рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возможности САПР

Возможности САПР - раздел Высокие технологии, Объекты проектирования можно разделить на изделия и процессы, а процессы в свою очередь, на технологические и вычислительные Системы Автоматизированной Разработки Чертежей Система Автоматизиров...

Системы автоматизированной разработки чертежей

Система автоматизированного проектирования должна решать несколько различных задач: дать пользователю возможность производить геометрические построения, соблюдать стандарты нанесения размеров, штриховок, уметь работать с проекциями изображения, иметь библиотеку стандартных модулей (например, типовых шурупов и резьб).

Типичная система автоматизированного проектирования состоит из набора меню, предоставляющих пользователю различные возможности:

 

ü визуализация и вывод изображения,

ü графический редактор,

ü работа с трехмерными изображениями,

ü измерения на изображении,

ü текстовый редактор,

ü работа с библиотекой графических и текстовых объектов,

ü работа с базой данных объектов,

ü подготовка технической документации,

ü моделирование свойств объектов,

ü программирование функций с помощью встроенного языка,

ü системные функции.

 

В развитых системах автоматизированного проектирования каждый из разделов приведенного меню может содержать сотни функций и команд. Описать хотя бы малую часть этих команд на примере конкретной системы не представляется возможным. Поэтому мы попытаемся сделать их обзор «с высоты птичьего полета», а затем проиллюстрируем построение простого чертежа, чтобы у читателя не создалось впечатление, что освоить такую систему очень сложно.

 

Общие функции визуализации. Во-первых, пользователь может разбить весь чертеж на большое число объектов или слоев (обычно до 1024). Что такое слой? Понятие слоя естественно для задач разводки печатных плат. В простейшем случае разводка на одной стороне платы может быть названа первым слоем, а на противоположной стороне вторым. Для чертежей произвольных конструкций пользователь может задать части чертежа, имеющие отношение к одной системе, как принадлежащие одному слою. Например, все соединительные элементы можно обозначить принадлежащими одному слою. Другая возможность — рассматривать конкретный объект конструкции, например двигатель, как один слой, а его крепление как другой. Каждый слой можно раскрасить своим цветом (если, конечно, хватает возможностей используемой графической системы). Такая возможность очень полезна для визуализации отдельных составляющих чертежа. Более того, любой слой или сочетание слоев чертежа можно выключить, включить или заставить мигать. Таким образом, существуют различные варианты визуализации отдельных объектов и элементов конструкции. Можно выбрать такой режим работы, что модификации будет подвергаться только выбранный слой или группа слоев, а остальные элементы чертежа останутся незатронутыми.

Пользователь может одновременно видеть только часть чертежа большой конструкции. При этом он может произвольно смещать окно, через которое он наблюдает чертеж, в пределах заданной области, менять масштаб представления данных.

Линии чертежа могут быть нарисованы различными способами: можно изображать сплошные, штрихпунктирные, штриховые линии. Существует возможность в широких пределах изменять толщину линий.

Каждому объекту изображения пользователь может присвоить свое обозначение. Можно потребовать заштриховать объекты. Тип штриховки может быть самым разнообразным: линиями определенной толщины и ориентации, набором специальных текстур, соответствующих принятым стандартным обозначениям для различных материалов (стекла, бетона, грунта, песка и т. п.).

Пользователь может стереть любой участок изображения или любой объект: от точки или линии до чертежа достаточно сложного устройства. Любой участок изображения или объект может быть преобразован различными способами: выделенный объект можно сохранить в памяти и перенести в другой участок чертежа или скопировать. Можно произвести параллельный перенос выделенного объекта и повернуть его на заданный угол. Предусмотрена также возможность зеркального отображения или поворота объекта относительно оси симметрии. Существует возможность изменения масштаба объекта или всего чертежа.

Чертеж можно представить в разных системах координат: ортогональной, изометрической, полярной. При этом на экране будут все время отображаться оси соответствующей системы координат, перемещающиеся вместе с курсором, что очень удобно. Во многих пакетах автоматизированного проектирования предусмотрена работа с трехмерными объектами. При этом существует ряд возможностей: изменение масштаба по любой из осей, визуализация объекта со скрытыми линиями или без них, вращение получаемого трехмерного объекта, изменение точки зрения и перспективы, наложение теней и штриховка боковых участков трехмерного объекта и т. п. При этом пользователь видит перед собой реальное трехмерное изображение и может двигать его, рассматривать с различных углов зрения, вращать, переворачивать.

В любой момент можно запомнить получаемое изображение и потребовать вывода его на графопостроитель или принтер. Качество чертежа на графопостроителе, как правило, значительно превосходит качество распечатки, получаемой с помощью матричного принтера. В настоящее время распространены компактные и недорогие многоцветные графопостроители. Изображения чертежей, запомненные на дисках, можно передать в другую систему, используя международный стандарт на хранение чертежей IGES (Initial Graphics Exchange System).

Работу с системой автоматизированного проектирования на ПЭВМ можно сравнить с работой художника или фотографа, делающего фотомонтаж. Фактически мы описали функции: раскраски в произвольные цвета, рисования различных частей и накладывания их друг на друга, как будто они нарисованы на прозрачных кальках. Кроме того, можно рассматривать объекты чертежа через увеличивающую или уменьшающую лупу, вырезать их из изображения, как угодно поворачивать, копировать, накладывать, рассматривать с различных углов зрения в перспективе и т. п. Однако эти функции, предоставляемые ПЭВМ, по гибкости и скорости выполнения значительно пре восходят все мыслимые возможности человека.

 

Графический редактор. Графический редактор безусловно является основным элементом системы. В него включается широкий набор функций для вычерчивания на экране самых разнообразных объектов.

Графические примитивы. Для вычерчивания самых разнообразных деталей достаточно автоматической гене рации ограниченного набора графических примитивов. Простейшими из них являются точки. Точки можно задавать определенных размеров и цвета. Их расположение на экране в простейшем случае указывается курсором. Существует возможность задания относительных или абсолютных координат точек. При расположении точек на уже нарисованных геометрических объектах предусматривается целый ряд возможностей. Во-первых, точки могут быть заданы в характерных участках чертежа объекта: в самой верхней, нижней, правой или левой границах объекта, в центре тяжести объекта, в средней позиции объекта по выбранному направлению, в центре дуги или окружности, в фокусах эллипсов. Существует также возможность расположения точек на заданном расстоянии от любого выделенного участка чертежа в любом направлении. Кроме того, можно выделить ось симметрии детали и потребовать расположить на этой оси равноудаленный набор точек.

Не меньшее богатство возможностей существует при вычерчивании отрезков прямых линий. Наиболее распространена ситуация, когда пользователь задает начальную и конечную точку и затем дает команду на их соединение. Кроме того, можно провести линию под заданным углом к данной, найти касательную к кривой в заданной точке, провести параллельную линию или набор параллельных линий с заданным пространственным шагом и на заданном расстоянии от исходной. Уже начерченную линию можно разделить на заданное число отрезков, обозначить их координаты и т. п. Можно также потребовать соединения двух заданных линий отрезком дуги заданного радиуса или прямой.

Такой простой объект, как окружность, в развитых пакетах можно задать десятком способов. Простейший и наиболее естественный из них — указать в числовом виде или курсором центр окружности и ее радиус. Другой метод — указать центр и хотя бы одну точку окружности. Третий метод — указать три точки, лежащие на заданной окружности. Четвертый метод задать окружность, равноудаленную от выделенных точек изображения.

Еще более изощренными являются способы задания дуг окружности. Дугу можно построить, задав: центр и две крайние точки, центральную точку и касательную, любые три точки, через которые проходит дуга (всего встречается до 39 способов задания дуг).

Добавим к этому списку три способа задания треугольников, шесть способов задания прямоугольников, десять способов задания шестиугольников, шесть способов задания эллипсов, девять способов задания многоугольников и т. д. Надеемся, что у читателя еще не пошла кругом голова.

В пакетах автоматизированного проектирования также имеется возможность задания произвольных кривых: гиперболы, параболы, построения сплайна, проходящего через заданные точки, сегментов перечисленных кривых. Каждый из перечисленных объектов можно частично уничтожить, к каждому можно найти касательную или перпендикуляр и т. д. В целом только для построения простейших графических примитивов таких, как точка, линия, окружность, дуга, эллипс, имеется более сотни команд. В зависимости от выполняемой работы пользователю могут понадобиться различные их сочетания, но, по-видимому, большинство людей, занимающихся автоматизированным проектированием, использует лишь 10-15% всех имеющихся возможностей.

Сопряжения объектов. С помощью уже описанных функций построения графических примитивов можно решить практически все задачи сопряжения кривых. Для большей простоты ряд функций сопряжения обычно выносится в отдельные меню. При этом пользователь указывает, какие объекты он желает сопрячь кривой. Предусмотрены следующие основные варианты: сопряжения двух линий отрезком дуги, сопряжение линий двумя дугами, сопряжения окружностей, сопряжения окружности и прямой и др.

Кроме перечисленных функций, пользователь может в любой момент включать в чертеж стандартные изображения, доступные в имеющейся у него библиотеке объектов. Это могут быть типичные узлы, болты, соединения, модули и т. п. С каждым из этих объектов может быть сделан широкий набор операций: изменение масштаба, повороты, произвольное перенесение из одного участка чертежа в другой.

 

Работа с трехмерными изображениями. Основные функции, выполняемые в рамках этого подраздела, заключаются в том, что пользователь вначале задает чертежи всех видов объекта. Как только этот этап пройден, система может автоматически сгенерировать трехмерное изображение объекта и представить его самыми различными способами: в изометрии или диметрии, в различном масштабе. Пользователь может выбирать угол зрения на объект, вращать объект, убирать или накладывать скрытые линии и поверхности, затенять или закрашивать любые плоскости объекта. Теперь открывается богатство возможностей: достаточно изменить любой из видов чертежа, как немедленно будут пересчитаны все основные виды и трехмерное изображение объекта. В некоторых системах существует возможность одновременно визуализировать все основные виды и трехмерное изображение объекта. Разработка детали при этом крайне удобна: достаточно задать базовую форму детали, а затем в интерактивном режиме вносить в нее новые элементы, при этом достаточно изменить лишь один из видов и мгновенно получить на экране все изменения в чертежах и в форме разрабатываемой конструкции, да еще и посмотреть на трехмерное изображение под разными углами зрения.

Следующая возможность - автоматическое построение произвольного сечения или разреза. Для этого достаточно указать секущую плоскость на трехмерном объекте и мгновенно получить изображение сечения. В ряде пакетов существует возможность строить сложные сечения, например задавая поверхность, по которой необходимо рассечь трехмерный объект. В получаемом сечении можно даже автоматически произвести всю необходимую штриховку.

Работа с трехмерной графикой в системе автоматизированного проектирования не только развивает пространственное воображение, но и значительно повышает эффективность конструкторского труда, так как у инженера появляется мощный инструмент манипулирования с пространственными формами. Если описанный выше графический редактор можно назвать редактором чертежей, то в данном случае мы имеем дело с редактором поверхностей. В пакеты для проектирования трехмерных объектов включены самые разнообразные функции построения поверхностей: сфер, эллипсоидов, плавного сочленения двух плоскостей и т. п. Например, систему можно попросить соединить две плоскости, произвольным образом ориентированные в пространстве, гладкой поверхностью, потребовать, чтобы эта поверхность проходила через заданные точки. Читатель может себе легко представить возможное число процедур редактирования трехмерных изображений, если учесть их число для двумерного случая.

 

Измерения на изображении. Основной целью этой подсистемы является автоматическое измерение и простановка размеров на чертеже. Для того, чтобы что-то измерять, вначале необходимо задать абсолютные размеры всего чертежа. Обычно в пакетах практически не существует ограничений на числовые значения этих размеров они могут иметь диапазон от микронов до километров. При нанесении размеров пользователю предоставляется большое число вариантов. Простейший способ измерений — интерактивный. При этом необходимо указать крайние точки объекта измерения и дать запрос на численное значение. Для облегчения этого процесса предусмотрен набор измерительных функций, например пользователь указывает курсором на окружность и дает запрос: «Измерить радиус окружности». Среди простейших и стандартных типов измерений размера можно также выделить размер по горизонтали, размер по вертикали, наименьшее расстояние между объектами, расстояние по перпендикуляру от заданной прямой до выделенного объекта, угол, длина дуги.

Кроме интерактивного обычно предусмотрен и автоматический способ измерения размеров. При этом пользователь может указать список выделенных объектов, которые необходимо измерить, и тип измеряемого параметра, а система автоматически рассчитает размеры (а иногда и сама проставит все необходимые обозначения: линии, стрелки, числа и т. д.). Вообще, процедура расстановки размеров на чертеже — одна из самых сложных. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к справочнику по черчению: необходимо определить ориентацию надписи, ее расположение, для различных объектов существуют различные правила нанесения размеров. В ряде пакетов автоматизированного проектирования эти правила учтены. Более того, учитываются стандартные правила нанесения размеров на деталях, хранящихся в библиотеке стандартных модулей. Естественно, что все размеры автоматически пересчитываются при изменении масштаба изображения. Кроме стандартных размеров, пользователь имеет возможность измерения и более сложных геометрических характеристик объектов, например площади поверхности, периметра, кривизны, первых и вторых моментов инерции относительно заданных осей. Для трехмерных объектов также можно вычислить поверхности, объемы, объемы участков между выделенными элементами поверхности, координаты центров тяжести и др.

Обычно пользователю предлагаются различные варианты расположения размерных линий и текста на экране, множество типов стрелок, ориентация текста, центровка размера относительно выделенного участка изображения и т. п. Эти возможности позволяют достаточно быстро подготовить чертеж.

 

Текстовый редактор. Предназначен для нанесения на чертеж текста и комментариев. Естественно, что при этом предусмотрено множество сервисных функций: набор стандартных шрифтов, цвет текста, его толщина, высота и ориентация. Предусматриваются также сервисные функции типа расположения надписи по центру между выделенными участками чертежа, задание интервалов между буквами, исправления ошибок, замены символов или их сочетаний на заданные и т. п.

 

Работа с библиотекой графических и текстовых объектов. Мы уже упоминали, что любой созданный объект можно назвать каким-то именем и запомнить в специальной библиотеке. Кроме того, существуют стандартные библиотеки объектов: соединительных устройств, болтов, гаек, втулок и чего угодно в зависимости от области применения системы. При этом пользователю предоставляются возможности: просмотреть имеющуюся библиотеку, считать из нее и записать в нее любой символ или объект с сопровождающей его информацией: размерами, названием, комплектующими устройствами и др. (подробнее см. п. «Работа с базой данных»). При работе с библиотекой стандартных модулей можно произвести ряд операций. Во-первых, можно изменить масштаб и ориентацию объекта, скопировать объект и поместить его в любое место на чертеже. Во-вторых, можно в отдельное окно экрана прочитать изображение нескольких объектов из библиотеки (например, чертежи двух стандартных деталей, соединяющихся шурупом, и шурупа), скомпоновать их и записать в библиотеку под новым именем. Во многих пакетах существует возможность объединения нескольких десятков объектов. Описанная возможность очень важна при использовании пакета для конкретных приложений, когда в распоряжении пользователя всегда имеется набор стандартных модулей, из которых он может компоновать новое изделие. Естественно, что существуют и библиотеки трехмерных модулей, которые можно «состыковать» друг с другом.

 

Работа с базой данных объектов. Рассмотрим идеологию использования баз данных в системах автоматизированного построения чертежей. Для каждого из объектов системы пользователь может составить его описание, включающее различные сведения: наименование объекта, условное обозначение, порядковый номер, тип устройства, составной частью которого является данный объект, материал, детали, составляющие объект, их количество, стандартные изделия, входящие в объект, их количество и условные обозначения, типы соединений, объекты, соединяемые с данным, массу, объем, площадь, стоимость, механические характеристики и т. д. Пользователь может сам задать те сведения, которые считает необходимыми. Для этого существует возможность формирования типа записи информации об объекте. На экране при этом возникает меню, в котором изображены колонки текста, упорядоченные по элементам описания, например:

 

Наименование подсистемы: двигатель

Наименование объекта: гайка

Тип: нормальной точности

Диаметр резьбы: 8 мм

Шаг резьбы: 1,25 мм

Размер под ключ: 13 мм

Высота: 6,5 мм

Количество: 45 штук

Масса: 10 грамм

и т. д.

 

Для объектов, записанных в стандартных библиотеках, такое описание, как правило, уже имеется. Таким образом, в базе данных объектов хранится вся возможная информация об элементах конструкции.

Используя информацию, описывающую чертежи и входящие в них объекты, пользователь получает чрезвычайно широкие возможности. Он может формировать самые разнообразные запросы к базе данных. Для того чтобы читатель понял характер этих запросов, приведем несколько простых примеров. Предположим, что подготовлен чертеж какого-нибудь сложного устройства. Теперь можно легко сформировать и получить ответ на следующие вопросы:

 

сколько объектов используется в данной конструкции,

сколько винтовых соединений применено в конструкции,

сколько в данной конструкции элементов, сделанных из стали определенной марки, какова их масса и общая стоимость,

какую долю объема конструкции занимают объекты, относящиеся к заданной системе (например, к системе охлаждения двигателя) и какова их общая площадь.

 

Список вопросов можно продолжать почти до бесконечности. Читатель, видимо, понял, что теперь в руки конструктора попал мощный инструмент анализа инженерных решений. Учитывая, что в функциях управления базой данных предусмотрена возможность производить сложные вычисления по формулам, пользователь может немедленно рассчитать технические характеристики разрабатываемого устройства.

Другой аспект применения базы данных - поиск в стандартных библиотеках объектов, которые могут подойти для применения в разрабатываемом изделии, например, какие имеются стандартные зубчатые колеса, изготовленные из стали заданной марки с определенной высотой зубьев.

Наконец, еще одно применение базы данных даже во многом перекрывает уже описанные: выбирая из описания объектов необходимые параметры, можно мгновенно генерировать техническую документацию.

Подготовка технической документации. Эта подсистема основана на работе с базой данных, но обычно выделяется в специальный раздел меню, так как при подготовке спецификации основную роль играет соблюдение текстовых стандартов. Здесь пользователю предоставляется возможность сгенерировать вид текстовой таблицы спецификации и указать, какие именно данные необходимо записать в выбранные места таблицы. Так, согласно ГОСТу спецификация чертежа должна быть выполнена на листах определенного формата и содержать разделы «Документация», «Комплексы», «Сборочные единицы», «Детали», «Стандартные изделия», «Прочие изделия», «Материалы», «Комплекты». Пользователю теперь достаточно один раз проделать процедуру, в ходе которой он установит соответствие между полями базы данных и элементами таблицы спецификации.

Так, для раздела спецификации «Детали» системе генерации спецификации необходимо указать, что в колонку «формат» следует поместить данные из поля «формат» базы данных, в колонку «порядковый номер» поместить значение поля «порядковый номер», в колонку «обозначение» поместить символьную переменную из поля «обозначение» и т. д. Теперь достаточно указать системе, какой именно чертеж необходимо обработать, и будет получена полная спецификация! Внося любые изменения в конструкцию, мы немедленно получаем скорректированную спецификацию. В рамках одной системы теперь можно создать целый ряд специальных форм технической документации и буквально завалить ею всех нуждающихся, если только хватит бумаги.

 

Моделирование свойств объектов. Любое моделирование подразумевает, что в системе заложена некоторая математическая модель: формулы, по которым рассчитывается прочность детали или мощность тепловыделения, параметры жесткости конструкции и т. д. Различные модели столь разнообразны и настолько зависят от конкретной области применения, что перечислять их здесь не представляется возможным. К наиболее популярным пакетам автоматизированного проектирования обычно прилагаются специальные библиотеки моделей, ориентированных на различные области применения. Например, для механических конструкций, используя такую модель, пользователь может указать внешние силы, приложенные к конструкции, и рассчитать значения напряжений, возникающих в ее различных участках.

 

Программирование функций с помощью встроенного языка. В системе автоматизированного проектирования кроме набора меню обычно существует и набор специальных команд с аргументами, соответствующих выполнению всех операций. Например, для увеличения изображения можно выбрать страницу меню визуализации и функцию «лупа», а можно набрать на клавиатуре команду «ZOOM 3», что означает увеличение изображения в три раза. Число таких команд для развитых систем достигает нескольких сотен. Естественно, что желательно иметь возможность не набирать каждый раз какие-то команды на клавиатуре, а включать их как вызовы стандартных функций в язык программирования. Зачем это может понадобиться? Например, какую-то длинную последовательность стандартных операций необходимо выполнять достаточно часто. Тогда, если мы напишем программу, включающую вызовы необходимых функций, то всю эту стандартную последовательность можно будет выполнить нажатием одной кнопки. Кроме того, в большинстве случаев у таких последовательностей процедур имеются численные аргументы, которые вводятся пользователем или рассчитываются по ходу выполнения программы.

В еще более сложном случае, проводя операции проектирования, необходимо производить сложные математические расчеты. Типичные примеры таких расчетов: анализ разрабатываемой детали на прочность по заданным формулам, приближение поверхности методом конечных элементов, оптимальное размещение компонентов на поверхности изделия. Так, конструктор, разрабатывающий некоторый узел, может составить программу, которая будет пытаться минимизировать площадь объекта исходя из того, что детали не должны перекрываться в пространстве, заданные узлы не должны быть расположены ближе, чем задано, и т. д. Естественным для такой программы является ее объединение с языком данной системы автоматизированного проектирования. Например, программа может обращаться к базе данных, рассчитывать оптимальное пространственное расположение деталей и вызывать процедуры, которые модифицируют имеющийся на экране чертеж с учетом сделанных изменений.

Таким образом, возникает задача синтеза языка программирования с системой автоматизированного проектирования. Наиболее разумным путем решения этой проблемы является непосредственное включение языка в данную систему. Так, в систему AUTOCAD включен язык AUTOLISP — одна из версий Лиспа. Сейчас начинают появляться даже более сложные системы, включающие не только язык программирования, но и экспертные системы для принятия решений и подсказок конструктору в процессе разработки. Например, выпускаются экспертные надстройки над системой автоматизированного проектирования, ориентированные на различные конкретные задачи: проектирование электрических двигателей, разработку несущих конструкций в архитектурных сооружениях и т. д. В эти надстройки включен набор правил и математических моделей и конструктор в процессе работы может получить «советы» по оптимальному выбору тех или иных параметров разрабатываемой системы.

 

Системные функции. Обычно в системы автоматизированного проектирования включаются стандартные системные функции: просмотреть каталог файлов, задать имя текущего файла, с которым будет работать система, создать конфигурацию экрана, указать системе, какие периферийные устройства будут использоваться для вывода чертежей, в каком стандарте запоминать данные и т. п. В большинстве систем автоматизированного проектирования включены встроенные подсказки, объясняющие пользователю, как работает та или иная команда, что ему необходимо сделать, чтобы добиться того или иного результата.

Будем считать, что к этому моменту читатель представил себе основные функции системы автоматизированного проектирования чертежей на ПЭВМ и понял, что создание такой системы требует длительных усилий большого коллектива людей. Надо сказать, что первые системы такого рода для больших ЭВМ разрабатывались десятилетиями. Для ПЭВМ время разработки аналогичных пакетов сократилось до года. Какие же пакеты наиболее доступны для ПЭВМ, совместимых с моделью IBM PC? Прежде всего, это пакет AutoCad фирмы AutoDesk, ставший уже международным стандартом. С момента появления этого пакета прошло уже несколько лет, регулярно появляются новые версии. Пакет может работать с трехмерными объектами, включает в себя язык программирования. Вторым по популярности является пакет CADKEY фирмы Micro Control Systems. Известны также пакеты 3D Conseption, Anvil 1000, Micro CAD, Solid Modelling и др.

 

Рассмотрим типичную последовательность работы с системой класса AutoCad при построении простого чертежа.

1. Вызываем программу, для этого набираем на клавиатуре название системы ACAD и даем возврат каретки.

2. На экране возникает главное меню, из которого выбираем функцию «Графический редактор».

3. Теперь мы оказались в странице графического редактирования изображения. Основная часть экрана сейчас пустая, справа видна часть меню, в которой высвечены основные функции, снизу имеется строка команд. В этом режиме графический редактор ждет наших команд. На экране видно перекрестие, соответствующее текущему положению курсора. Линии перекрестия параллельны осям координат системы и передвигаются вместе с курсором.

4. Теперь с помощью «мыши» или клавишами управления курсором мы можем передвигать его по изображению. Начнем с построения прямой линии. Для этого выберем команду LINE. В командной строке появится подсказка: «Введите первую точку». Теперь мы можем, передвигая курсор, указать первую точку и нажать на возврат каретки или на специальную кнопку, расположенную на мыши. Теперь появляется подсказка «Введите последнюю точку» и, выполняя те же операции, мы строим линию. Заметим, что при перемещении курсора на экране появляется так называемая «резиновая» линия, в реальном времени соединяющая начальную точку линии и текущую точку, в которой расположен курсор. Это позволяет пользователю видеть, какая именно линия будет построена при выборе текущей точки экрана в качестве последней точки линии.

5. Пусть, дойдя до края детали, мы хотим провести дугу. Для этого вызываем команду ARC. Редактор просит: «Введите первую точку», «Введите центральную точку» и «Введите последнюю точку». Выбирая эти точки с помощью курсора, мы строим дугу окружности.

6. Продолжаем наши построения. Предположим, что возникла необходимость сопряжения двух прямых линий. Для этого даем команду FILLET. Редактор вначале запрашивает радиус кривизны сопряжения. Этот радиус легко задать с помощью курсора, установив его на участок сопряжения. Затем система просит указать ей две линии, которые необходимо сопрячь, и выполняет эту процедуру.

7. Пусть внешняя граница детали проведена. Начертим в середине детали отверстия. Для этого вызовем команду CIRCLE. Система попросит указать ей центральную точку и радиус и окружность построена.

8. Проставим размеры. Для этого выберем в меню специальную команду DIM. Потребуем проставить размер радиуса окружности. Для этого выбираем из меню пункт RADIUS и указываем курсором на окружность или дугу. Система попросит указать ей точку экрана, в которой необходимо написать текст и автоматически проставит размерные линии, стрелки и численное значение радиуса. При простановке горизонтальных или вертикальных размеров система попросит указать точки, из которых необходимо начать проводить размерные линии и автоматически проделает все остальное.

Базовый чертеж готов. Конечный результат иллюстрирует объемный чертеж.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Объекты проектирования можно разделить на изделия и процессы, а процессы в свою очередь, на технологические и вычислительные

Под проектированием понимают процесс при котором исходная информация о... Исходная информация обычно заключена в техническом задании ТЗ содержащем помимо выполняемой функции объекта...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возможности САПР

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Аспекты описаний проектируемых объектов
  Декомпозиция описаний по характеру свойств отображаемого объекта позволяет выделить функциональный, конструкторский и технологический аспекты описаний. Ф

Составные части процесса проектирования
Проектирование как процесс развивающейся во времени расчленяется на стадии, этапы, проектные процедуры и операции. При проектировании сложных систем выделяют стадии: 1. предпроект

Нисходящее и восходящее проектирование
  Если решение задач высоких иерархических уровней предшествует решению более низких иерархических уровней, то проектирование называется нисходящим. Если раньше выполняются эта

Исходные описания проектируемых объектов часто представляют собой ТЗ на проектирование.
Содержание ТЗ: 1. Назначение объекта 2. Условия эксплуатации ( окружающей среды, напряжение питания

Типичная последовательность проектных процедур.
Проектирование начинается с синтеза исходного варианта структуры системы. Для оценки этого варианта создаётся модель: ММ – при автоматизированном проектировании; эксперим

Разновидности САПР
  Классификацию САПР осуществляют по ряду признаков, например, по приложению, целевому назначению, масштабам (комплексности решаемых задач), характеру базовой подсистемы — ядра САПР.

Структура САПР
Как и любая сложная система, САПР состоит из подсистем (рис. 1.1). Различают подсистемы проектирующие и обслуживающие. Проектирующие подсистемы непосредственно выполняют проектные п

Виды обеспечения САПР
Средства автоматизации проектирования можно сгруппировать по видам обеспечения автоматизированного проектирования. Техническое обеспечение САПР представляет собой совокупность взаимосвязан

Функции, характеристики CAE/CAD/CAM-систем
  Функции CAD-систем в машиностроении подразделяют на функции двухмерного (2D) и трехмерного (3D) проектирования. К функциям 2D от­носятся черчение, оформление ко

Системы автоматизированного проектирования печатных плат и принципиальных схем
  Число различных пакетов для автоматизации проектирования печатных плат в настоящее время в несколько раз превышает число пакетов для разработки произвольных чертежей. Это связано с

Требования к математическим моделям.
Математические модели (ММ) служат для описания свойств объектов в процедурах АП. Если проектная процедура включает создание ММ и оперирование ею с целью получения полезной информации об объекте, то

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги