Демография.
Современная картина мира:
Если исходить из концепции «Большого взрыва», то примерно около 20 млд. тому назад из точки размером в элементарную частицу начала свой отсчёт современная Вселенная. Спустя 3 минуты после взрыва началось образование фотонов, нейтрино и антинейтрино с примесью ядер водорода, гелия и электронов.
19-17 млрд. лет – образование галактик.
15 - // - появление звёзд 1-го поколения, образование атомов тяжелых элементов..
05 - // - - рожздение Солнца – 2-е поколение.
4,6 - // - - Земля.
3,8 - // - - зарождение жизни.
450 млн. – появление растений.
150 -//- - появление млекопитающих.
2 млн. – начало антропогенеза.
Главное отличие человека – понятийное мышление, речь, труд.
70 млн. лет назад – по Гекекелю – дриопитеки (древние обезьяны). От них – одна линия к Шимпанзе – другая к человеку20 млн лет назад в результате похолдодания джунгли отступили и одной из ветвей дриопитеков пришлось спуститься на Землю. и пенрейти к прямохождению (рамопитеки). Их остатки найлены в Индии и названы в честь
В 1960 г. английский археолог Л.Липки открыл в Восточной Африке «Человека умелого», возраст 2 млн. лет, а объем мозга 670 куб. см.
Позже, на острове Рудольф в Кении найдены останки 5,5 млн лет. Пока останки людей найдены только в одном месте. Интерпретируют это как влияние урановых пород на мутацию, в результате чего мутация якобы шла быстрее.
«Человека умелого» относят к австралопитекам (буквально «Южная обезьяна» - останки найдены в Африке в 1924 г.
Гипотетически предположенным Э.Геккелем питекантропом были названы останки, обнаруженные в 1891 г. на острове Ява. Существа, жившие 0,5 млн. лет назад имели рост более 150 см., объем мозга 900 см3, использовали ножи , свёрла, скребки, ручнгые рубила.
В 1920-е годы в Китае был найден синантроп (китайский человек) с близким к питекантропу объемом мозга, использовал огонь, сосуды, но не имел речи.
В 1856 г. в долине Неандерталь в Германии обнаружили останки сущестыва жившего 150-40 тысяч лет назад, его назвали неандертальцем – объем мозга соврем. человека, покатый лоб, надбровные дуги, низкая черепная коробка, жил в пещерах. У неандертальцев впервые обнаружили захоронение трупов.
В 1868 г. в пещере Кро-Маньён во Франции найден близкий по объемув черепа (до 1600 см3) к соврем. человеку, рост 180 см , жил 40-15 тысяч лет назад. Этого человека считают «Человеком разумным». Таким образом:
1. Человек умный – австралопитек.
2. Человек прямоходячий – питекантроп и чсинантроп.
3. Человек неандертальский.
4. Человек разумный – краманьонец.
Население два миллиона лет назад на всей Земле насчитывало 100-200 тыс. человек.
Миллион лет назад – 1 млн.
10 тысяч до н.э. – 10 млн. чел.
2 тыс. лет до н.э. – 50 млн.чел.
Начало н.э. - 230 млн. чел.
19 век – 1 млд. 1930 – 2 млд. 1961 – 3 млд. 1976 – 4 млд.
1980 – 4,4 млд. 1985 – 5,6 млд, 2000- 6 млд. 2003 – 6,2 млд. 2004 – 6,5 млд.
В нвстоящее время рост населения в год 2:%.
' Демографические процессы - воспроизводство населения, смена поколений, характер и темпы роста населения, изменение уровней рождаемости, смертности, брачности, половозрастной и семейной структуры, миграции, урбанизации, тенденций в национальном и религиозном составе находятся во взаимодействии со всем общественным развитием. Эти процессы зависят от общественного развития и в свою очередь оказывают на него воздействие, облегчая или затрудняя социально-экономические преобразования. Именно поэтому вопросы демографического развития, роста численности населения (тем более в условиях современной депопуляции) являются не только объектами научного изучения, но и должны включаться в общеобразовательный процесс.
Проблемы, связанные с ускорившимся ростом народонаселения мира в целом и с повышенными темпами роста его в развивающихся, преимущественно аграрных странах Азии, Африки и Латинской Америки, - с одной стороны, проблемы «старения», «депопуляции» (это явление характерно для России и ряда государств ближнего зарубежья), урбанизации и деурбанизации, активизация миграционных процессов (особенно они возросли в 80-90-е гг. XX в.) -с другой, способствовали все растущему вниманию ученых системы образования, политических деятелей, широких кругов мировой общественности к изучению демографической науки.
В 2002 г. проведена перепись населения, установившая, что в России проживает 145,2 млн человек.
Перед демографической наукой стоят сложные задачи по изучению управления процессами народонаселения, разработке эффективной демографической политики. Любые меры воздействия на развитие народонаселения могут принести эффект лишь тогда, когда они лежат в общем русле социально-экономической политики государства и определяются ее целями и задачами. Такие меры должны исходить из содержания реальных процессов, происходящих в народонаселении, познания их объективных закономерностей. Это в свою очередь обусловливает необходимость правильного понимания и рационального использования современных методов демографического анализа.
Основой оздоровления демографической ситуации в регионах, как и в целом по стране, является естественное движение населения, и в первую очередь такой важный фактор, как рождаемость. Ситуация в России с этим показателем, как и с показателем смертности, более чем тревожная. По данным госстатистики, в 2002 г. на каждую 1000 населения в целом по России родилось 9,8, а умерло 16,3! Иными словами, смертность значительно превышает рождаемость. То есть процесс депопуляции развивается активно. Из 89 регионов - субъектов РФ лишь в 15 наблюдался естественный прирост, причем в 10 из них он был минимальным. На этом фоне резко выделяются две республики Юга России - Ингушетия и Дагестан, где естественный прирост составляет соответственно 12,1 и 11,3 на каждую 1000 населения.
Непосредственно с показателем рождаемости связан показатель многодетности. Ведущие демографы мира считают, что оптимальной величиной суммарного коэффициента рождаемости является 2,5, т.е. 2-3 ребенка в среднем на одну брачную пару за всю жизнь. Однако это не должно привести к недооценке значения многодетности не только по социальным, но и по демографическим соображениям.
При изучении региональных демографических процессов важное значение имеет анализ семейного состава населения.
Семья - это тот социальный институт, от которого почти полностью зависит физическое воспроизводство населения, в немалой степени - его социальное производство, рождение новых поколений, подготовка их к самостоятельной жизни.
Само понятие «семья» по-разному трактуется в разные исторические эпохи, в разных странах, в разных социальных группах населения, у разных народов. В соответствии с рекомендациями ООН, в нашей статистике семьей считаются «лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство».
В 90-е гг. значительно активизировались миграционные процессы не только в России, но и во всем мире. И в этой связи нельзя не обратить внимание на некоторые проблемы, связанные с миграцией.
После распада СССР начались трудные годы политических и экономических реформ в России. Они не прошли без серьезных негативных последствий, которые сегодня очевидны и тревожны. Снизился патриотизм и оптимизм значительной части населения и особенно у молодежи. Об этом свидетельствовала эмиграция талантливых молодых людей, ученых, высококлассных специалистов.
В 90-е гг. широкое распространение получил термин «утечка мозгов» (или «утечка умов»). Заметим, что в научной экономической, демографической и социологической литературе нет единой точки зрения по оценке этого явления, ибо это, на наш взгляд, комплексный процесс, имеющий отношение к самым различным отраслям науки: и к демографии, и к экономике, и к социологии, и к геополитике, и т.д.
Утечка человеческого потенциала, принявшая в последнее десятилетие XX в. едва ли не катастрофические объемы (за 10 лет уехал почти 1 млн человек, в основном интеллигенция), нанесла огромный вред нашей науке, нашей экономике.
По публикуемым данным, с 1990 г. Россию покинули 70-80% математиков, 40% физиков-теоретиков, работающих на мировом уровне, многие деятели литературы и искусства. По оценке ректора МГУ В. Садовничего, за 90-е гг. Россия потеряла около одной трети своего интеллектуального потенциала. Только из МГУ выехали 20% всех профессоров и преподавателей, причем наиболее важных западной науке. Из ста наиболее квалифицированных российских ученых-естественников работают за рубежом более половины. Среди западных экспертов существует мнение, что Россия должна потерять в различных формах в ближайшей перспективе до 80% ученых, занимавшихся научной деятельностью в дореформенный период. Опросы студентов технических вузов в Москве показали, что больше половины хотели бы получить работу за границей, а 10-12% уже имеют конкретные предложения. Понятно, что работодатели, принимающие наших ученых, заинтересованы получить не просто обладателей дипломов, а наиболее талантливых, перспективных специалистов, уже создавших себе имя в науке или подающих большие надежды.
Причины «утечки мозгов» известны всем. Это и материально-техническое обеспечение вузов и научных учреждений, и низкая оплата труда ученых и специалистов, и падение престижа и общественного уважения к их труду, и т.д.
В Концепции демографического развития России до 2015 г. выделены основные приоритеты. К ним относятся:
* привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии;
• создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранение научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации;
* проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и агитацию иммигрантов в Российской Федерации;
Совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.
Глава III ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ 0 НАСЕЛЕНИИ
Методологические аспекты
Источники информации должны быть детальными и многообразными и, что особенно важно, носить систематический характер.
Демографы в основном выделяют четыре основных источника демографической информации:
♦ переписи населения, которые чаще всего проводятся через 5-10 лет;
♦ текущий статистический учет основных демографических событий (проводится регулярно);
♦ выборочные и специальные демографические обследования;
Регистры и различные списки, картотеки. Необходимо подчеркнуть, что все эти источники должны взаимодополнять друг друга, их целесообразно рассматривать в определенном единстве: только такой подход позволит регулярно видеть реальную и полноценную картину происходящих в мире и на отдельных территориях демографических явлений. Разумеется, эти источники имеют свои плюсы и минусы, какими бы достоверными и многообразными они ни были [1].
Информация о населении демографами и статистиками чаще всего делится на первичную, исходную, и вторичную, т.е. преобразованную с учетом тех или иных целей с помощью специальных процедур и проанализированную специалистами различных отраслей знаний [2].
Вторичная демографическая информация представляется в виде статистических публикаций, разработочных таблиц, научных монографий, статей - они в своей совокупности представляют итог специальной аналитической и публикаторской работы.
Очень важен вопрос о публикации данных о населении. Условно их можно разделить на две группы: официальные (государственные) и неофициальные издания информационно-справочного характера; периодические научно-технические и информационные публикации, прежде всего демографические журналы.
К важнейшим международным публикациям информационно-справочного характера относится демографический ежегодный справочник ООН «Demographic Yearbook», издаваемый на английском и французском языках с 1948 г. В этом справочнике содержатся сведения о численности населения, о структуре демографических процессов, происходящих во всех странах мира.
Показатели в нем приводятся на основе официальных публикаций стран - членов ООН, а при их отсутствии - на основе экспертных оценок специалистов ООН.
Сведения о населении отдельных стран публикуются в национальных статистических ежегодных справочниках. В некоторых странах (Россия, Венгрия, Болгария, Италия и др.) издаются специальные демографические ежегодные справочники.
В настоящее время в мире выпускается большое число демографических журналов, освещающих разнообразные проблемы теории и методики демографии.
Наиболее важные принципы, которыми руководствуются большинство государств при проведении переписей :
1. Всеобщность охвата населения территории, на которой организуется проведение переписи. Как подчеркивается в целом ряде документов, принятых правительствами стран и международных организаций, необходим учет каждого жителя без исключения. Хотя этого добиться не всегда просто, учитывая практически непрерывное перемещение людей.
2. Периодичность (или регулярность) проведения переписей населения; целесообразно через равные промежутки времени (чаще всего через 5 или 10 лет).
3. Безотносительность целей переписи населения к каким-либо конкретным целям государства; к примеру, данные о численности молодежи призывного возраста, о числе лиц, которые должны уплачивать налоги, и т.д.
4. Единство программы и единые правила проведения переписи в пределах всей территории (государства, региона), охватываемой учетом.
5. Поименность переписи, т.е. индивидуальная регистрация, сбор сведений о каждом человеке в отдельности.
6. Непосредственное получение сведений у населения.
7. Анонимность сведений, которые при переписи предоставляет население.
8. Принцип самоопределения, означающий, что запись в переписных листах производится со слов опрашиваемых (респондентов) без предъявления каких-либо документов; в ряде стран, включая Россию, документы о дате рождения предоставляются респондентами в возрасте 100 лет и старше.
9. Одномоментальность, т.е. перепись приурочивается к одному точному моменту времени.
10. Централизованное руководство проведением переписи.
В большинстве стран мира в программах переписей населения имеется вопрос о подданстве или стране рождения; во многих случаях, например, почти во всех странах Европы и Америки, ставятся оба эти вопроса.
Снизилась рождаемость и в Австралии (на 2%) и Японии (на 0,4%). По сравнению с 1990 г. в 1998 г. в Японии возросла смертность (на 0,7%). В Китае, где правительством разработана особая демографическая политика, в 90-е гг. заметно снизился естественный прирост населения: с 14,4% в 1990 г. до 8,7% - в 1998 г. Естественная убыль населения в конце 90-х гг. отмечалась в России, Венгрии, Германии, Италии.
Как отмечают отечественные демографы, в ряде стран Западной и Северной Европы рождаемость населения коренной национальности еще ниже, чем всего населения. Определенный процент родившихся в таких странах - дети иностранных рабочих, выходцев из стран Южной Европы, Азии и Африки, у которых рождаемость в целом выше, чем у коренного населения. Определенное представление об этом дает сопоставление процента иммигрантов в составе населения стран Западной и Северной Европы с процентом детей, родившихся у иммигрантов, в общем числе родившихся в указанных странах.
Некоторые западные специалисты полагали, что приток иммигрантов с более высокой рождаемостью сможет компенсировать низкий уровень рождаемости коренного населения стран Запада и таким образом отвратить или отдалить начало депопуляции. Однако в Германии, Швеции, Венгрии, Италии она фактически началась. Это связано с тем, что во-первых, у иммигрантов рождаемость довольно быстро также снижается и сближается с уровнем рождаемости коренного населения. И, во-вторых, поскольку демографический переход от высокой рождаемости к низкой имеет глобальный характер, главные причины снижения рождаемости фактически одинаковы у всех народов. Снижается рождаемость и в странах-донорах, т.е. в тех странах, откуда прибывают иммигранты. Следовательно, поддержка уровня рождаемости в странах Запада за счет иммиграции -в любом случае источник временный. И наконец, рост доли иммигрантов в составе населения стран Западной и Северной Европы несет с собой сложные проблемы межэтнической адаптации, которые решаются не всегда успешно.
В последние годы в ряде стран Европы коэффициенты рождаемости немного поднялись: к примеру, в Дании. Однако, как отмечают отечественные демографы, было бы опрометчиво делать скоропалительные выводы о переломе тенденций. Все демографические тенденции развиваются обычно волнообразно. Ни об одной стране Европы сегодня нельзя сказать, что уровень рождаемости в ней стабилизировался, каким бы низким он уже не был.
Весьма негативная ситуация сохраняется в бывших республиках СССР. Наблюдается естественная убыль населения в Азербайджане (здесь за период с 1990 по 1999 г. рождаемость снизилась почти на 10%о, при небольшом снижении смертности - на 0,1%о); в Армении (рождаемость снизилась на 12,1%о, а смертность сократилась); в Грузии (рождаемость снизилась на 8%о, смертность снизилась на О,8%о, прироста практически не бъщо - 0,1%о); в Беларуси (рождаемость снизилась на 4,8%о, смертность возросла на 3,5%о, естественная убыль - 4,9%о); в Киргизии (рождаемость упала на 7,1%о, смертность уменьшилась на 0,2%о), в Таджикистане (рождаемость сократилась более чем в 2 раза, смертность снизилась на 2%о); в Туркменистане (рождаемость снизилась в 1,8 раза, смертность сократилась на 1,5%о); в Узбекистане (рождаемость снизилась на 11,4%о, смертность - на 0,8%о); в Молдавии (рождаемость снизилась на 7,1%о, смертность возросла на 1,6%о).
Обширная информация о планировании семьи была получена в процессе проведения Всемирного обследования рождаемости. Фактически во всех странах зарубежной Азии рождаемость снижается, разница лишь в том, что в одних странах это снижение идет быстрее (в Китае, Южной Корее, Малайзии, Таиланде, Шри-Ланке, Ливане, Турции), в других - медленнее.
Таблица 5
Глава IV. Естественное движение населения (воспроизводство)_____
Анализируя данные табл. 5? отметим, во-первых, рост продолжительности жизни в 90-е гг. во всех названных странах, причем как у женщин, так и у мужчин; во-вторых, сохранение разницы в продолжительности мужчин и женщин на уровне 5 6 лет (за исключением Франции и Финляндии - свыше 7 лет). Естественно, в пользу женщин.
Увеличение продолжительности жизни в европейских странах связано с падением уровня младенческой смертности до очень низких величин. Кроме того, снижение смертности во многом было достигнуто за счет профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, в том числе и в пожилых возрастах, в которых, как считали ранее, смертность от этих причин вообще не поддается сокращению. В настоящее время наиболее низкий уровень смертности от этих причин, судя по стандартизованным коэффициентам, наблюдается во Франции (у обоих полов), а самый высокий - в Болгарии (у мужчин) и в Румынии (у женщин). С другой стороны, как раз в этих странах наблюдаются наименьшие на всем континенте показатели смертности от рака, как у мужчин, так и у женщин. Приведенная ниже таблица дает наглядную картину причин смертности в 34 государствах мира [37].
Анализируя данные табл. 6, отметим следующее:
Во-первых, повсеместно высокий показатель смертности от болезней системы органов кровообращения, особенно в бывших республиках СССР, а также в Венгрии, Болгарии, Польше (500-600); самый низкий показатель смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Японии (147) и Франции - (183).
Во-вторых, значительные людские потери от несчастных случаев, убийств, самоубийств и других внешних воздействий в ряде стран: Россия, Украина, Молдавия, Казахстан, Киргизия, Беларусь (свыше 100 человек на 100 тыс. населения).
В-третьих, велика смертность от злокачественных новообразований. Здесь выделяются наряду с высокоразвитыми странами (Бельгией, Великобританией, Данией, Нидерландами, США, Австралией, Австрией) и республики бывшего социалистического лагеря (Венгрия и Польша), а также бывшие республики СССР (Россия, Беларусь, Украина).
Значительно ниже, чем в странах Запада была продолжительность жизни в бывших республиках СССР. Так, в Армении в 1998 г. она составляла 74,7 года (в т.ч. мужчины - 70,9); Азербайджане в 1999 г. - 71,6 (68,1); Беларуси в 1999 г. - 67,9 (62,2); Казахстане - 70,3 (68,2); Туркмении в 1999 г. - 66,9 (63,4); Украине в 1999 г. - 68,3 (62,9). Причем, как и в России, в этих республиках существенная разница в продолжительности жизни у женщин и мужчин: в Казахстане - 11 лет, Киргизии и Армении - 8 лет, Беларуси - 12 лет, Украине - 10 лет.
В странах Восточной Европы в 90-е гг. XX в. также наблюдался рост (правда, незначительный) продолжительности жизни населения. За 10 лет в Польше этот рост составил около 2 лет, в Венгрии и Румынии - 1 год, в Болгарии - около года [38].
Огромное влияние на рост смертности и сокращение численности населения оказывают голод, тропические болезни и, конечно, СПИД. По данным ООН, на долю Африки, где проживает 12,5% населения Земли, приходится 70% больных СПИДом (свыше 25 млн человек) [39].
Не лучше было положение в большинстве стран Юго-Восточной Азии. По оценке на 1980-1984 гг., продолжительность жизни мужчин и женщин в Бирме - соответственно 55,8 и 59,3 года, во Вьетнаме - 56,7 и 61,1, в Индонезии - 52,2 и 54,9 года. Еще ниже она в Лаосе (48,3 и 51,2 года), в Кампучии (42,0 и 44,9), что во многом объясняется последствиями полпотовского режима (в страшные для Кампучии 1975 - 1979 гг. эти цифры составляли лишь 30 лет у мужчин и 32,5 года у женщин). Самый низкий показатель для региона — в Восточном Тиморе (39,2 и 40,7 года).
В Канаде за время с 1965 - 1969 гг. по1985 г. продолжительность жизни мужчин увеличилась с 68,9 года до 73 лет, женщин - с 75,3 года до 80 лет, в США - с 67,5 до 71,2 года и с 75,3 до 78,2 года. Причем ее рост быстрее происходил у небелого, главным образом негритянского, населения страны. Если в 1970 - 1974 гг. черные мужчины жили в среднем на 7,7 года меньше, чем белые, то в 1985 г. - на 6,6 года меньше; разрыв для женщин уменьшился с 6,8 до 5,2 года. В настоящее время продолжительность жизни белого населения США близка к показателям Западной Европы: мужчин -75, женщин -80.
Причины снижения смертности в США и Канаде в общем те же, что и в европейских странах. Развитие здесь системы здравоохранения и социального обеспечения, позитивные сдвиги в самосохранительном поведении населения способствовали уменьшению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, различных инфекций, болезней органов дыхания и даже несчастных случаев.
Воспроизводство населения в России
Россия за время существования российской государственности характеризовалась удивительными количественными и качественными демографическими изменениями.
Россия встретила XXI в. тяжелым демографическим кризисом. конфликты в соседних государствах привели к значительной активизации миграционных процессов.
В Концепции демографического развития Российской Федерации до 2015 г. выделен специальный раздел, характеризующий демографическую ситуацию в стране в конце 90-х гг. XX в. За 1992-2000 гг. численность населения сократилась в 65 из 89 субъектов Российской Федерации. Естественный прирост населения в 2000 г. был отмечен лишь в 15 субъектах Российской Федерации, в число которых входят некоторые субъекты Российской Федерации, расположенные в восточной части страны и на Северном Кавказе, а также Республика Калмыкия.
В 1999 г. превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по стране 930 тыс. человек, в 2000 г. -958 тыс. человек. Депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула в разной степени практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы.
Одной из причин депопуляции является низкая рождаемость. В 2000 г. родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс. человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 г.
В ряде регионов, расположенных в центральной части России, суммарный коэффициент рождаемости составляет около одного рождения на женщину.
Глава VI. Структура населения
В 1998 г. в 15 странах ЕС, где проживало 374 млн человек, около 57 млн, т. е. в среднем 15%, находилось в возрасте 65 лет и старше. Самая молодая страна -Ирландия (11,5%), а самая старая - Швеция (17,5%). Однако в ближайшие десятилетия разрыв будет уменьшаться [15]. Во втором десятилетии XXI в. доля стариков в странах ЕС достигнет пика, ибо в пожилой возраст вступят поколения, родившиеся в период послевоенного бэби-бума (1946-1964 гг.). По сравнению с западноевропейскими странами США - более молодое государство: лиц 65 лет и старше здесь менее 13%.
Какие экономические и социальные последствия имеет старение населения? Во-первых, увеличивается доля пенсионеров по возрасту. На пенсионные фонды ложится непомерное бремя расходов на выплату пенсий, ибо сокращается удельный вес работоспособного населения, делающего взносы в эти фонды.
Во-вторых, увеличение доли пожилых людей ставит перед обществом задачу организации ухода за ними, тем более, что удельный вес лиц старше 80 лет растет быстрее, чем доля пожилых людей в целом. Процесс «старения пожилых» особенно существен для государственных органов, разрабатывающих социальную политику, служб, призванных помогать беспомощным старикам. Кто будет ухаживать за престарелыми? Кто будет оплачивать этот уход? Члены семьи или государственные и общественные учреждения?
В-третьих, медицинское обслуживание пожилых, потребность в котором по мере старения, естественно, возрастает. Медицинское обслуживание требует дополнительных средств.
.
Как характеризуются показатели браков и разводов в современный период? В 1999 г. в РФ зарегестрировано 911,2 тыс. браков а 532,5 тыс. разводов. На 1000 населения браков 6,3 и разводов 3,7.
Рассмотрим табл. 15, показавшую уровни числа браков и разводов по отдельным регионам России [18].
Таблица 15 Уровни числа браков и разводов по регионам России
Уровень числа | Республика, | На | 000 человек населения | ||
браков и | область, край, | браки | разводы | ||
разводов | автономный округ | 2001 1 | |||
Очень | Таймырский АО | 9,4 | 8,1 | 9,6 | 8,3 |
высокий | Ямало-Ненецкий АО | 9,3 | 9,9 | 9,5 | |
Тюменская область | 7,7 | 7,7 | 8,2 | 6,7 | |
Камчатская область | 6,6 | 6,1 | 6,9 | ||
Высокий | Мурманская область | 6,2 | 6,6 | 7,9 | 7,5 |
г. Москва | 5,8 | 6,6 | 6,2 | 5,8 | |
Московская область | 5,4 | 5,6 | 6,7 | 5,8 | |
Астраханская область | 4,8 | 5,2 | 7,8 | 6,5 | |
Самарская область | 4,6 | 4,5 | 6,6 | 5,4 | |
Средний | Пензенская область | 4,4 | 4,9 | 6,5 | 4,8 |
Брянская область | 4,2 | 4,6 | 6,3 | 5,5 | |
Вологодская область | 4,1 | 4,3 | 5,1 | 4,6 | |
Кировская область | 3,9 | 4,1 | 4,6 | 4,3 | |
Низкий | Ивановская область | 3,6 | 3,8 | 4,9 | 5,1 |
Тыва | 3,4 | 3,5 | 2,2 | 1,5 . | |
Очень низкий | Коми-Пермяцкий АО | 2,4 | 2,6 | 2,3 | 1,3 |
В последние годы демографические проблемы в России обострились: смертность более чем в два раза превышает рождаемость, а на 300 тыс. свадеб приходится почти 400 тыс. разводов.
По статистике, марш Мендельсона чаще звучит в загсах Таймырского автономного округа. Там из тысячи жителей 18 " молодожены. Вообще Сибирь занимает в стране второе место по количеству браков. А на первом - Уральский федеральный округ. С января по май 2002 г. там сыграли почти 30 тыс. свадеб. Однако прослеживается такая тенденция: где чаще женятся, там и разводов больше. Скажем, на Урале на шесть свадеб приходится восемь разводов. По сравнению с прошлым резко увеличилось число бракоразводных процессов в Магаданской области, которая и без того лидирует по их количеству как в своем округе, так и в стране в целом. Там на тысячу жителей - 30 разведенных. Разводятся в Магадане почти вдвое больше, чем женятся. Аналогичная ситуация в Оренбургской, Рязанской областях - на 5 свадеб там 8-9 разводов.
Невысокий, но зато стабильный уровень числа женатых и разведенных в Приволжском федеральном округе. Там в среднем сколько женятся, столько и расторгают брак. На тысячу жителей Приволжья приходится по 5-6 свадеб и разводов. Лишь Коми-Пермяцкий автономный округ по числу браков отстает от соседних областей: там под венец идут весьма неохотно, только 8-10 человек из тысячи.
Оказалось, что Иваново, известный как город невест, плохо оправдывает свое звание. За первые пять месяцев года официально оформили свои отношения в области лишь 3600 человек, то есть на тысячу жителей там приходится лишь 6-8 молодоженов. Тем не менее Ивановская область - одна из немногих в стране, где число разводов уменьшилось по сравнению с прошлым годом.
На юге женятся не так часто, но и в силу традиций разводятся редко. В Дагестане из тысячи жителей 12 человек регистрируют, и лишь 4 - расторгают брак. Как показывает статистика, не принято разводиться в Ингушетии: с января по май 2002 г. там оформили лишь 80 бракоразводных дел.
Таблица 16
Расселение наиболее многочисленных этносов РФ по национальным республикам, %
Республики | Этническая ст] | вуктура населения республики | ||||||
коренной этнос | русские | татары | украинцы | чуваши | башкиры | белорусы | мордва | |
Адыгея | 22,1 | 68,0 | 0,6 | 3,2 | - | - | 0,6 | - |
Алтай | 31,0 | 60,4 | - | 0,9 | - | - | - | - |
Башкортостан | 21,9 | 39,3 | 28,4 | 1,9 | 3,0 | - | 0,4 | 0,8 |
Бурятия | 24,0 | 70,0 | 1,9 | 2,2 | - | - | 0,5 | - |
Дагестан | 80,8 | 9,2 | 0,3 | 0,4 | - | - | - | - |
Кабардино-Балкария | 45,5 9,0 | 35,1 | 0,4 | 1,8 | - | - | 0,3 | - |
Карачаево-Черкесия | 31,3 9,7 | 42,4 | 0,6 | 1,5 | - | - | 0,3 | - |
Карелия | 10,0 | 73,6 | 0,4 | 3,6 | 0,2 | - | 7,0 | - |
Коми | 23,0 | 57,7 | 2,1 | 8,3 | 0,9 | 0,4 | 2Д | 0,3 |
Марий Эл | 43,3 | 47,5 | 5,9 | 0,7 | 1,2 | - | 0,2 | 0,2 |
Мордовия | 32,5 | 60,8 | 4,9 | 0,7 | 0,1 | - | 0,2 | - |
Северная Осетия | 53,0 | 29,9 | 0,3 | 1,6 | - | - | 0,3 | |
Татарстан | 48,5 | 43,3 | — | 0,9 | 3,7 | 0,5 | 0,2 | 0,8 |
Тыва | 64,3 | 32,0 | 0,4 | 0,7 | - | - | - | - |
Удмуртия | 30,9 | 58,9 | 6,9 | 0,9 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | - |
Хакасия | 11,6 | 70,5 | 0,8 | 2,3 | 0,6 | - | 0,7 | - |
Чувашия | 67,8 | 26,7 | 2,7 | 0,5 | - | - | 0,1 | 1,4 |
Якутия | 33,4 | 50,3 | 1,6 | 7,0 | 0,3 | 0,4 | 0,9 | 0,3 |
Калмыкия | 45,4 | 37,3 | 0,4 | 1,3 | - | - | 0,4 | - |
Разумеется, далеко не все народы имеют формы государственной самоорганизации (таких национальностей более 80). Среди подобных этносов можно выделить те, которые обладают собственной государственностью за пределами России - украинцы, белорусы, казахи, молдаване, грузины, армяне, немцы, корейцы, поляки и др.
На долю национально-территориальных образований приходится 52% территории России, в них проживает 46% населения страны.
Преобладающая часть народов страны на протяжении веков сложилась как этнические общности на территории России, и в этом смысле «они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности.
Следует подчеркнуть, что принципы национально-государственного устройства Российской Федерации отличаются от международно-правовой практики, ибо фактически сущность государственного устройства страны не сводится ни к классической, ни к иной форме унитаризма. За рубежом, как правило, под нацией понимают «согражданство, социальное сообщество граждан, составляющих государство», «монокультурную политическую общность».
Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:
♦ равенство прав и свобод человека независимо от его национальности, языка, отношения религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
♦ равноправие народов;
♦ сохранение исторически сложившегося государственного единства Российской Федерации;
♦ равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях между собой и с федеральными органами государственной власти;
♦ гарантия прав коренных малочисленных и дисперсно проживающих народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, признанными Российской Федерацией;
♦ право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения извне;
♦ содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
♦ запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной, языковой, социальной и религиозной принадлежности;
♦ своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов путем разработки и реализации согласительных процедур;
♦ запрещение общественных объединений и организаций, равно как и пропаганды, агитации, направленных на подрыв безопасности государства, на разжижение национальной и религиозной розни;
♦ защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами в соответствии с нормами международного права;
♦ поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, укреплении их связей с Родиной.
Для более четкого понимания региональных процессов, происходящих в сфере межнациональных отношений в полиэтническом государстве, каким, несомненно, является Российская Федерация, чаще всего выделяется три типа субъектов Федерации с позиции межэтнических отношений.
Первый тип - регионы, в которых проживает преимущественно этнос в своей массе.
Второй - одна этническая группа компактно проживает на территории другого этноса.
Третий - отдельные представители этноса проживают в ино-этническом окружении рассеянно.
При этом надо иметь в виду, что один и тот же этнос может быть представлен в субъектах межэтнических отношений разных типов. Например, чеченский этнос. Чеченцы преобладают в Чеченской Республике, весьма компактными группами проживают в Дагестане, Ингушетии и, наконец, рассеянно - в целом ряде других регионов Северного Кавказа, в Москве, Санкт-Петербурге, иных городах.
По структуре национального состава (без учета русского населения) регионы можно также разделить на три вида:
* многонациональные регионы, к примеру Дагестан;
♦ двунациональные (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ханты-Мансийский и Долгано-Ненецкий округа);
· многонациональные (Адыгея, Северная Осетия, Бурятия, Тыва, Калмыкия и др.).
Религиозный состав.
Религия (от лат. reliqio - благочестие, святыня, предмет культа) - одна из форм общественного сознания, специфичность которой относительно других выражается в том, что она, по мнению большинства атеистически настроенных ученых, является отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Непременным признаком религии как мировоззрения является вера в существование сверхъестественных сил и существ, именем которых религия освещает возникающие в ходе общественного развития нормы морали. Будучи явлением в основе своей идеологическим, религия порождает и ряд социально-политических институтов - церкви, клерикальные партии, профсоюзы, молодежные организации, социальные учреждения и др. [22].
Первоначальными формами религиозных верований были фетишизм, анимизм, культ предков или мертвых, тотемизм, полидемонизм, олицетворение сил природы, шаманизм, политеизм. Заметим, что у ученых разных школ и направлений нет единой точки зрения по вопросу о «первичности» той или иной из указанных форм и относительно хронологии их появления. Однако с определенной долей условности древние формы можно локализовать по регионам и народам. К примеру, шаманизм был наиболее распространен у народов Сибири, тотемизм - у народов Австралии, культ предков - у народов Восточной Азии.
Во втором тысячелетии до нашей эры стали появляться религии, которые сохранились до настоящего времени. Одним из самых ранних верований был иудаизм, возникший в Юго-Восточной Азии, на территории современного Израиля. Вначале это была политеистическая религия, которая впоследствии трансформировалась в монотеизм. В Южной Азии значительное влияние получил брахманизм, перешедший в индуизм – сегодня это основная религия в Индии. В VI-V и IV—III вв. до н. э. в Китае зарождается еще два религиозных течения - конфуцианство и даосизм. В Японии в первобытнообщинную эпоху возникает синтоизм.
В зависимости от роли и распространения все религии делятся на мировые - межнациональные и локальные - национальные.
К мировым религиям относятся христианство, ислам и буддизм, а к локальным (национальным) - индуизм (Индия), иудаизм (Израиль), синтоизм (Япония), конфуцианство (Китай). Одной из первых религий был иудаизм.
Христианство возникло в начале 1 тыс. н. э. на востоке Римской империи, в Юго-Западной Азии. В 1054 г. эта религия раскололась на две ветви: восточную (греко-православную) и западную (римско-католическую). Они различались особенностями культа и организации. Так, православные имеют независимые (автокефальные) национальные церкви - всего их 15 (Московская, Константинопольская, Александрийская, Грузинская, Иерусалимская и др.). Организация католической церкви характеризуется строгой централизацией. Во главе ее стоит римский папа, резиденция которого находится в Ватикане.
В XVI в. состоялась Реформация: от католицизма отделилась протестантская ветвь. Протестанты отказались подчиняться Ватикану. Между католиками и протестантами началось противостояние, и многие протестанты покинули Европу. Не случайно в странах переселенческого типа преобладают сторонники протестантства (в США, например, их вдвое больше, чем католиков). Но протестантство не было единым: в нем родилось несколько самостоятельных направлений - лютеране, кальвинисты, баптисты, пятидесятники, адвентисты, иеговисты. Особое течение в христианстве представляют несторианцы.
Считается, что общее число христиан в мире превышает 1 млрд чел. (точного учета верующих в большинстве стран не ведется), в том числе католиков - около 600 млн, протестантов - 350 млн, православных - 75 млн чел.
Страны с преобладанием католической веры - Италия, Австрия, Бельгия, Ирландия, Испания, Мальта, Португалия, Франция, Аргентина, Боливия, Бразилия, Мексика. Довольно значительную долю в общей численности населения католики составляют в ряде азиатских и африканских стран: Бурунди (65%), Заир (50%), Замбия (40%), Конго (35%), Габо (60%), Гамбия (85%), Филиппины (85%). Страны с преобладанием протестантства - США, Нидерланды, Норвегия, Дания, Антигуа и Барбуда, Ямайка, Науру, Австралия, ЮАР. В ряде стран соседствуют католицизм и протестантство (ФРГ, Швейцария, Великобритания, Канада и др.). Православие преобладает в России, на Украине, в Беларуси, Сербии, Греции, Грузии и др.
Ислам возник в VII в. среди населения Аравийского полуострова. Нередко ислам (мусульманство) называют магометанством по имени его основателя и проповедника Мухаммеда. Эта религия появилась позднее христианства и иудаизма и потому, естественно, вобрала в себя немало элементов этих религий, в частности, веру в загробную жизнь, в рай и ад, в посмертное воздаяние. У мусульман единый бог — Аллах. Их священная книга — Коран. Они обязаны пять раз в день молиться, а также совершать паломничество к «святым местам». Ислам не един: существует два основных направления - суннизм и шиизм. Численность мусульман определяют в 910-950 млн чел. К территориям, население которых исповедует ислам, относятся Северная Африка, Ближний и Средний Восток, Средняя Азия, Азербайджан, ряд субъектов РФ, часть населения Боснии и Герцеговины, Кипра. Ислам играет важную роль и в ряде стран Юго-Восточной Азии. Например, в Малайзии, так же как и на Мальдивах, ислам является государственной религией.
Наиболее известная секта суннизма - ваххабизм. На этом религиозном направлении остановимся подробнее, ибо одной из существенных причин чеченского кризиса является стремление религиозных фанатиков - ваххабитов расчленить Дагестан, создать ваххабитское государство со своими законами и своей идеологией. Напомним, что немало последователей ваххабизма проживает не
Только в Чечне, Дагестане, Ингушетии, т.е. на Северном Кавказе но и в Татарстане, Башкортостане, ряде других регионов.
Ваххабизм - религиозное и социально-политическое учение возникшее в Саудовской Аравии в XVIII в. Термин «ваххабизм» дан этому учению его оппонентами, сами ваххабиты называют себя единобожниками (муваххидуна), подчеркивая представление об Аллахе как единственном источнике творения и поклонения [20]. По мнению ваххабитов, исламский мир отошел от принципов единобожия. Люди стали вносить в свою жизнь новшества, следовать за прогрессом в области техники, человеческих отношений, а это, как считают ваххабиты, самый страшный грех. Ведь для ваххабитов характерными являются: крайняя нетерпимость в вопросах веры и экстремизм в борьбе с идеологическими противниками. В ряде стран (Саудовская Аравия, ОАЭ, некоторые страны Африки) ваххабизм фактически стал государственной религией.
Буддизм возник в Северной Индии в VI-V вв. до н. э. и получил распространение в ряде азиатских стран - Монголии, Китае, Вьетнаме, Лаосе, Камбодже, Мьянме, Таиланде, Шри-Ланке, отчасти в Средней Азии и Сибири. В центре буддизма -учение «о четырех благородных истинах»: страдании, его причине, состоянии освобождения и пути к нему. Основные направления - хинаяна и махаяна.
А теперь, немного о религиях локальных (национальных). Индуизм родился на основе древней религии брахманизма (трансформация произошла во второй половине 1 тыс. до н. э.). Инду-исты считают, что миром правят 3 главных бога: бог-хранитель Вишну, бог-разрушитель Шива, бог-создатель Брахма. Один из главных принципов индуизма - «Не убий живое». Не случайно в Индии, где индуизм - главная религия, коровы являются священными животными. Наряду с другими религиями, индуизм распространен в Непале, Малайзии, Бангладеш, Шри-Ланке. Всего численность индуистов - более 600 млн чел.
Иудаизм (израилизм) исповедуют в Израиле, США, ряде европейских стран лица европейской национальности. Общая численность иудаистов - более 10 млн чел. Религией Японии является синтоизм (исповедует около 100 млн чел.). В Восточной Азии (Китае, Корее) распространено конфуцианство. В Африке (особенно в ее тропической части) значительная часть населения исповедует традиционные местные верования, местные культы.
Рассмотрим более детально религиозный состав населения России.
По разнообразию исповедуемых религий Россия - страна уникальная. Среди ее населения имеются последователи всех мировых религий, ряда локальных религий, древних политеистических культур и современных новообразований.
На 1 января 2002 г. в России, по данным Госкомстата, было зарегистрировано 20 тыс. религиозных объединений, включая религиозные центры и управления (в 1996 г. в России было 13 тыс. религиозных объединений).
Православие в России распространено повсеместно, практически во всех регионах. Кроме верующих русских, украинцев и белорусов, православие исповедуют карелы, коми, удмурты, марийцы, мордва, чуваши, хакасы, якуты, шорцы, алтайцы, осетины, армяне, грузины, молдаване и другие народы.
Существуют также российская православная свободная церковь, истинно-православная церковь, русская православная старообрядческая церковь. Основной ареал их распространения -Москва и Московская область, Волго-Вятский район, Северный Урал, Западная Сибирь.
Второй религией по численности верующих в России является ислам, который появился на территории, затем вошедшей в состав России, в IX в. у волжских болгар. По оценкам, в России около 15 млн мусульман, несколько тысяч зарегистрированных объединений. В основном это значительная часть жителей Север-ного Кавказа (Ингушетия, Чечня, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Адыгея), Татарстана, Башкортоста-н&- Немало мусульман среди жителей Волгоградской, Саратовской, Самарской, Астраханской, Пермской, Свердловской, Омской и Тюменской областей, Москвы и Санкт-Петербурга.
В России зарегистрировано свыше 130 объединений буддц. стов. Главное духовное управление буддистов находится в сто. лице Республики Бурятия - городе Улан-Удэ. Буддизм распространен среди жителей республик Тыва, Калмыкия, в Агинском Бурятском и Усть-Ордынском Бурятском автономных округах; буддистские общины зарегистрированы также в Москве, Санкт-Петербурге; Владимирской, Кемеровской, Самарской, Ульяновской областях, в Красноярском крае.
Около 200 религиозных объединений относятся к римско-католической церкви (в основном эти объединения функционируют в крупных городах).
Весьма разнообразны и представительны религиозные течения, относящиеся к протестантству; среди зарегистрированных объединений преобладают баптистские, затем идут (по численности) адвентисты седьмого дня, далее - лютеране, пятидесятники, свидетели Иеговы и т.д. Протестантские организации функционируют в более чем 50 регионах России. Заметное влияние в городах имеет иудаизм.
Отметим также религиозные объединения Армянской апостольской церкви, Украинской православной церкви - Киевский Патриархат, Сознания Кришны, мормонов, молокан. Есть, хотя и в небольшом числе, сторонники индуизма, шаманизма, язычества, даосизма и др.
Учитывая многорелигиозный состав населения России и значительную роль религий в общественной жизни, в сентябре 1997 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Определяя необходимость принятия такого важного документа, Федеральное Собрание РФ заявило, что хотя Россия является светским государством, оно подтверждает право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, на равенство перед законом, независимо от отношения к религии и убеждений. Признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, Федеральное Собрание подтвердило свое уважение к иным религиям - католицизму, протестантизму, исламу, иудаизму и др., которые также составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Важно при этом содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедования.
В Законе особо подчеркнуто, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
♦ не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности и воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
♦ не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
♦ не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не противоречат настоящему Федеральному закону;
Обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
В соответствии с конституционным принципом отделения ре-лигиозных объединений от государства религиозное объединение:
♦ создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;
♦ не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
Не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальной и иной помощи.
Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы местного самоуправления, деятельности политических движений и других общественных объединений.
По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Религиозные организации могут быть ликвидированы:
♦ по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом организации;
♦ по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления релй-
Побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
К числу крупнейших городов Европы (свыше 1 млн) без городов России можно отнести: Париж (с пригородами около 10 млн, Франция), Лондон (с пригородами -более 7 млн, Англия), Мадрид (5 млн, Испания), Берлин (4 млн, Германия), Афины (3,5 млн, Греция), Рим (2,8 млн, Италия), Будапешт (свыше 2 млн, Венгрия), Бухарест (2,1 млн, Румыния), Барселона (1,8 млн, Испания), Варшава (1,7 млн Польша), Минск (1,8 млн, Беларусь), Гамбург (1,7 млн, Германия), Стокгольм (1,5 млн, Швеция), Вена (1,6 млн, Австрия), Мюнхен (1,3 млн, Германия), Копенгаген (1,3 млн, Дания), Брюссель (1 млн, Бельгия), Милан (1,6 млн, Италия), Неаполь (1,2 млн, Италия), Лиссабон (1,5 млн, Португалия), Турин (свыше 1 млн, Италия), Дублин (свыше 1 млн, Ирландия), Марсель (1,2 млн, Франция), Лиль (1,2 млн, Франция), Лион (1,2 млн, Франция), Прага (1,2 млн, Чехия), София (1 млн, Болгария), Валенсия (1 млн, Испания), Кельн (1 млн, Германия).
Крупнейшие города Азии (с населением более 3 млн человек), без городов Российской Федерации: Чунцин (15,3 млн, Китай), Калькутта (15 млн, Индия), Мумбан (Бомбей - 14 млн, Индия), Шанхай (14,5 млн, Китай), Токио (12 млн, Япония), Тегеран (12 млн с пригородами, Иран), Сеул (11 млн, Республика Корея), Дели (свыше 10 млн, Индонезия), Стамбул ( свыше 10 млн, Турция), Тяньцзинь (9,5 млн, Китай), Дакка (9,5 млн, Бангладеш), Чэнду (9,8 млн, Китай), Карачи (9,5 млн, Пакистан), Бангкок (9 млн, Таиланд), Чиннаи (Мадрас, 6 млн, Индия), Анкара (4 млн, Турция), Лахор (5,5 млн, Пакистан), Шэньян (5,1 млн, Китай), Хошимин (5 млн, Вьетнам), Бангалор (4,5 млн, Индия), Ахмедабад (4 млн, Индия), Хайдарабад (4 млн» Индия), Янгон (4 млн, Мьянма), Дамаск (3 млн, Сирия), СиНгапУР (3,5 млн), Багдад (3,2 млн, Ирак), Баку (3,2 млн, Азербайджан).
К числу крупнейших городов Америки (свыше 2 млн) относятся: Мехико (20 млн), Буэнос-Айрес (с пригородом 12,5 млн, Аргентина), Рио-де-Жанейро (9 млн, Бразилия), Нью-Йорк (св. 7 млн, США), Сан-Паула (8 млн, Бразилия), Санта-Фе-де-Бого-та (7 млн, Колумбия), Лима (7 млн, Перу), Сантьяго (6 млн, Чили), Каракас (4,5 млн, Венесуэла), Лос-Анджелес (3,5 млн, США), Гавана (2,5 млн, Куба), Санто-Доминго (2,2 млн, Доминиканская Республика), Ла-Пас (2,2 млн, Боливия), Гватемала (2,2 млн, Гватемала).
Крупнейшие города Африки (свыше 1 млн): Каир (13 млн, Египет), Лагос (6 млн, Нигерия), Киншаса (4,5 млн, Демократическая Республика Конго), Касабланка (4 млн, Марокко), Алжир (3,5 млн), Луанда (3 млн, Ангола), Абиджан (2,5 млн, Кот-д'Ивуар), Хартум (2 млн, Судан), Аддис-Абеба (2,4 млн, Эфиопия), Дуала (2 млн, Камерун), Лусака (1,6 млн, Замбия), Найроби (2 млн, Кения), Дакар (2 млн, Сенегал), Триполи (1,5 млн, Ливия), Аккра (1,5 млн, Гана), Хараре (1,4 млн, Зимбабве), Дар-эс-Салам (1,5 млн, Танзания), Тунис (1,8 млн), Мапуту (1,2 млн, Мозамбик), Яунде (св. 1 млн, Камерун), Антананариву (свыше 1 млн, Мадагаскар).
Крупнейшие города Австралии и Океании: Сидней (4 млн), Мельбурн (3,1 млн), Брисбен (1,3 млн), Перт (1,2 млн), Аделаида (1 млн) - все Австралия; Окленд (около 1 млн, Новая Зеландия); Порт-Мореби (200 тыс., Папуа - Новая Гвинея).
Выделим также ряд мегаполисов.
В США находятся три мегаполиса: «Бостуош», или «Бо-стваш» (от Бостона до Вашингтона), в нем проживает около 50 млн человек; Приозерский (между Чикаго и Кливлендом), с числом жителей 35 млн; Калифорнийский (между Сан-Дие-го и Сан-Франциско), получивший название «Сан-Сан» с числом жителей 25 млн.
В Японии выделяется мегаполис «Токайдо», включающий три крупные агломерации - Токио, Осака и Нагоя, он протянулся вдоль побережья «солнечной стороны» на 600 км, в нем проживает около 70 млн человек, т.е. более половины всех жителей страны. В Западной Европе расположен Перинейский мегаполис с числом жителей около 40 млн человек. Он фактически расположен на территории Германии, Франции и стран Бенилюкса. По мнению географов, идет формирование мегаполиса в Великобритании по оси Лондон - Ливерпуль [45].
Однако в 90-е гг. и начале XXI в. отмечается снижение доли городских жителей во всем населении в ряде высокоурбанизированных стран Европы. Более того, уменьшается и абсолютная численность населения некоторых больших городов. Так, в ФРГ, Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Швеции, Швейцарии и некоторых других странах с 1970 г. уменьшилось число жителей более чем в половине больших городов, а в отдельных европейских государствах снижается даже процент городского населения.
В половине городов-«миллионеров» зарубежной Европы, в том числе Лондоне, Глазго, Бирмингеме, Гамбурге, Вене, Неаполе, Милане, горожан стало меньше. В городах-«миллионерах» США число жителей в целом ежегодно сокращается почти на 1 млн. Уменьшается и население Токио.
Объяснить это явление можно несколькими причинами. Во-первых, все сильно урбанизированные страны отличаются весьма низким естественным приростом населения. Еще ниже он в городах, а в некоторых из них, особенно крупных, он даже отрицателен (т.е. смертность превышает рождаемость). Во-вторых, для многих жителей городов стало характерно желание изменить образ жизни - быть ближе к природе, а широкое развитие транспортных связей дает возможность работающим в городах жить в сельской местности. Стремление к переселению на периферию стимулируется также и загрязненностью городской среды, более низкой платой за жилье в окрестностях городов и близлежащих селах. Можно предполагать, что отмеченные выше тенденций коснутся в ближайшем будущем и других стран со сравнительно высокой долей городского населения [46].
Положение русского этноса на территории России
.
За период с 1959 по 1989 г. повсеместно сократилась доля русского населения. Особенно значительным было сокращение удельного веса русских в Дагестане - с 20,3 до 7,1% и в Чечено-Ингушетии - с 49,7 до 23,1%, т. е. более чем в два с лишним раза. И одновременно росла доля Коренного населения. Так, за указанный период удельный вес Чеченцев в Чечено-Ингушетии вырос с 29 до 57,7%; ингушей -с 6,7 до 13%.
Значительный интерес, несомненно, представляют данные, Характеризующие численность коренных этносов в регионах Южного округа и их долю в общей численности данной национальности в России. По переписи 1989 г. эти данные характеризовались так (табл. 45):
Таблица 45
Численность коренных этносов
Этносы | Общая численность в России, тыс. чел. | Численность в регионе с коренным этносом } | |
тыс. чел. | % к общей численности в России | ||
1. Чеченцы | 735 (Чечено-Ингушетия) | 81,6 | |
2. Аварцы | 496 (Дагестан) | 91,8 | |
3. Осетины | 335 (Северная Осетия) | 83,7 | |
4. Кабардинцы | 364 (Кабардино-Балкария) | 94,3 | |
5. Даргинцы | 280 (Дагестан) | 80,0 | |
6. Кумыки | 232 (Дагестан) | 82,8 | |
7. Лезгины | 204 (Дагестан) | 77,9 | |
8. Ингуши | 164 (Чечено-Ингушетия) | 82,0 | |
9. Калмыки | 75 (Калмыкия) | 46,8 | |
10. Карачаевцы | 130 (Карачаево-Черкесия) | 86,1 | |
11. Адыги | 95 (Адыгея) | 79,1 | |
12. Лакцы | 92 (Дагестан) | 91,0 | |
13. Табасараны | 78 (Дагестан) | 86,5 | |
14. Балкарцы | 72 (Кабардино-Балкария) | 91,0 | |
15. Черкесы | 40 (Карачаево-Черкесия) | 79,9 | |
16. Рутульцы | 15 (Дагестан) | 75,0 | |
17. Агулы | 14 (Дагестан) | 79,8 | |
18. Цахуры | 6,5 | 5 (Дагестан) | 77,0 |
Из 18 коренных народов Южного округа 13 этносов на 80 и более процентов сосредоточены в своих титульных регионах, причем аварцы, кабардинцы, лакцы и балкарцы - на 90%.
По переписи 1989 г., в Южном округе проживали осетины, греки, белорусы, узбеки, казахи, грузины, азербайджанцы, литовцы, латыши, киргизы, таджики, туркмены, эстонцы, абхазы, коми, марийцы, мордва, болгары, корейцы и десятки других.
Изучение национального состава помогает глубже понять демографические процессы, происходящие на территории Юга России, проанализировать влияние национального фактора на рождаемость, браки, разводы, на выработку демографической политики.
Рассматривая национальные проблемы Южного округа, необходимо иметь в виду, что после переписи 1989 г. в структуре национального состава населения Чечни, Ингушетии, Дагестана, Ставропольского края, да и других субъектов Федерации произошли существенные изменения. Например, до минимума сократилось русское население в Чечне, ингушское - в Северной Осетии-Алания.
Наряду с национальным фактором на весь ход социально-экономического и политического развития Южного федерального округа существенное влияние оказывает и религиозный фактор. Необходимо подчеркнуть, что за длительный исторический период религия пустила на Северном Кавказе и Нижнем Поволжье глубокие корни, нередко сливаясь с национальными традициями.
При этом надо иметь в виду, что в 90-е гг. в целом ряде регионов Южного округа в межнациональных конфликтах часто использовались религиозные лозунги, религиозная символика. Резко усилившийся в последние годы рост национального самосознания народов сопровождается повышенным интересом к национальному языку, культуре, истории, роли ислама, буддизма, православия, других религий в духовной жизни того или иного народа. Но в этих процессах существуют неоднозначные оценки, суждения, точки зрения. С одной стороны, правомерен, естествен интерес людей к своему историческому прошлому, к духовной культуре, хотя они нередко рассматриваются как проявление национальной ограниченности, узости. С другой - всячески преувеличивается, идеализируется роль религиозного фактора в судьбах народов.
Особенно обострились межнациональные отношения на Северном Кавказе, где определенную роль играет мусульманский фактор.
Подавляющее большинство коренных народов Дагестана, Чечни, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи исповедует ислам. Среди республик Южного округа лишь в Северной Осетии-Алании и Калмыкии влияние ислама не столь значительно. В Северной Осетии-Алании большинство находится в лоне православия, хотя есть и мусульмане. В Калмыкии распространен буддизм ламаистского толка. Северокавказский ислам в основном суннитского толка. Шиитами являются азербайджанцы, имеющие собственные мечети. Особенно активно внедрялся ислам в 90-е гг. Если в начале 80-х гг. в Дагестане было 27 мечетей, то на 1 января 1999 г. здесь функционировало их около 1700. В этой республике действовали 25 медресе, 9 мусульманских высших учебных заведений; при мечетях открыто 650 школ.
По мнению религиоведов, развитие ислама носило двуединый характер. Во-первых, ислам вобрал в себя племенные верования и культы, этнические традиции народов, т. е. произошла определенная этнизация ислама. Во-вторых, ислам накладывал отпечаток на все сферы жизнедеятельности этнических общностей, навязывал им социально-экономические, политические, нравственные принципы, догмы, праздники и обряды, т. е. ис-ламизировал этническую общность.