1. | Миграция отдельных членов семьи |
1.1. | Временная миграция (в т.ч. челночная) членов семьи на заработки, при этом семья остается дома |
1.2. | Выезд на постоянное место жительства в другую местность некоторых членов семьи |
1.3. | Выезд мигранта для создания семьи |
2. | Миграция семейная |
2.1. | Постепенный (поэтапный) переезд семьи на новое место жительства |
2.2. | Единовременный выезд семьи |
3. | Миграция территориальных, религиозных или родственных общностей этноса |
3.1. | Единовременная миграция этнической общности |
3.2. | Постепенная миграция этнической общности |
4. | Миграция всего этноса |
4.1. | Цепная миграция этноса |
4.2. | Единовременная миграция всего этноса |
Миграция более крупных общностей (территориальных, религиозных или родственных) - явление также распространенное. Можно говорить о том, что родственная общность (клан, род, община, племя) может пониматься как семья, но только в более широком аспекте. Такая расширенная «семья» и включает в себя помимо близких еще и дальних родственников, объединенных кроме родственных связей общностью интересов (экономических, политических, социальных и пр.).
Характер и специфические виды этнических миграций на постсоветском пространстве
Миграции на постсоветском пространстве являются преимущественно этноизбирательными. В этом контексте массовый выезд русских и другого славянского населения из республик бывшего СССР, а также представителей этих этносов из национальных республик РФ следует рассматривать как специфический вид этнических миграций в современной России. В преддверии распада СССР, в 1989 г., вне России оказалось 25,3 млн или 18,5% русских, проживающих в СССР.
Принятие во многом дискриминационных законов о гражданстве, форсированное закрепление в законах и на практике государственного статуса «титульных» языков с сознательным сокращением для русскоязычного населения времени овладения ими, дискриминация при оформлении на работу и приобретении жилья, ограничение прав в приватизации и предпринимательской деятельности, сложность получения образования на родном языке и сужение информационных связей с Россией, исламизация образа жизни в ряде среднеазиатских государств, - все это создает крайне дискомфортные условия для соотечественников, живущих за пределами России. Более того, в некоторых государствах, особенно в Латвии и Эстонии, власти практически приступили к проведению «мягких» этнических чисток и осуществлению постепенного вытеснения восточно-славянского населения с территории этих государств. Не удивительно, что результатом политики дискриминации стало возрастание оттока русского населения в Россию.[55]
Миграции и миграционная политика
Другой специфический вид этнических миграций характерных для современной России - это возвращение в национальные республики представителей титульных этносов. В какой-то мере они определяются действием процессов репатриации, неизбежных и отчасти оправданных при распаде любого многонационального государства, тем более такого огромного и с таким сложным переплетением этнических судеб, каким был Советский Союз. Вместе с тем в ряде случаев за разнонаправленными этническими миграциями просматриваются попытки осуществить на практике доктрину этнического национализма, суть которой заключается в идее увязывания государственности с этническим происхождением людей.
Весьма сомнительная в гуманитарном плане и практически не реализуемая идея создания этнически чистого государства тем не менее оказалась весьма заманчивой для элит титульных национальностей, поскольку позволяет им обосновывать якобы правомерность их преимущественного доступа к власти и ресурсам. Широко используемые лозунги создания этнонациональных государств, громкие призывы к соотечественникам вернуться на свою «историческую родину», узко трактуемый национализм сформировали достаточно сильную мотивацию для перемещения людей на «свои» этнические территории, россиян - в Россию, а представителей титульных национальностей бывших союзных республик - в новые постсоветские государства.[56]
Республики России
Анализ современных тенденций этнической миграции в национальных республиках РФ позволяет сделать следующие выводы:
- В целом этническая миграция для всей совокупности национальных республик РФ характеризуется возрастающим оттоком русского населения и снижением прироста титульного;
- В шести республиках (Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Северная Осетия, Дагестан и Бурятия) определяющая роль в этнической миграции принадлежит титульному населению;
- В остальных 13 республиках в миграционных процессах доминируют русские. Но при этом в 7 республиках (Марий Эл, Удмуртия, Карелия, Мордовия, Адыгея, Хакасия и Алтай) миграционный прирост русских положительный, а в 6 республиках (Коми, Саха(Якутия), Тува, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Калмыкия) - отрицательный;
- Если отток русских из ряда бывших автономий России, особенно из северных и восточных регионов - процесс достаточно долговременный, то начавшийся отток титульного населения из своих республик (Коми, Саха(Якутия), Тыва, Карелия, Мордовия) - современная реальность;
- Результаты участия титульных национальностей стран нового зарубежья в миграционном обмене с национально-государственными образованиями РФ таковы, что основная масса (2/3) мигрантов, переселившихся в Россию, была представлена титульными национальностями стран Закавказья. Эти мигранты проявляют гораздо большее стремление обосноваться в центрально-европейских регионах, чем в близлежащих северо-кавказских республиках. Титульные национальности государств Средней Азии занимают второе место после Закавказья по притоку мигрантов в бывшие автономии России (1/4). А из их числа, в свою очередь, 40% стали жителями Татарстана. Украинцы и белорусы активно выезжают из северных, восточных и северокавказских республик РФ, но столь же привлекательны для них центрально-европейские республики России.
Особый случай с точки зрения процессов миграции и репатриации представляют так называемые наказанные народы - этнические группы, подвергнувшиеся депортациям в период с 1938 г., когда было проведено выселение корейцев с Дальнего Востока, до середины 40-х годов.
В процессе массовых этнических миграций возникают специфические эффекты, которые имеют более или менее существенной значение для принимающих обществ: укрепление потенциала титульных наций, сокращение доли русских в национальных государственных образованиях (республиках), рост полиэтничности в принимающих сообществах, возникновение новых и рост уже имеющихся диаспор, достижение высокого уровня диаспоральной насыщенности, переход этнической дисперсности при расселении в компактность и появление анклавов, развитие этнического предпринимательства и рост экономической активности, мигрантофобия, возникновение и развитие этнической криминализации, рост межэтнической напряженности в межличностных и межгрупповых отношениях, повышение частоты и тяжести бытовых, а также масштаба социальных межэтнических конфликтов. Рассмотрим некоторые из них.
Существенным эффектом этнических миграций выступает образование и функционирование различных форм социальной организации этнических мигрантов. В научной литературе используются три обозначения этнических сообществ: диаспора, община, землячество. В. Гельбрас предлагает различать содержание этих понятий. Он считает, что понятие диаспора применимо к этническому образованию, главной чертой которого является ориентация данного сообщества на возвращение на землю предков. Понятие община лучше всего соответствует этническому образованию, основные помыслы которого направлены на сохранение своей этнической, религиозной или иной идентичности. Землячество - совершенно иной вид этнического образования, ориентированного на сохранение своей национальной идентичности и одновременно на всемерное расширение, захват все новых позиций в принимающем обществе.[57]
В реальности различение данных видов этнических сообществ возможно с большой долей условности. З.И. Левин полагает, что характерными чертами диаспоры в контексте миграции являются помощь новоприбывшим в поисках пристанища и работы, земляческие, клановые, благотворительные ассоциации, обмен деловой информацией, внутриобщинный кредит, личные связи и покровительство. В общине реализуются программы сохранения исторической памяти, учреждаются культурные организации, открываются национальные школы.[58]
В.Д Попков рассматривая классические и современные диаспоры склоняется к представлению о диаспоре как сети этнических общин. Специфическими характерными чертами диаспоры в этом понимании являются сверхустойчивость, сверхадаптивность, самодостаточность.[59]
Рассматривая основания возникновения и существования диаспор на пространстве бывшего СССР, мы сталкиваемся с существенными трудностями в определении их характера из-за пестроты условий возникновения, противоречивых факторов, влияющих на развитие идентичности этнических мигрантов, содержание и тесноту связей в общинах. Ведь представление о диаспоре в ее каноническом варианте основано на том, что люди были лишены родины, изгнаны из нее. «Транснациональная миграция, движение туда, где нет дома, наряду с «концепцией родины» является ключевым компонентом диаспорального сознания».[60]
Этническая, даже вынужденная, миграция на постсоветском пространстве не всегда есть результат отторжения от родины. В ряде случаев это, напротив, возвращение к истокам. Кроме того, фактом является то, что в существующих этнических общинах вынужденность (возникшая из-за угрозы личной безопасности и жизни) миграционных перемещений в дальнейшем дополняется и сочетается с трудовыми и экономическими миграциями, значительно изменяющими ментальность диаспор.
Преобладание стрессовых причин миграции и вынужденная этническая миграция вполне закономерно влияют на психологическое состояние мигрантов. На новом месте жительства такие мигранты гораздо более сплочены, чем мигранты, прибывшие в нормальных условиях. Наверняка уместна в данной связи пословица «горе объединяет людей». Другая группа мотивов миграции, которая вызывает добровольные и целенаправленные перемещения – это мотивы социально-экономического характера – вызваны желанием получить материальную или моральную выгоду от переезда на новое место в виде более высокого дохода, воссоединения семьи, возможности развития бизнеса и пр. Консолидация среди мигрантов таких этнических групп также существует, но степень ее сплоченности обычно на порядок ниже.
Этнические общности мигрантов складываются на основе нескольких признаков. В качестве этих признаков могут выступать родственные связи. Например, среди северокавказских народов достаточно прочными являются родственные связи, в основе которых лежит клановое (тейповое) родство.
Существуют также территориальные общности в пределах этнических общностей мигрантов. Эти неформальные группы среди мигрантов возникают в условиях необходимости лоббирования различных интересов, которые невозможно отстоять на уровне всей этнической группы. Например, А. Вяткин отмечает, что среди крымских татар, вернувшихся в Крым из Средней Азии, имеет место наличие «географических кланов» - «андижанских», «ферганских, «бекабадских».[61]
Среди кавказских диаспор в России территориальная общность играет существенную роль в расселении мигрантов. Например, среди азербайджанцев, проживающих в Москве, выделяют «ленкоранских», «мингечаурских», «евлахских», «гардабанских», «закатальских», «гянджийских», «моссинских» - выходцев из соответствующих районов Азербайджана. Армянская диаспора включает «бакинских», «сумгаитских», «карабахских», «ванских», «ереванских» армян и другие неформальные территориальные общности.
В большинстве случаев мигранты различных этнических общностей переселяются постепенно по сценарию «миграционной сети». Достаточно редко отмечаются случаи миграции этнических общностей, происходящие одномоментно. В истории существуют лишь несколько примеров этнических миграций, когда в движение была вовлечена одновременно почти вся этническая группа. Обычно подобные этнические общности хорошо структурированы и организованы. Значительную роль в процессе организации и осуществления миграции играет четкая организующая роль лидеров (старейшин и вождей).
Этнические связи выступают в роли важных факторов определяющих направлений миграции и одновременно ее ярким эффектом. Можно говорить о том, что этническая миграция в большинстве случаев - это цепная миграция, т.е. когда за одним мигрантом устремляется поток родственников и знакомых. Подобные миграционные потоки П. Стокер назвал «миграционной сетью», подразумевая под ней этническую миграцию, носящую цепной характер.
П. Стокер отмечает, что в миграционных потоках велика роль мигрантов - «пионеров», которые «находят место для миграции, заботятся о документах и визах, способах миграции и стимулируют в дальнейшем весь процесс миграции, оказывая помощь и поддержку своим родственникам и односельчанам. Такого рода сеть строится медленно и часто болезненно, но стала неотъемлемой чертой миграции. Сети мигрантов определенно помогают прибывшим соотечественникам, но, защищая иммигрантов в новом окружении, замедляют также эффект интеграции».[62]
Целый ряд зарубежных и отечественных ученых, проводивших эмпирические исследования среди трудовых мигрантов, отмечают, что роль родственных и этнических связей достаточно велика при выборе мигрантом нового места жительства. В частности, Г.С. Витковская и Ж.А. Зайончковская, говоря о современной миграции китайцев на Дальний Восток России, отмечают наличие этнических общин «как устойчивых притягивающих ядер», при этом новая община, как правило, складывается вокруг старой. С помощью общинных связей возникает бизнес, покупается недвижимость, иммигранты ищут работу и пути оформления вида на жительство».[63]
В. Гельбрас утверждает, что члены сообщества мигрантов из Китая (китайцы и корейцы), КНДР, Республики Корея, Вьетнама, организованные по типу землячества, стремятся более или менее открыто и законно завоевывать и расширять в принимающем обществе экономические, а когда возможно, и политические плацдармы. «При этом представителей землячества не заботят интересы окружающего общества, для них чрезвычайно важно выявление и максимально полное использование слабых сторон окружающего мира».[64]
Можно предположить, что этнические связи чаще всего определяют направление миграции и выступают в роли наиболее вероятного вектора миграционного движения при выборе нового места жительства на стадии принятия решения. По мнению Г.С. Витковской и А.В. Кочаряна, выбор целевого географического пункта вселения мигрантов существенно разнится в условиях добровольной и вынужденной миграции. Так, в условиях добровольной миграции «чаще мигранты выезжают туда, где есть связи, друзья, родственники», при вынужденной миграции - «чаще в неопределенные места».[65] Можно говорить, что в условиях вынужденной миграции этнический фактор имеет несколько меньшую роль, нежели в условиях добровольной миграции.
О его роли свидетельствует этническая сплоченность мигрантов в местах нового проживания. Результаты социологических исследований в Ставропольском крае среди мигрантов показали, что этническая сплоченность имеет место среди армянских переселенцев. Среди них оказалась более высокой доля получивших помощь от родственников и друзей, а отнюдь не государства, что является свидетельством этнической сплоченности и солидарности. Предоставить помощь родственнику, попавшему в трудное материальное положение - обычная норма поведения армян. Каждая третья армянская семья получила помощь от друзей или родственников, и только каждая пятая - от государства или местных властей.[66]
Наличие прочных родственных связей, как векторов, определяющих направление этнической миграции, является установленным фактом, а заявления представителей официальных властей о том, что мигранты тянут за собой «шлейф» родственников, видимо, небезосновательны. В среднем не менее 3/4 мигрантов прибывают в места жительства родственников и знакомых.
Сущность и проявления эффекта этнической занятости и этнического предпринимательства рассматриваются в очень широком диапазоне: от вынужденного характера этнического предпринимательства до определения его как «тотальное освоение территории под собственные экономические уклады»[67] и интересы отдельных этнических меньшинств. В контексте этнических миграций, этническое предпринимательство определяется как форма социально-экономической адаптации мигрантов.
Немецкий историк В. Зомбарт предполагал возможность существования явной предрасположенности отдельных народов к занятию предпринимательством по причине наличия особых «нравственных» сил. Многие современные исследователи солидарны с мыслью о существовании «этнического разделения труда», проявлением которого служит концентрация отдельных этнических меньшинств в некоторых профессиях и секторах экономики.
Процесс этнического предпринимательства обусловлен тем, что этнические мигранты создают достаточно прочные общины, представляющие собой изолированную среду, выгода которой заключается в поддержке вновь прибывшего, обучении и передаче опыта и квалификации. Спустя время, в течение которого будет накоплен необходимый стартовый капитал, освоен язык и произведена рекогносцировка экономического пространства, иммигрант открывает свой бизнес.
Этот этап носит скорее разведывательный характер. Но в тоже время это очень ответственный момент, поскольку на нем определяется стратегия дальнейших действий: избираются те ниши, которые можно занять на новом рынке, и таким образом реализовать свой этнический потенциал с максимальной эффективностью. Иногда определенное содействие (направляющее или корректирующее) или противодействие могут оказать внешние факторы.
При этом этнические мигранты определяют сферу или сферы своей деятельности, которые обычно представлены слабо защищенными или свободными рыночными нишами. Эти ниши не всегда могут быть престижными или высокодоходными, но в условиях резко возросшей деловой активности этнического меньшинства создается эффект «экспансии» экономического пространства мигрантами.
Этнопрофессиональные ниши обычно имеют свойство к расширенному самовоспроизводству. Новые иммигранты и молодые люди, вступившие в трудоспособный возраст, попадая на рынок труда, обычно трудоустраиваются в этническом бизнесе - здесь больше шансов получить работу, а работать с родственниками, родителями и представителями своей этнической группы надежнее. В итоге это оказывает заметное влияние на структуру малого бизнеса и этнических аспектов занятости локальных рынков труда.
Чаще всего выбор этнических ниш не связан с прежней деятельностью и зависит от наличия вакансий на рынках труда. В случаях, когда мигранты заполняют «не престижные» ниши, коренное население ограничивается пренебрежительным отношением к ним. В иной ситуации, когда вчерашние маргиналы занимают престижные ниши и, следовательно, продвигаются по лестнице социального благополучия, со стороны коренного населения отношение резко ожесточается: начинают звучать призывы «понаехали...», «все скупят!», «выселить!», а иногда может происходить полное отторжение и выталкивание этнического меньшинства.
В этой связи интересна точка зрения А. Андреева, по мнению которого, «в бывшем СССР экономическая дифференциация этносов приобрела такие формы, которые делают невозможными прямые аналогии с другими странами. В большинстве случаев этнические предприниматели в России не столько встраиваются в систему существующих экономических отношений как в США, так и странах Западной Европы, сколько распространяют этнические уклады на территорию других этносов, что вполне закономерно воспринимается как экспансия»[68].
Так, не иначе как экспансия, расцениваются коренными жителями и властями Приморья миграция и развитие этнического предпринимательства китайцев. В приграничных регионах они работают по найму в сельском хозяйстве, торгуют китайскими товарами на рынках крупных городов, чинят обувь, берут в аренду нерентабельные промышленные предприятия.
Мигранты из стран ближнего зарубежья прибывая в Россию, сосредоточиваются - в значительной мере вынужденно - в отраслях занятости, обеспечивающих быстрые, а зачастую и крупные доходы, прежде всего, в торговле. Вызвано это тем, что им нужно зарабатывать не только для собственного выживания и обустройства, но и для поддержания оставшихся за рубежом родственников. По расчетам экономистов, только азербайджанская диаспора в России переводит на родину от 1,5 до 2,5 млрд долл., что превышает бюджет Азербайджана, равный примерно 1,4 млрд долл.48 Подобное «культурное разделение труда» (термин американского антрополога М. Хечтера), а также типичное для южан престижное потребление вызывают недовольство коренного населения.
Эффект этнической криминализации. Установлено, что в целом миграции оказывают определенное влияние на состояние и уровень преступности в принимающем обществе, на распространение тех или иных видов противоправного поведения. Однако, взаимосвязь между миграцией и преступностью не так однозначна, как это иногда представляется. Следует выделять распространение международной преступности по миграционным каналам и формирование миграционных потоков с четко обозначенными криминальными или террористическими целями. Сюда относятся:
- наркотрэффик (от англ. - «перемещать») - перемещение наркотических средств;
- создание и функционирование этнических преступных группировок и транснациональных преступных террористических групп, имеющих более или менее выраженную этническую основу;
- нелегальная доставка, или трэффик мигрантов для последующего их использования как в легальной, так и в нелегальной сферах.
Теневой бизнес на мигрантах получил значительные масштабы и занимает после торговли оружием и наркотиками третье место по объемам получаемой прибыли. Британский журнал «Экономист» оценил доходы теневых структур на перевозке мигрантов в 5-7 млрд долларов.[69]
При установлении взаимосвязи между миграцией и преступностью следует иметь в виду социально-экономическую природу преступности и положение иммигрантов в странах нового проживания. Среди основных причин, которые приводят к существенному повышению доли преступлений среди мигрантов, можно назвать следующие:
- Отсутствие возможностей легализовать свое пребывание («вынужденная маргинализация») в стране некоторой части мигрантов приводит к тому, что они, не имея легальных источников средств доходов и перспектив получения работы, вынуждены идти на совершение преступлений.
- Низкий уровень образования и плохое владение языком некоторой части иммигрантов и представителей этнических меньшинств резко снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Особенно уязвима молодежь, которая не имеет возможности продолжить образование и в будущем улучшить свое материальное положение.
- Рост иждивенческих взглядов среди некоторой части иммигрантов, которые, попадая из стран с гораздо менее низким уровнем жизни, считают возможным получить блага в странах нового проживания незаконным путем.
В некоторых случаях преступность носит вынужденный характер и для некоторой категории мигрантов является единственно возможным источником выживания.
Последствия этнической миграции в национально-государственных образованиях России таковы, что в одних республиках происходит прирост как русского, так и титульного населения, в других - отток и тех, и других, в третьих - отток русских и приток мигрантов титульных национальностей.
Обусловленное миграциями изменение пропорций этнической структуры населения и, в частности, снижение доли русских в районах традиционного русского заселения, является причиной весьма ощутимого роста межэтнической напряженности. Недовольство местных жителей подогревается тем, что мигранты неславянских национальностей, как правило, лучше обеспеченные, обостряют конкуренцию на жилищном рынке, тем самым способствуя вздорожанию цен на жилье, усиливают давление на инфраструктуру и на производственную сферу, так как в массе своей избегают трудиться в промышленности и сельском хозяйстве, предпочитая разного рода коммерческую деятельность. Однако сам по себе этнический фактор отнюдь не является главной причиной конфликтов. Часто обострение ситуации в районах и отдельных селениях провоцируется нечеткостью действий местных миграционных служб, а также экономической непроработанностью программ по приему этнических мигрантов.
2. Миграционные процессы и этнические миграции
в Российской Федерации 90-х гг. XX - начале XXI вв.