Архитектурный дизайн.

 

1) ОБЪЕКТ (дизайна) — противостоящая субъекту реальность (среда, процесс, вещь или комплекс вещей, явление, идея), на которой сосредоточено его внимание в целях анализа, познания, преобразования: О. деятельности, О. проектирования, О. исследования и т. д.

Комплексный объект дизайна — совокупность взаимосвязанных объектов, рассматриваемых дизайнером как целостный объект, еди­ная система, объединенная по одному из следующих принципов: как группа технически родственной продукции (радиоэлектроника, хо­лодильники, мебель и пр.); как функциональная система деятель­ности (предметное оснащение фирмы, службы, отрасли, культурно­го или спортивного мероприятия, потребительской группы); как предметно-пространственное средовое образование (жилище, цех, офис и т. п.); как графический комплекс (фирменный стиль, система визуальной коммуникации, графика изделия, рекламная серия и т. п.). Проектирование К. о. требует системного подхода, состав­ления дизайн-программ, проведения широкого социокультурного предпроектного исследования.

 

ОБЪЕКТ ДИЗАЙНА — противостоящая субъекту проектной деятельности реальность среда, процесс, вещь или их комплекс, явление, идея), на которой сосредоточено его внимание в целях анализа, познания и преобразования; комплексный О.Д. — совокупность взаимосвязанных объектов, рассматриваемых как целостность, образованная по одному из следующих принципов: как группа технически родственной продукции, как функциональная система деятельности, как предметно-пространственное средовое образование, как графический комплекс.

Дизайнерское проектирование реализуется по-разному в зависимости от вида дизайна и типа объекта и постепенно усложняется по мере усложнения задач «частных» дизайнов. Если графический дизайн занят решением задач, связанных с визуальными коммуникациями и фирменным стилем, то промышленный сосредоточен на улучшении всех потребительских свойств приборов, оборудования и машин, имея в виду и рентабельность их массового производства, и формально-эстетические достоинства. Архитектурный дизайн еще богаче по задачам и возможностям, т.к., обладая мощными средствами цветовых и объемно-пластических комбинаций, подключает к ним еще и колоссальный потенциал специфических «пространственных переживаний». Но архитектурный объект — это, по преимуществу, место деятельности, тогда как средовое проектирование призвано соединить в О. д. палитру задач и достоинств всех форм конкретных дизайнов, синтезируя их при организации полноценной среды для жизни человека.

Другие «конкретные дизайны» тоже решают задачи обеспечения жизнедеятельности, в т.ч. художественные, но — по частям. Графический посвящен проблемам аккумуляции и
распространения информации, промышленный формирует оснащение нашей деятельности, предметную наполненность тех пространств, которые предлагает для существования человека архитектура. Но только дизайн архитектурной среды способен к формированию комплексных О. д., обладающих и формальной целостностью, и образным содержанием.

Их специфические качества — динамичность, гуманистичность и целостность, а главные среди них — дизайн городской среды (открытые пространства и их инфраструктуры — от транспорта до сервиса), интерьерный дизайн и открытые и закрытые пространства производственной среды. Причем О. д. этих типологических групп как бы четырехмерны: все они включают пространство, несут функциональную нагрузку, имеют предметно-графическое наполнение, но главное — выражают некое художественнее содержание, символизирующее многомерность связей среды обитания с мироустройством и мировоззрением человечества.

Другими словами О. д. есть не только материально-физическая, утилитарно организованная реальность требований жизни, формализованная в изделиях и комплексах графического, промышленного и средового характера. Но — и это специфика дизайн-деятельности — и художественно-образная конструкция, воплощенная в двух ипостасях дизайнерского образа — визуальной организации предмета или комплекса и его идейно-содержательной структуре, уходящей корнями в представления о нужности, целесообразности, рациональности и общественной значимости дизайнерской продукции.

А стало быть, О. д. — это и противостоящие дизайнеру особенности формы дизайнерской продукции - характеристики размера, конфигурации, цвета, фактуры, ритма, которые должны быть преобразованы мастерством и интуицией автора из элементарных объективных признаков вещи или пространственной ситуации в эстетическую систему, символ или образ. И средства дизайн-проектирования перебрасывают мостик от объективных законов организации материи к субъективным принципам их интерпретации в искусстве дизайне.

 

ПРЕДМЕТ — 1) всякая материальная вещь, изделие, продукт труда; 2) вычлененная в объекте область исследования, преобразования, внимания, цель проектного изменения объекта (создание новых форм и структур объекта, изменение внешнего вида, технологического процесса и пр.): П. деятельности, П. исследования, П. проектирования, П. оценки и т. д. Вещь как П. потребления является одним из объектов дизайнерского проектирования. (см. ППС)

 

2) АРХИТЕКТУРНЫЙ ДИЗАЙН — сфера архитектурно-строительной деятельности, направленная на формирование объектов и сооружений массового назначения: рядовых жилых, общественных и производственных зданий и открытых городских пространств.

Отличительная черта Архитектурного дизайна — приоритет прагматического начала, убеждение, что в этом виде проектного творчества художественные, образные результаты должны появиться как следствие эффективной разработки утилитарных и функциональных задач. Как правило, Архитектурный дизайн ориентируется на разного рода прототипы — проверенные временем повторные и типовые решения объемно-планировочных схем и конструкций, которые хорошо отвечают сложившейся производственной базе строительства и принятому на данный момент уровню организации образа жизни.

Архитектурный дизайн — раздел архитектурно-строительного проектирования, нацеленный на формирование объемно-пространственных и матери­ально-технических условий человеческого существования — зданий, сооружений, населенных мест и их оборудо­вания и благоустройства — с позиций преимущественно утилитарно-практических планировочных решений, их эргономичность и целесообразность, экономич­ность и эффективность конструктивных и строительных предложений. При этом предполагается, что высокое качество визуальных характеристик технологических, декоративных и конструктивных разработок, отвечающих практическим запросам человека, обеспечит произведениям Архитектурного дизайна необходимые черты эстетического совершенства ( типообраз, масштабность и пр.).

Основная продукция Архитектурного дизайна — объекты массового ( т. н. «повторного» и «ти­пового» ) строительства различного назначения — от жилища до рядовых общественных и производственных сооружений, в которых образно-идеологические установки творческих усилий про­ектировщика в целом уступают задачам прагматическим.

Широкое распространение принципы Архитектурного дизайна получают в моменты острой нехватки соответствующих объектов, когда массовое строительство специально инициируется и регулируется государственной социальной политикой. В Европе это послевоенные — 1950–1960-е годы; в нашей стране, особенно пострадавшей от последствий Второй мировой войны, проявления Архитектурного дизайна заметны до сих пор.

Исторически к Архитектурному дизайну можно отнести подавляющее большинство произведений народной культуры, где многовековой опыт реального строительства и оборудования жилых домов и других «рядовых» объектов жизнеустройства кристаллизовался в блестящие по житейской логике, эстетике, конструктивной целесообразности устойчивые образцы.

В настоящее время Архитектурный дизайн стал профессиональным и переживает своего рода второе рождение: во-первых, из-за роста массовых потребностей населения развивающихся стран, требующих резкого повышения уровня жизни, во-вторых, из-за распространения в обществе новых форм организации среды обитания («второе жилище», роста сети повседневного обслуживания, особенно в развитых странах, появления мобильных средств проживания — от яхт до трейлеров и т. п.). Разработка проблем формирования этого пласта условий жизни человека требует от проектировщика особых знаний, специфически «дизайнерского» мировоззрения, отличного от тех, что сегодня готовит традиционная архитектурная школа.

По сути дела речь идет об обособлении еще одной архитектурной профессии, которая, наряду с уже сформировавшейся специальностью «дизайн архитектурной среды», станет следующим шагом в развитии архитектуры как искусства.