Чувства

 

Эти самые устойчивые и глубокие эмоциональные процессы напрямую связаны с системой мотивов и ценностей личности. Поэтому длительное позитивное отношение сформируется к тем людям, предметам, явлениям, которые соотносятся с мотивами и ценностями. А негативное – ко всему, что расходится с ними. Амбивалентные, неоднозначные чувства возникают в ситуациях сформировавшегося отношения к чему‑то либо при поступлении противоречивой информации.

«Это жестоко», – скажете вы про какое‑то действие, надеясь вызвать к нему негативное отношение. А вдруг ваш собеседник ценит силу и вовсе чужд милосердия – ну нет такого пункта в списке его ценностей.

«Тебе нужно учить математику, это поможет тебе стать хорошим инженером», – пытается сформировать хорошее отношение к предмету мать пятиклассника. А хочет ли он быть хорошим инженером – вот в чем вопрос.

Воспитание чувств – длительный и сложный процесс. Ценности и система мотивов формируются у человека к 21 году – не зря именно этот возраст во многих странах считается совершеннолетием. Потом изменения происходят в периоды личностных кризисов и в моменты потрясений.

 

Я как‑то заметила, что не могу больше с прежним чувством смотреть старые «революционные» фильмы. Сочувствие к Бумбарашу, гордость за неуловимых мстителей, бывших для меня в далеком детстве «своими», смешались в душе с ужасом перед страшной силой, защитниками которой они стали в моих глазах. И не получается уже испытывать былой азарт от погони и восторг от победы. А их враги, в отрицательный образ которых режиссеры вложили все свое мастерство, огорчают теперь все больше тем, что не победили.

 

Если вам нужно вызвать отношение к кому‑то или чему‑то, подумайте, что важно для человека. Вспомните, что он говорил о себе. Какие люди и персонажи ему нравятся и чем. Как он оценивает события. И именно на это опирайтесь в своих обращениях. Воспримет вас как «своего» – возникнет хорошее отношение. Воспримет как «чужого» – возникнет настороженность, а то и неприязнь.

За образец вполне можно взять способ формирования отношения в кино или литературе. Как создается положительный герой? Возьмем, например, Гошу из фильма «Москва слезам не верит», получившего в 1981 году «Оскар» не в последнюю очередь за образы героев. Гоша стал образцом «настоящего мужчины» и мечтой целого поколения советских женщин, измученных инфантильностью, несостоятельностью, безответственностью представителей сильного пола. Как это было сделано? Герой произносил то, что хотели услышать все эти женщины – не только Катерина. Например: «А заодно запомни, что все и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я – мужчина». И делал то, что должен был делать «настоящий мужчина» – дрался, например, хорошо, за слабых вступался. И на стресс реагировал по‑мужски – ушел молча и запил. В общем, безусловно, положительный герой.

Чтобы увидеть прямую связь между чувствами и системой ценностей человека, вообразите себе реакцию на Гошу ярой феминистки, к тому же ратующей за мир во всем мире и здоровый образ жизни. Ну или хотя бы обычной современной европейской женщины.