Рисование плоских предметов геометрической формы

Рисование плоских предметов геометрической формы. Начальные упражнения по рисованию.

В любом рисунке каждое прикосновение карандаша к бумаге уже несет определенный смысл, связанный с тем, что здесь в качестве элемента изображения выступает что-либо характерное, имеющее конкретные очертания, что-то напоминающее зрителю. У профессионального художника в этом элементе изображения сразу видны геометрическая правильность очертаний, разумное сочетание штрихов и линий. Он этому научился, работая в студенческие годы упорно, настойчиво и терпеливо над всеми заданиями, даже если они ему иногда казались скучными и неинтересными, шел к профессиональному мастерству трудно, овладевая необходимыми теоретическими знаниями и умениями.

Первые практические упражнения, направленные на освоение техники рисования, следует начать с проведения от руки прямых линий и делением их на четное и нечетное число равных частей. Однако начинающему рисовать провести прямую линию от руки нелегко.

Происходит это и от неуверенности, и от привычного использования в таких случаях линейки. Неуклюжие следы карандаша на бумаге разочаровывают учащегося, ему хочется взять линейку. Этого делать не следует. Учиться рисовать – значит постепенно обретать знания, умения, навыки, уверенность в себе, твердость руки, все более умело держащей карандаш. Итак, все линии в рисунках проводят от руки. Первое упражнение – проведение прямых линий в горизонтальном направлении. Прежде чем провести первую прямую, нужно освоить движение руки слева направо, обязательно с карандашом.

Такая «гимнастика» движений руки, правильно держащей карандаш, помогает рисующему обрести легкость и свободу и в нужный момент начать проведение прямых, одновременно следя за горизонтальной кромкой листа бумаги, как за ориентиром параллельности проводимых линий. Вскоре каждая новая прямая становится все более точной и четкой, и учащийся начинает замечать, что его постепенно оставляют скованность и напряженность.

Большую пользу рисующему в этих первоначальных упражнениях приносит приколотый к планшету лист бумаги, который должен быть неподвижным, что развивает двигательную координацию руки, глазомер и чувство пропорции. Вредная привычка вращать бумагу при выполнении рисунка тормозит процесс обучения рисованию. При неподвижности бумаги начинающий рисовать постоянно видит горизонтальные и вертикальные кромки листа, строго параллельные краям планшета, а это способствует собранности и «корректирует» глаз при построении вертикальных и горизонтальных направлений формы предмета.

В процессе проведения прямых линий полезно работать обеими руками, выполняя задание одновременно двумя карандашами и в разных направлениях. Такое занятие раскрепощает рисующего, а результаты работы придают уверенность в своих силах. Второе упражнение – проведение прямых линий с вертикальными и наклонными параллелями. Эти упражнения направлены на дальнейшее развитие глазомера и чувства пропорций. Одна из основных задач изучения основ изобразительной грамоты – соблюдение пропорциональных отношений.

Чувство пропорций развивается при делении прямых линий на равные отрезки. Сначала линию делят пополам, затем на четыре равные части, на восемь и более четных частей. Труднее делить прямую на нечетное число равных частей. При выполнении этого упражнения следует учитывать, что деление прямых линий на равные части требует большой активности и дисциплины учащихся. 2.Лепка. 2.1.