Последствия аборта

Решаясь на искусственное прерывание беременности, женщины и мужчины, как правило, руководствуются шаблонными лозунгами, не задумываясь о физиологических и нравственных последствиях аборта. В их числе: «Зачем плодить нищету?», «Каждый ребенок должен быть желанным », «А если он больной?» и др. Между тем эта самая распространенная и позиционирующаяся как несложная операция имеет целый ряд последствий, которые выходят далеко за рамки только медицинских показаний и включают в себя психические, духовно-нравственные и демографические аспекты.

Среди них можно выделить ранние и поздние осложнения, которые часто ведут к бесплодию.

Аборт – одна из причин материнской смертности, связанная со здоровьем женщины. Данные, полученные на основании анализа свидетельств о смерти в 24 странах, показывают, что от 6 до 46 процентов всех зарегистрированных случаев материнской смертности обусловлены осложнениями всех типов аборта[206].

Аборты, оставаясь основной причиной материнских потерь, составляют по территориям России от 25 до 60 процентов всех смертей. По мнению российских специалистов, за счет снижения числа абортов существует возможность сократить уровень материнской смертности на 25–30 процентов[207].

Помимо медицинских есть и психологические последствия аборта. Женщина призвана быть матерью, способна вырастить в себе новую жизнь, дать полноту и ценность женской душе. Даже если на уровне рассудка женщина считает аборт неизбежным и допустимым, в глубине души он вызывает чувство сильной боли, вины, невосполнимой утраты. Эти чувства могут прийти через несколько лет, даже в старости, не ослабевая, а усиливаясь с течением времени. В итоге развивается депрессия, агрессия по отношению к тем людям, которые настояли на аборте, не удержали от безумного шага.

Ребенок – свидетельство любви супругов. Если от него «избавляются», то это не может не влиять на любовь матери к отцу малыша. Поступая плохо, человек вредит самому себе. Вместо свойственной матерям сердечности, мягкости у женщин, сделавших аборт, появляется вспыльчивость, злость, раздражительность. Эти черты усиливают супружеский конфликт. Известно, что 90 процентов распавшихся семей имели в своей истории аборт.

Негативные последствия аборта подробно описаны в медицине, а психическая реакция на умышленное или неумышленное убиение внутриутробного младенца приводит к заболеванию души человека. Эта болезнь получила название постабортного синдрома (ПАС).

Проблема постабортного синдрома разнолика. Многие просто не понимают, что их болезненное состояние связано именно с абортом. Ведь общество человека приучило к тому, что аборт – это дело нормальное и законное, и аборт стал обычным явлением. Как операция по удалению больного зуба. Иногда, когда женщина остается наедине со своей совестью или видит маленьких грудных детей, она испытывает то, что называют «душевными муками». Многие женщины для освобождения от душевной боли начинают пить и курить, употреблять наркотики. Боль усиливается, если результатом аборта стало бесплодие.

Одним из самых распространенных симптомов ПАС – психический механизм отрицания содеянного. Многие не принимают правды о смерти своего ребенка, о том, кто является причиной смерти. Часто женщины мучительно долго вспоминают наяву, как проходил аборт, или видят в одном и том же сне страшные кровавые картины, но всем своим существом протестуют против увиденного, не принимают этого, как будто все произошло не с ними, а в каком-то фильме ужасов.

Психологический механизм отрицания после аборта есть не что иное, как отрицание возможности покаяния в содеянном. Но даже если первый шаг сделан и женщина начала переживать боль утраты, как все это пережить?

Существуют четыре основных компонента ПАС:

1) прямое или косвенное участие в уничтожении внутриутробного младенца, что воспринимается как травма и нечто, выходящее за пределы обычного человеческого опыта,

2) неконтролируемое негативное переживание заново аборта как смерти (возвраты к прошлому в памяти, кошмары, горе, особенно в годовщину аборта),

3) неудачные попытки избежать или отрицать воспоминание об аборте и эмоциональную боль,

4) возникновение симптомов, связанных с абортом и не имевших место до него, включая чувство вины за сохранение собственной жизни.

Таким образом, постабортный синдром является медицинским определением психологических и эмоциональных нарушений после аборта. К сожалению, вывести женщину из подобного состояния чрезвычайно трудно. Единственное спасение от ПАС – профилактика аборта.

Эти и другие явления, происходящие в российском государстве, никак не соответствуют задачам, которые остро стоят перед страной. В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года к приоритетным задачам государства отнесены:

· сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

· повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

· укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений[208] .

Решить эти задачи, используя комплексный, системный подход, привлекая силы государства, гражданского общества, отдельного человека – стратегическая цель современной России.

Для исправления демографической ситуации необходимо осознать факторы, влияющие на снижение рождаемости. К их числу следует отнести:

· бедность населения;

· утрату традиционных, национальных устоев крепкой семьи;

· комплекс взаимосвязанных явлений так называемой «сексуальной революции»;

· снижение ценности семейного образа жизни;

· пропаганду ничем не ограниченного секса, насилия, разврата;

· проституцию;

· наркоманию, алкоголизм;

· насаждение «массовой культуры», противоречащей культурно-духовным традициям России;

· пропаганду аборта;

· разрушение института семьи.

В минимизации действия этих факторов – рецепт оздоровления российского общества.

Тяжел родительский труд, но велика и радость отца и матери, воспитывающих Человека. И какими серьезными ни казались бы причины, толкающие к аборту, ни одна из них не стоит детской жизни.