Ошибки в подстройке по ценностям

 

1. Перебор.

Не перестарайтесь, выделите одну‑две ценности, иначе вместо подстройки получится незапланированный диалог.

2. Фальшивое разделение ценностей.

Оставайтесь искренними, говорите только то, что думаете. Если в словах собеседника нет ничего ценного лично для вас, не говорите, что вы это тоже любите. Произнесите «ценностные» слова безоценочно: «Хочешь последить за рыбками?»

Что ж, у нас есть теперь СЛОВА. Что дальше? А дальше я сообщу вам парадоксальную вещь. Слова обеспечивают всего 7 % контакта, доверия, впечатления. Намного больше – до 38 % – зависит от того, КАК эти слова произносятся, т. е. от паравербальных характеристик. А основная часть – 55 % контакта, доверия, общего впечатления – это невербальные характеристики: мимика, жесты, позы, движения, дыхание.

 

 

Схема 2. Каналы восприятия

 

Парадоксальна эта информация лишь на первый взгляд. На самом деле наше сознание и даже в большей степени подсознание поступают очень мудро, больше доверяя тому, что человек в меньшей степени может контролировать. Слова мы способны контролировать лучше всего, интонацию и тембр – хуже, а невербалику, особенно микродвижения глаз и рук, – еще хуже. Проверьте себя: что вам легче контролировать – слова или мысли? Так вот, мысли, особенно невысказанные, проявляются в микродвижениях. Поэтому мимика, жесты, позы отражают мысли гораздо правдивее слов. И если возникает расхождение между словами и несловесными проявлениями, вывод – неосоз¬нанно – будет делаться на основании последних.

А чтобы вы не думали, что такое проявление мыслей – мистика либо досужие вымыслы, приведу выдержку из лекции известного российского психолога Алексея Николаевича Леонтьева, который провел потрясающий (т. е. в буквальном смысле потрясший в то время всю научную общественность) эксперимент. Вы можете его повторить.

 

Для того чтобы обнаружить микродвижения, нужно провести следующий простой эксперимент. На столе крепится лист ватманской бумаги. Испытуемому дают в руки остро отточенный карандаш. Как только он взял его в руки, возникла, актуализировалась готовая система выхода движений, рабочая позиция руки грамотного человека. Затем испытуемому завязывают глаза. При этом нужно проследить, чтобы он не морщил лоб. Я говорю об этом условии потому, что многие крупные физики, незнакомые с человеческим «хозяйством», часто не соблюдают элементарно необходимых при работе с человеком правил экспериментирования, и в результате они демонстрируют одно чудо за другим. Продолжим описание эксперимента. Перед испытуемым с завязанными глазами помещается ряд лампочек. Экспериментатор кладет свою руку на руку испытуемого и говорит: «Когда зажжется одна из лампочек, вы должны вести мою руку по направлению к ней».

При этом экспериментатор или какой‑либо другой ведомый не должен «тащить» руку испытуемого. Именно испытуемый должен выступать в роли ведущего. После вспышки лампочки дается команда: «Начинайте». Испытуемый знает, что ему надо вести карандашом от себя, но куда вести – неизвестно. Он знает, что можно вести карандашом в разных направлениях, но, как правило, ведет по направлению к лампочке. След от карандаша остается на бумаге. Если взять лупу и внимательно рассмотреть этот след, то перед вами явственно выступит картина борьбы. При увеличении прямая линия окажется ступенчатой. Эти «ступеньки» – реакция на микротолчки, которые автоматически производит человек, пассивно держащий руку, т. е. реакция на непроизвольные микродвижения руки ведомого.

А. Н. Леонтьев. Лекции по общей психологии

 

Так что очень разумно с точки зрения нашего подсознания доверять невербальным проявлениям больше, чем словам.Раз для влияния невербальные и паравербальные характеристики так важны, уделим им внимание. Начнем с голоса.

Человек с более низким голосом воспринимается как более компетентный, а с более высоким – как «новичок».

Кстати, это восприятие сразу создает дилемму для женщин. Дело в том, что восприятие человека «делового» в течение столетий ассоциировалось с мужскими чертами. Поэтому они в целом совпадают. Так, мужчина с более низким голосом воспринимается и как деловой, и как более мужественный. А вот женщину более деловой делает более низкий голос, а более женственной (именно женственной, а не сексуальной) – более высокий. Такие же противоречия возникают и во внешнем виде: более женственной будет восприниматься женщина на тонких каблуках, в мягкой одежде, с летящей походкой. Созданию делового имиджа эти черты не способствуют. А печатающая шаг дама в жестком костюме не воспринимается женственной. Так что женственная деловая женщина – простите за тавтологию – это искусство баланса и гармонии.