рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРИРОДА ЦВЕТА

ПРИРОДА ЦВЕТА - раздел Полиграфия, Лекция 9 представление графических данных   Восприятие Цвета Человеком Имеет Как ...

 

Восприятие цвета человеком имеет как физическую, так и психо­физио­логическую, природу. Оно зависит от физических свойств света, т. е. электро­магнитной энергии, от его взаимодей­ствия с физическими веществами, а также от их интерпретации зри­тельной системой человека.

Зрительная система человека воспринимает как видимый свет электро­магнитную энергию с длинами волн от 380 до 760 нм (1 нм = 10-9 м). Излучения с длинами волн от 380 до 470 нм имеют фиолетовый и синий цвет, от 470 до 500 нм — сине-зеленый, от 500 до 560 нм — зеленый, от 560 до 590 нм — желто-оранжевый, от 590 до 760 нм — красный, рис. 9.1.

Система цветового зрения человека включает два типа светочувстви­тельных фоторецепторов, расположенных на сетчатке глаза: колбочки, чув­ст­ви­­тельные к некоторому цвету, и палочки, не обладающие преиму­щест­венной чувствительностью к какому-либо цвету и играющие главную роль в создании ахроматических зрительных образов. В каждом глазу 6 … 8 млн. колбочек и 100 … 120 млн. палочек.

Рисунок 9.1 – Восприятие световых волн фоторецепторами глаза

 

Существуют три типа колбочек, пики чувствительности которых приходятся примерно на 420 нм, 534 нм и 564 нм, которые называют соответст­венно «синими», «зелеными» и «красными». Термины «красный» и «зеленый» применительно к колбочкам весьма условны, поскольку пиковые значения 534 и 564 нм лежат в желтом диапазоне. Чувствительность глаза к синему цвету существенно ниже, чем к зеленому и красному.

Суммарная чувствительность глаза максимальна при длине волны порядка 550 нм, а на краях видимого диапазона спектра она резко падает. Кривая суммарной чувствительности на рис. 0.1 называется функцией спект­раль­­ной чувствительности глаза. Это мера световой энергии или интен­сивности с учетом свойств глаза — источники излучения одинаковой интенсив­но­сти но с различным спектральным составом будут восприниматься глазом как имеющие разную яркость.

Свет воспринимается либо непосредственно от ис­точника, например элект­ри­ческой лампочки, экрана ЭЛТ, либо косвенно при от­ражении от поверхно­сти объекта или преломлении в нем.

Различают понятия яркости и светлоты. Яркость являет­ся свойством самосветящихся или излучающих объектов и определяет интенсивность излучения. Светлота — свойство несветящихся или отражаю­щих объектов отражать некоторую часть падающего на них света.

Интенсивность отраженного света удобно рассматривать в диапа­зоне от 0 до 1, где 0 соответствует черному, 1 — белому, а проме­жуточные значения — серому цвету.

Источник или объект является ахроматическим, если наблюдае­мый свет содержит все видимые длины волн в приблизительно рав­ных количествах. Ахроматический источник кажется белым, а от­раженный или преломленный ахроматический свет — белым, чер­ным или серым. Белыми выглядят объекты, ахроматически отра­жающие более 80% света белого источника, а черными — менее 3%. Промежуточные значения дают различные оттенки серого.

Если воспринимаемый свет содержит длины волн в произволь­ных неравных количествах, то он называется хроматическим. Ес­ли длины волн сконцентрированы у верхнего края видимого спект­ра, то свет кажется красным или красноватым, т. е. доминирую­щая длина волны лежит в красной области видимого спектра. Если длины волн сконцентрированы в нижней части видимого спектра, то свет кажется синим или голубоватым, т. е. доминирующая дли­на волны лежит в синей части спектра.

Рисунок 9.2 – Хроматический и ахроматический свет

 

Однако сама по себе элек­тромагнитная энергия определенной длины волны не имеет никако­го цвета. Ощущение цвета возникает в результате преобразования физических явлений в глазу и мозге человека. Цвет объекта зависит от распределения длин волн источника света и от физических свойств объекта. Объект кажется цветным, если он отражает или пропускает свет лишь в узком диапазоне длин волн и поглощает все остальные. При взаимодействии цветов падающего и отражен­ного или пропущенного света могут получиться самые неожидан­ные результаты. Например, при отражении зеленого света от бело­го объекта, объект кажется зеленым, а если зеленым све­том освещается красный объект, то он будет черным, так как от него свет вообще не отражается.

Психофизиологическое представление света определяется цвето­вым тоном, насыщенностью и светлотой. Цветовой тон позволяет различать цвета, а насыщенность — определять степень ослабления (разбавления) данного цвета белым цветом. У чистого цвета она равна 100% и уменьшается по мере добавления белого. Насыщен­ность ахроматического цвета составляет 0%, а его светлота равна интенсивности этого света.

Физическими эквивалентами цветового тона, насыщенно­сти и светлоты являются доминирующая длина волны, чистота и яркость. Электро­магнитная энергия одной длины волны в видимом спектре дает монохроматический цвет. На рис. 0.2 изображено распределение энергии ахроматического («белого») света, хроматического света с доминирующей длиной волны 650 нм и насы­щен­ностью 50 %, и монохроматического света с такой же длиной волны.

Яркость пропорциональна энергии света и рассматривается как суммар­ная энергия волн всех длин. Графически яркость света определяется площа­дью под кривой спектрального состава, рис. 0.2. Однако субъективное ощущение яркости при восприятии света человеческим глазом зависит от его спектра­ль­ной чувствительности. Свет зеленого или желтого тона будет казаться значи­тель­но ярче, чем свет с такой же энергией, но синего тона.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция 9 представление графических данных

представление графических данных... Форматы графических файлов Природа цвета Трехкомпонентная теория цвета...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРИРОДА ЦВЕТА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ФОРМАТЫ ГРАФИЧЕСКИХ ФАЙЛОВ
  В компьютерной графике применяют, по меньшей мере, три десятка форматов файлов для хранения изображений. Но лишь часть из них применяется в подавляющем большинстве программ. Как пра

ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ЦВЕТА
  Обычно встречаются не чистые монохроматические цвета, а их смеси. В основе трехкомпонентной теории цвета служит предполо­жение о том, что в центральной части

ЦВЕТОВЫЕ МОДЕЛИ
  Трехмерная природа света позволяет представить совокупность цветов в виде некоторого пространства, причем каждый из компонентов будет пред­став­лен координатой этого пространства. Т

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги