Дизайн интерьера. Объемно-пространственная структура. Назначение интерьеров.

Дизайн интерьера — отрасль дизайна, направленная на создание и организацию предметно-простраственной среды с целью удовлетворения функциональных и эстетических запросов человека.

Дизайнер выполняет оптимизацию труда в помещении, улучшает навигацию в крупных помещениях. Он управляет всем процессом оформления интерьера: планировкой помещения, освещения, систем вентиляции, акустикой; отделкой стен; размещением мебели и установкой навигационных знаков.

Назначение — важный фактор, определяющий внутреннее содержание интерьера, его идейно-художественное и эмоциональное значение. Специфика требований, предъявляемых к каждому типу интерьера, обусловливает степень возможности и целесообразности применения в нем средств монументально-декоративного, прикладного искусства.

Помещения, в которых люди учатся, создают научные ценности — рабочие помещения. В них не должно быть ничего, что мешало бы сосредоточению внимания, организация их интерьера должна способствовать лучшему выполнению основной функции. Следовательно, назначение рабочих помещений в зданиях культурно-просветительного профиля не требует применения в них произведений монументально-декоративного искусства, как и других предметов, отвлекающих внимание от основной работы. Но это касается лишь рабочих помещений: классов, аудиторий, читален, лабораторий и т. п. Человек, не может работать без отдыха, без перерыва, во время которых с целью восстановления физических и духовных сил он должен находиться в отведенных для этого помещениях или на открытом воздухе. Поэтому интерьеры универсальных залов, рекреационных помещений—холлов, фойе и пр.— должны способствовать хорошему отдыху, возбуждению положительных эмоций. В таких помещениях представляется возможным использовать средства монументально-декоративного искусства, поскольку они облегчают выполнение функции по организации отдыха, повышению работоспособности, улучшению настроения, эстетическому воспитанию.

Объемно-пространственная структура. Форма любого изделия взаимодействует с пространством, поэтому в отношении любой формы можно говорить о двух компонентах структуры — объеме и пространстве.

Для создания эстетически полноценного изделия необходимо учитывать характер взаимодействия пространства с объемом, так как конструктор организует в форму не только материал, но и пространство, которое входит с ним в контакт. Это условие особенно важно соблюдать при проектировании мебели, которая представляет собой сложные отношения объема и пространства. Форма изделия должна являться не случайным сочетанием объемов, а развиваться по определенным закономерностям. Чем сложнее изделие, тем большее значение для достижения гармонии приобретает последовательное развитие принципа, который положен в основу его строения.

Для того чтобы объемно-пространственная структура изделия была организована хорошо, связи между ее элементами должны быть органичными. Еще одной важной закономерностью объемно-пространственной структуры выступает единство ее строя, необходимость считаться с его общим характером, поддерживать и развивать строй главных элементов структуры в строе ее частных элементов. Нарушение этой закономерности приводит к появлению чужеродных частей структуры, которые не желают уживаться с остальными.

Композиционная роль пространственных связей может ослабевать или усиливаться в зависимости от ряда условий, из которых главные — соотношения размеров частей и целого; абсолютные размеры всего объекта, а также ракурсы, под которыми он обычно воспринимается. К второстепенным условиям следует отнести характер поверхности, цвет и особенности материала, фон . Таким образом, характер пространственных связей многообразен, и в ходе композиционного поиска следует учитывать индивидуальные особенности формы. Новая объемно-пространственная структура — это новый характер отношений объем — пространство.