Информация в дизайне.

1) ЭРГОНОМИКА —дисциплина, комплексно изучающая антропометрические, биомеханические, психофизиологические и психологические аспекты взаи­модействия человека с техническими средствами, предметом деятель­ности и средой с целью придания системе „человек—машина—среда" таких свойств, которые обеспечивают наиболее эффективное ее функционирование при условии сохранения здоровья и развития личности. Эргономическое обеспечение дизайнерских разработок осуществляется путем непосредственного участия эргономистов в процессе проектирования, разработки и внедрения эргономических норм, требований и стандартов.

Эргономические свойства изделия — свойства изделия, которые проявляются в системе „человек—изделие—среда использования" в результате реализации эргономических требований. Эргономический анализ — комплексное исследование содержания, средств и условий деятельности человека в системе „человек—маши­на—среда", осуществляемое в целях ее оценки или обеспечения безо­пасности, удобства и надежности деятельности.

Эргономическое обеспечение — установление и реализация эргономических требований и формирование эргономических свойств системы „человек—машина—среда" на стадиях ее разработки и использования. Реализуется в виде совокупности взаимо­связанных организационных мероприятий, научно-исследователь­ских и проектных работ, что повышает эффективность систем и ка­чество труда, удобство и безопасность эксплуатации и обслуживания, улучшает условия и содержание труда, сокращает сроки освоениясистем, экономит физические и нервно-психологические затраты ра­ботающего человека. При этом достигается значительный социаль­но-экономический эффект, выражающийся в повышении привлека­тельности и содержательности труда, сохранении здоровья и поддер­жании высокой работоспособности, сокращении непроизводитель­ных потерь рабочего времени, уменьшении затрат на предоставление льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. Э.о. является необходимым и обязательным этапом дизайнерского проектирования.

ЭРГОНОМИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ — вид проектной деятельности, нап­равленной на формирование таких эргономических свойств системы „человек—машина—среда", которые обеспечили бы ее функциониро­вание с необходимым или максимально возможным качеством при минимальном или допустимом расходе человеческого ресурса (ко­личество операторов, время профессиональной подготовки, утомля­емость, травматизм и т.п.).

Объектами Э.П. являются процесс (организация, алгоритм) и сред­ства деятельности — внешние, технические (изделие, машина, обору­дование) и внутренние, присущие человеку (знания, умения, навы­ки) , а также предмет деятельности (заготовка, рабочее поле) и ее условия (рабочее место, среда, психологический климат). В результате Э.П. должны быть определены: рациональные функции, которые будет выполнять человек; способы реализации этих функ­ций (циклограммы, алгоритмы деятельности, режимы труда–отды­ха); характеристики информации, циркулирующей в системе, и двигательных действий; пространственная организация источников информации и органов управления; геометрические и гигиенические параметры рабочего места и его вспомогательного оборудования; требования к знаниям, умениям, навыкам работников или пользова­телей, способам и средствам их обучения и поддержания необходи­мого физиологического и психического состояния в процессе дея­тельности.

Продуктом Э.П. является эргономическое решение, содержащее взаимосогласованное определение перечисленных выше позиций и оформленное в виде графического материала, объяснительной за­писки и инструкции работнику (пользователю). Методы Э.П. включают в себя приемы мыслительной проектной де­ятельности, многофакторные эксперименты, математическое моде­лирование с использованием оптимизационных процедур, статиче­ское и динамическое макетирование. Э.П. является частью системотехнического и дизайнерского проек­тирования.

ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ— требования, которые предъявляются к системе „человек—маши­на—среда" исходя из задач оптимизации деятельности человека-опе­ратора с учетом его антропологических, психофизиологических, психологических и физиологических характеристик и возможностей. Э. т. классифицируются по иерархическому предметно-функциональ­ному принципу, по объектам их предъявления, функциональному назначению, структурному построению и информационному взаимо­действию этих объектов. Э. т. являются основой при формообразо­вании изделий, дизайнерской разработке пространственно-компоно­вочных решений системы в целом и отдельных ее элементов.


2) ИНФОРМАЦИЯ

— сведения, являющиеся объектом хранения, передачи, преобразования. В дизайне —содержание документов и других источников (текстов, фотографий, чертежей, статистических данных и пр.), используемых в работе дизайнера, а также являющихся результатом его деятельности. И., идущая извне, хранится в формах, наиболее удобных для ее использования (часто максимально визуализированных) в конкретных исследованиях и художественно-конструкторских разработках и составляет необходимый банк информации. И., идущая от дизайнера, появляется как результат предпроектных исследований, дизайнерского анализа и промежуточных этапов проектирования и несет особое содержание творческого плана: новые представления и критерии, которые фиксируются в промежуточных и окончательных проектных документах, статьях и высказываниях дизайнеров, изобразительном материале и в конечном счете — в осуществленном изделии или комплексном объекте проектирования.
Визуальная информация — содержание, смыслы и образы, воспринимаемые человеком зрительно. В. и. имеет специфическое образное содержание, передаваемое через форму, расположение и соотнесение предметов, характер начертания графических знаков и символов, форму шрифта, характеристики цвета, освещенности и пр. Визуальный ряд — совокупность тематически связанных изображений изделий, их комплексов и т. п., позволяющая представить эволюцию формы, динамику изменения пластических характеристик, выявить закономерности формообразования, специфику формы, цветовых решений и пр. В. р. необходим при составлении информационной модели объекта дизайна и в процессе проведения дизайнерского анализа формы изделий.

Изобразительная информация — информация, выраженная языком
зрительных образов и представляемая визуальными средствами (фотографии, чертежи, рисунки, диаграммы, схемы и пр.). Особая роль
И. и. для дизайна заключена в ее способности передавать недоступные другим видам информации визуальные характеристики формы. Работа с И. и., сопровождающей проект или включенной в него, — один из наиболее ответственных этапов проектирования, от которого зависит эстетический уровень будущего изделия или комплекса.