Любимые цитаты

Мы сидим с женой в театре оперетты. Герой, обращаясь к возлюбленной, поет:

– Люблю тебя! Навек я полюбил!

Но актер, играющий влюбленного, немного холодноват, не очень «выкладывается», И это чутко уловили две женщины, сидевшие перед нами. После рулады певца, признающегося в любви, они переглянулись, и одна другой прошептала:

– Не верь ему, не верь. Бросит он ее, вот увидишь. Бросит.

Евгений Весник. Дарю, что помню

 

Вернемся к голосу.

Ощущению компетентности также способствует средний темп – его излишнее увеличение может быть воспринято как несерьезность и неуверенность, а замедление – как некомпетентность и «тугодумие».

«Металл» в голосе создает подозрение в недоброжелательности; доверие, напротив, вызывают доброжелательность и забота, «теплота» в голосе.

Возникновению доверия помогает энергичный, транслирующий ответственность голос. Обладатель «вялого» голоса подозревается в безответственности и вызывает недоверие.

Интонационный подъем в конце фразы (

) показывает и вызывает интерес, а снижение интонации (

) транслирует скуку и усталость.

Уверенность транслируется в интонационно законченных фразах и паузах

.

Транслировать позитивный настрой и отношение можно энергичным теплым голосом с интонационным подъемом. Уверенности добавят паузы и интонационно завершенные фразы.

Особенно чувствительны к паравербальным характеристикам речи аудиалы и кинестетики. Для аудиалов тембр и мелодика настолько важны, что могут определять отношение как к говорящему, так и к содержанию. А на кинестетиков влияет интонация, поскольку она транслирует эмоциональный настрой.

И, наконец, характеристики, формирующие основную часть впечатления, – невербальные.

Давайте проанализируем, как мыраспознаем состояние другого человека .Перед нами – лицо человека.

Думаю, если спросить человека, как он понимает, что за эмоции изображены, то можно услышатьследующее: «Мне так кажется»,«Я подумал, что ситуация, в которую он попал, пожалуй, вызвала такие чувства», «У него грустное лицо».

Иными словами,посмотрев на него, можно оценить его позу,жесты, мимику.

Проанализировав ситуацию, можно поставить себя на его место. Либо сделать вывод, опираясь на обобщенный опыт. А еще, хотя сам человек редко это замечает, анализируя картинку, он невольноповторяет позу человека на ней, а значит, тело дало ему определенный сигнал. Ведь связь между эмоциями и движениями двусторонняя. Если человек расстроен, его плечи, подбородок, уголки губ опустятся. Но есть и другая связь, хотя, конечно, более слабая. Если ссутулиться, опустить подбородок, то эмоции начнут соответствовать позе.

Посмотрим на типичные внешние проявления эмоций.

Уголки губ и глаз, поднятые вверх, показывают ярко выраженную позитивную эмоцию.

Наоборот, уголки губ и глаз, опущенные вниз, – проявление ярко выраженной негативной эмоции.

При страхе у человека сбивается дыхание – мы видим открытый в попытке вдохнуть рот. А «глаза у страха велики» в буквальном смысле – они распахнуты.

Выраженная негативная эмоция, направленная на кого‑то, проявляется в поднятых уголках глаз – в отличие от «радости» со сведенными бровями и перекошенным ртом.

Часто такой жест – полуприкрытый рукой рот – трактуется как недоверие. Это не обязательно свидетельство того, что собеседник не верит, однако четкий показатель того, что слушает критически, пропуская через сознание, цензуру. В отличие от слушания с «открытым ртом».

Важны не просто распахнутые руки – чтобы полностью доверять, человеку нужно видеть ладони собеседника. Только так он перестает ощущать скрытую угрозу. Поэтому спрятанные (в карман, за спину) руки – мощный барьер на пути контакта.

Важно также направление кистей в жестах. Жесты «к себе» возникают, когда мы подсознательно «берем» что‑то у собеседника. Жесты «от себя» – напротив, дающие. Человек, говорящий о пользе для собеседника и «гребущий» к себе (пока только воздух между собеседниками), сразу вызывает недоверие.

«Человек стоит на своем» – ноги стоят на полу, руки опираются о поверхность, плечи расправлены, пальцы упираются друг в друга. Все это свидетельства того, что человек чувствует себя уверенно, знает, о чем говорит. Упор пальцев к тому же помогает ощутить уверенность.

Переминание с ноги на ногу, мелкие хаотичные движения рук, несбалансированная мимика показывают, что человекне определился, колеблется – не уверен либо в себе, либо в другом и его предложении.

Почти нейтральное лицо. Скуку выдают слегка опущенные уголки губ и плеч.

Наклоненные в сторону собеседника голова или повернутое тело (ноги, руки) говорят о заинтересованности. По этим признакам можно определить, к кому реально испытывает интерес человек, даже если он делает безразличное лицо.

Насупленные брови и сжатый рот выдают отрицательное отношение к происходящему.

Невербальные характеристики влияют на всех, но особенно чувствительны к ним визуалы.