Лабораторная работа№ 3

«Использование онтологии при выборе потребной тяговооруженности самолета»

1 ВЫБОР ПОТРЕБНОЙ ТЯГОВООРУЖЕННОСТИ САМОЛЕТА

Необходимо спроектировать дескриптивную онтологию предметной области

«Выбор потребной тяговооруженности самолета»

В нее входят концепты «объекты»:

· Demand_Draught (проектируемый самолет) с атрибутами

§ _Effective_mehan (эффективная механизация крыла: да/нет);

§ _P (нагрузка на крыло);

§ _Dist_Razb (длина разбега по ВПП);

§ _N_dvig (количество двигателей);

§ _K_max (максимальное аэродинамическое качество);

§ _M (число Маха);

§ _H_kr (высота полета);

§ DeltaH_kr (относительная плотность воздуха на расчетной высоте);

§ Ksi (коэффициент, учитывающий изменение тяги двигателя по скорости полета);

§ K_kreis (аэродинамическое качество на крейсерском режиме);

§ TG (градиент набора высоты на взлетном режиме);

§ P0_1 (тяговооружённость из условия обеспечения горизонтального полета на крейсерской скорости полета на расчетной высоте);

§ P0_2 (тяговооружённость из условия заданной длины разбега);

§ P0_3 (тяговооружённость из условия набора высоты при одном отказавшем двигателе);

§ P0_max (расчетное значение потребной тяговооруженности);

§ Temp (вспомогательная переменная, используется в скриптах).

 

· Resource_Draught - объект–ресурс в данной задаче не имеет атрибутов, он необходим только для того, чтобы запустить матчинг, в процессе которого будут выполнены необходимые расчеты.

Далее устанавливаем связи между атрибутами и объектами .

Создаем следующие скрипты:

1. K_kreis Calculate (вычисляет аэродинамическое качество на крейсерском режиме).

2. DeltaH_kr Calculate(вычисляет относительную плотность воздуха на расчетной высоте)

3. Ksi Calculate (вычисляет коэффициент, учитывающий изменение тяги двигателя по скорости полета)

4. P0_1 Calculate( вычисляет тяговооруженность из условия обеспечения горизонтального полета на крейсерской скорости на расчетной высоте)

5. PO_2 Calculate (вычисляет тяговооруженность из условия заданной длины разбега)

6. TG Calculate (вычисляет градиент набора высоты при взлетном режиме)

7. P0_3 Calculate (вычисляет тяговооруженность из условия набора высоты при одном отказавшем двигателе)

8. PO_max Calculate (вычисляет потребную тяговооруженность)

 

Дескриптивная онтология может быть представлена не только в виде дерева концептов, но также в виде семантической сети, представляющей собой ориентированный граф, в котором вершины представляют собой концепты онтологии, а ребра отображают связи между концептами.

Рисунок 13 - Представление онтологии в виде семантической сети

В окне физического мира создали одного агента проектируемого самолета Demand_Draught_1 и одного агента объекта-ресурса Resource_Draught_1 для выполнения расчетов

Таблица 5 - Характеристика самолета Ту-154

Атрибуты Ту-154
_Effective_mehan +
_P 583,3
_Dist_razb
_N_dvig
_K_max 16,84
_M 0,88
_H_kr

В процессе матчинга активный агент проектируемого самолета запускает скрипты, необходимые для вычисления значений атрибутов. Далее агент проекта строит таблицу принятия решений, в которой указан единственный зарезервированный агент объекта-ресурса. По двойному клику левой кнопкой мыши на пиктограмме агента Demand_Draught_1 в окне физического или виртуального мира (либо при выполнении в контекстном меню агента команд Actions -> Show agent structure) можно открыть таблицу, в которой представлена структура агента (в закладке Matchers). В таблице указывается список ресурсов (партнеров), т.е. агентов, которые зарезервированы агентом-проектом.

Рисунок 14 - Структура агента проекта Demand_Draught_1

 

При переходе в закладку Decision Making Machine открывается таблица принятия решений агента проекта, в которой перечислены основные параметры, вычисляемые с помощью скриптов.

Рисунок 15 - Таблица принятия решений агента Demand_Draught_1

Окончательные результаты матчинга можно видеть на рисунке 16. В результате матчинга была выполнена следующая операция резервирования:

· Demand_Draught_1Resource_Draught_1.

 

Рисунок 16 - Результат матчинга для самолета Ту-154