр и иных знаков.В нихжурналистское слово не только зрительно материализуется, но и приобретаетнекоторую художественную окраску.Грамотное,эффективное применение шрифтов предполагает знание их основных типов ишрифтовых групп, понимание художественно технических качеств шрифтов, умениевыбрать из них наиболее подходящие в каждом конкретном случае.Вэпоху Ренессанса и позднее в печатном деле утвердились шрифты типа антиква отлат. antiquus древний . В графическую основу антиквы былположен рисунок древне римских букв, отличающихся изяществом пропорции илиний.

В России гражданский шрифт этого типа ввел в начале XVIIСпоявлением вариантов антиквы и новых стилей шрифтовой графики предпринималисьпопытки разделить шрифты на типы и группы, классифицировать их поформообразующим признакам по контрасту основных и дополнительных линий и поконфигурации засечек.

Контрасту в штрихах и их фигурные окончания образуютрисунок шрифта, превращают схематические основы букв, графемы, в буквы образы, вызывающие у читателя те или иные ассоциации.Уже одно утолщениепридает шрифту впечатляющую внушительность, делает его более ярким, броским.Историческая классификация шрифтов Как ни обширно сегодня шрифтовое хозяйство и как нивелики резервы его обогащения за счет электронной техники, шрифты конца XX века в основной массе или копируют, или варьируютстарые шрифты, в разработке которых участвовали Альд Мануций, Леонардо ДаВинчи, Лука Пачиоли, Альбрехт Дюрер, Клод Гарамон и другие знаменитые художникии графики.Висторической классификации все шрифты делятся по вышеназванным признакам на тритипа антикву, египетские и гротеск.

Антиква в свою очередьподразделяется на три группы, в которых варьируются сила контраста междуштрихами и форма засечек.

В старой, или гуманистической антикве контраст малозаметен, а засечки утолщены и слегка закруглены. В переходной антикве контрастумеренный, а конфигурация засечек приближена к форме треугольника. Для новойили классической антиквы характерны сильный контраст и тонкие, удлиненныезасечки.Особое место среди шрифтов данного типа занимает так называемаяленточная антиква со слабо выраженными контрастом и засечками.Египетскиешрифты ведут свое происхождение от древнеегипетских письмен, выполненных напапирусе один из современных шрифтов этого типа, Мемфис, назван именем причемпоследние имеют форму брусочков отсюда современное название шрифтов брусковые . Со временем часть египетских шрифтов эволюционировала в сторонуутончения соединительных штрихов и засечек.

Шрифтытипа гротеск не имеют ни контрастов, ни засечек, штрихи в них выделяются, какправило, жирностью начертания.Видимо, эта необычность рисунка и чернота линийпослужила основанием для их названия франц.

Grotesque - причудливый, комичный . В рекламных отделахрусских газет они появились в первой четверти XIX века и долгое время не выходили за пределы этогоотдела. Сегодня, с большим основанием названные рубленными, эти шрифты широкоприменяются в заголовках и текстах. Классификация типографских шрифтов В гос-ом стандарте на шрифты все типографские шрифтыразделены на 6 основных групп и одну дополнительную.Существует самаянепосредственная связь между типографской и исторической классификациями.

Изтрех разновидностей антиквы образованны три самостоятельные группы типографскихшрифтов новые малоконтрастные соответствуют рисунку старойантиквы, медиевальные переходной, обыкновенные классической.Ленточная антиква получила в типографском каталоге название шрифта с едва наметившимися засечками.Группабрусковых шрифтов вобрала в себя отличительные признаки египетских. Популярныеныне рубленые шрифты и в старых, и в новых гарнитурах соблюдаютгротесковую природу шрифтов этого типа. Контрастные рубленые например,гарнитура Центральная вместе с другими нарушителями стандарта оказались запределами классификации.

Гарнитуры это подгруппы или подклассы шрифтов, одинаковыхпо рисунку, свойственному той или иной группе, и разных по начертанию и кеглю.В ГОСТе насчитывается около сорока типографских шрифтов, а в практическомобиходе гораздо больше, что позволяет и индивидуализировать и разнообразитьшрифтовое оформление периодических изданий.

В превращении буквы схемы, графемы, в букву-образ активноучаствуют начертательные особенности шрифтов их насыщенность, плотность,наклон и заполненность. По насыщенности шрифты разделяют на светлые, полужирные ижирные.Степень насыщенности определяет соотношение толщины штрихов и величиныпросвета между ними. В среднем этисоотношения характеризуются такими величинами в светлых шрифтах 1 6,полужирных - 1 2, в жирных 1.Плотность ипропорциональность шрифта образуют отношение ширины букв к их высоте. По этомупризнаку шрифты бывают нормальными с пропорцией 4 5, узкими примерно 1 2, широкими 1 1, а также сверхузкими и сверхширокими.

В печати общеприняты прямостоящие буквы, но они могут бытьначертаны и с наклоном или курсивом, имитирующим рукописный стиль письма. Наклонные, курсивные, полужирные и жирные начертания шрифтов придаютим выделительную функцию.Особую разновидность представляют декоративные шрифты, вкоторых буквы обозначены контуром, заштрихованы, дополнены тенью иликомбинируются из контура, штрихов и тени. Зримо и выразительно шрифты различаются по высоте кеглю букв, измеряемой топометрическими единицами - пунктами в пункте 0,376 мм .Самый мелкий типографский шрифт, применяемый в нашей печати, называется нонпарелью 6 п За ним следуют миньон 7 п петит 8 п боргес 9 п корпус 10 п цицеро 12 п Шрифты этих кеглейслужат для набора текстов.

С миттеля 14 п. и терции 16 п. начинаются титульные или заголовочные шрифты.Их высшая градация можетдостигать двух 96 п трех 144 п. и более квадратов в квадрате 48 п. или18 мм . На этом уровне они переходят афишно плакатных.Классификация компьютерных шрифтов Приспосабливаясь к широким возможностям электронной техники,художники создали массу новых гарнитур, сохраняя традиции старых школ. Но новыетехнологии потребовали и новых классификационных характеристик шрифтов,обусловленных системными и фирменными различиями компьютеров и той языковойсредой, в которой они создавались.

Ю. Ярмола в книге и компьютерных шрифтах приводит следующуюих классификацию, принятую в системе Microsoft Windows группа Roman определяет шрифты с засечками например, Таймс иБодони группа Swiss рубленные шрифты спеременной толщиной штрихов Гельветика, Футура и др. в группу Modern входят шрифты с постоянной толщиной штрихов Курьер Script определяет рукописные, Decorative декоративные шрифты, а Don t Know шрифты, о которых нет информации.

Нетрудно заметить, что данная классификация носит довольнообщий характер.

Более полно и конкретно описание шрифтов по системе IBM Classification. Оно и более приближенно к знакомой намисторической классификации.Первую группу здесь составляют шрифты Oldstyle Serifs, основанные на латинской традиции XV XVII веков.Они соотносятся с гуманистической антиквой, подклассам гарнитурам этой группыприсущи малая контрастность и плавный переход штрихов к засечкам.Группа Transitional Serifs унаследовали признаки переходной антиквы, а Modern Serifs новой антиквы.

Clarendon объединяет признаки первых двух групп. Далееследуют однотипные с брусковыми, шрифты группы Slab Serifs, шрифтыс засечками неопределенной формы Freedom Serifs,беззасечковые San Serifs, декоративные Ornamentals, рукописные Scripts и неподдающиеся определению No Classification. Каждая группа представлена подклассами гарнитурами. Компьютерные шрифты классифицируются также по методам ихцифрового описания.По этой классификации шрифты бывают растровыми,штриховыми векторными , контурными и алгоритмическими.

Сравнивая шрифты, отлитые из метала, с цифровыми шрифтами,выполненными на компьютере, нетрудно убедиться, что те и другие имеютодинаковую графическую основу, разработанными старыми и современными мастерами. Эту основы составляют характер контраста и засечек, а также наличие или отсутствиепоследних. Литература Дизайн Периодических Изданий МГУ им. М. В. Ломоносова фак. журналистики 2000 г.