Горячее печатание и рисование

Горячее печатание и рисование. Выжиганием можно украсить многие деревянные изделия мебель, скульптуру, посуду и разные кухонные принадлежности, игрушки, бижутерию, детали интерьера. Выжигание производят в основном накаленными металлическими приспособлениями штемпелями горячее печатание, или пиротипия и нитями накала - штифтами горячее рисование, или пирография. Выжигание орнаментальных композиций с помощью нагретых металлических стержней - штемпелей определенного профиля широко применялось народными умельцами с давних пор. Штемпели очень похожи на чеканы, и их можно изготовить из незакаленной конструкционной стали или даже из цветных металлов самому.

Штемпель должен быть длинным и иметь рукоятку. Штемпель может быть с изогнутой рабочей частью примерно под прямым углом. Желательно стержень с рукояткой снабдить сменными наконечниками разных профилей. Штемпели для выжигания сложных фигур делают из листовой стали, выгибая ленту по нужному контуру.

Но лента должна быть не слишком тонкой, поскольку при нагревании она размягчается и при работе деформируется. Нагревать штемпель следует пламенем паяльной лампы или газовой горелки. Устройство для электрического нагрева массивных штемпелей можно сделать из электропаяльника мощностью 100 - 200 Вт. Для этого его жало заменяют на штемпель. Штемпель при работе должен иметь одинаковую температуру. Тогда узор получается одного оттенка. Первый отпечаток обычно бывает слишком темным, и его следует выполнять на негодной древесине.

Нельзя допускать повторного выжигания одного и того же контура - оно приводит к снижению качества работы. Можно применять для выжигания и проволоку. Нагретой до красного каления, ею можно выжечь любую фигуру. Первая русская матрешка, состоящая из восьми фигурок, изготовленная в конце прошлого века в Москве в мастерской Детское воспитание по эскизу известного художника Малютина, была украшена выжженным рисунком. Выжигание в ту пору было сравнительно новым и малораспространенным способом художественной обработки древесины.

Аппараты для выжигания были несовершенны, работали они на бензине, который накалял платиновую нить-иглу. Чтобы поддержать постоянный накал иглы, мастер вынужден был периодически подкачивать бензин ножной педалью. Но, несмотря на технические трудности, выжигание продолжало развиваться. Большой спрос на матрешки заставил мастеров отказаться от трудоемкого выжигания, которое постепенно было заменено росписью.

Сейчас выжиганием украшают токарные или столярные изделия. В настоящее время для этих целей широко применяют электровыжигатели, которыми выжигают как древесину, так и кожу, кость, картон и другие материалы. Простейший электровыжигатель состоит из понижающего трансформатора, реостата, ручки и сменных нитей накала - штифтов. Вместо трансформатора и реостата можно применять автотрансформатор, позволяющий регулировать напряжение и тем самым изменять тональность рисунка от светло-охристого до темно-коричневого.

Можно использовать и школьный электровыжигатель заводского изготовления с небольшим изменением конструкции ручки, позволяющим заменять штифты. Корпус ручки нужно делать из бука или березы, стержни-держатели - из бронзы или латуни с зажимами для удержания штифтов. Стержни-держатели крепят в двух отверстиях диска из текстолита или стеклотекстолита, а сам диск монтируют в корпус ручки. Выжигать электровыжигателем лучше всего на мягких породах древесины липы, тополя, ольхи, осины.

Трудно добиться равномерной глубины и окраски отдельных штрихов на древесине твердых крупнопористых пород, у которых мягкие слои чередуются с твердыми дуба, ясеня, сосны, ели, лиственницы. Выжигание выполняют по контурам, с передачей оттенков светотени и сплошной штриховкой силуэтов или фона. Рисунки на древесину переводят через копировальную бумагу на хорошо зачищенную и отшлифованную поверхность. Чтобы линии рисунков не были слишком жирными, лучше использовать бывшую в употреблении копировальную бумагу.

Но копировальная бумага может загрязнить поверхность. Поэтому рисунок на поверхности можно выполнить с помощью папиросной бумаги, на которую приблизительно переводят рисунок с эскиза, а затем приклеивают ее на древесину крахмальным или мучным клеем и выжигают прямо по папиросной бумаге. После выжигания бумагу осторожно удаляют. Орнамент обычно выполняют фигурными штифтами-штампиками. Изделие можно раскрасить. Для этого применяют акварельные, гуашевые, масляные краски, темперу, тушь, анилиновые красители.

Выжженные части не допускают расплывания жидких красителей, поэтому краску можно наносить мягкой кистью без предварительной грунтовки. Она будет окрашивать только те участки древесины, которые ограничены выжженным контуром. Для закрепления водяных красителей изделие нужно покрыть тонким слоем лака. Применяют и другие способы декора температурой выжигание обжиг в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.