Как бы вы описали характер этих контактов? | Группы национальностей (в %) | |||
Славяне и представители других европейских народов | Представители народов Кавказа и Средней Азии | |||
местные | мигранты | местные | мигранты | |
Контактирую с удовольствием, проявляю большой интерес | 28,7 | 30,8 | 75,0 | 61,5 |
Контактирую в случае необходимости | 53,4 | 53,4 | 25,0 | 18,5 |
Стараюсь избежать таких контактов | 5,7 | 2,1 | 4,6 | |
При общении испытываю напряжение, дискомфорт | 0,6 | 1,4 | ||
Общаюсь с удовольствием, за исключением ... | 5,2 | 4,1 | 3,1 | |
Затрудняюсь ответить | 4,0 | 6,2 | 10,8 | |
В вопросе № 4 выбран п. 4 (переход к № 6) | 2,3 | 2,1 | 1,5 | |
Всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Если сравнить частоту упоминания мотивов, определяющих поведение в ситуациях взаимодействия с представителями других этносов и складывающихся при этом социальных отношений, то обнаруживается явное преобладание такой модели поведения, которая ориентирована на конкретную ситуацию, где действия и реагирование на действия других выстраиваются в зависимости от поведения партнера по взаимодействиям. (См. таблицу 21).
При этом этнические стереотипы, существующие в виде личностных установок (мое представление о людях этой национальности), или социальногрупповых установок (распространенные схемы поведения), установок, почерпнутых из опыта других людей, явно уступают по своей предпочтительности значению реализации собственных ценностей, мотивов и интересов, значению рационализированной целесообразности. Другими словами, прагматика жизни неизбежно берет верх над возможными эмоциональными реакциями и аффективными установками.