Создание лесных скульптур

Создание лесных скульптур. К работе над лесной скульптурой можно подходить по-разному. В одном случае достаточно только найти сучок и, отгадав заключенный в нем образ, водрузить на подставку.

В другом - скульптурные композиции собирают по заранее составленному эскизу или даже по модели из мелких сучьев, которые помогут увидеть изделие в объеме, определить пропорции элементов и более рационально решить композицию, подпиливая и подгоняя друг к другу множество деталей. Собранный материал и немного фантазии всегда подскажут вам, как поступить в том или ином случае. При изготовлении лесной скульптуры ветки и корни деревьев, как правило, требуют совсем незначительной доработки.

Для миниатюр зачастую применяют небольшие веточки, имеющие разнообразную интересную конфигурацию. Особенно хороши для миниатюр веточки дуба. Идею образа в лесной скульптуре подсказывает сама находка. Но главная роль, решающее слово при создании образа принадлежат человеку. Мастер идет за природной пластикой, ничем ее не нарушая, только слегка подчеркивает там, где это нужно, внимательно присмотревшись, убирает все лишнее и завершает художественный образ, угаданный в созданных природой естественных формах.

Лесная скульптура должна быть доходчива и понятна, образ - правдивым и ярким. Осторожно прикасайтесь резцом, освобождая то, что заключено самой природой. Не следует переделывать заготовку, стараясь воспроизвести точные пропорции и формы. Ведь в лесной скульптуре вовсе необязательно добиваться полного сходства, достаточно показать наиболее характерные черты. Главное, чтобы получившееся изделие хорошо смотрелось, его необычные формы были понятны и нравились.

Следует избегать вычурности, излишней усложненности, перегруженности. Не следует украшать изделие ненужными мелкими деталями - ничем неоправданными веточками и наростами, которые отвлекают внимание от основной идеи. Если какая-то деталь, будь она даже очень красива, не несет определенных функций, смело удаляйте ее. Природа не так уж часто преподносит нам более или менее конкретный образ. Поэтому так важно осмыслить, додумать и обработать нахожу. Для этого порой требуется значительная работа.

Хорошо высушенную заготовку выставляют на видное место. Специально на нее можно и не смотреть - она все равно мозолит нам глаза. Иногда повернут, перевернут заготовку и, только когда окончательно созреет решение, берутся за резец. Бывает, что образ долго не раскрывается как правило, автор месяцами переставляет и поворачивает - вертит заготовку одни заготовки лежат годами, другие сразу просятся в руки, не следует торопиться, так как исправлять ошибки в форме и композиции изделия очень сложно, а подчас и невозможно.

В трудных случаях задуманный образ целесообразно проверить моделированием в пластилине. Образ в деталях представить трудно, поэтому и в процессе работы и в перерывах пусть изделие также стоит или лежит на видном месте. Иногда при разных ракурсах в находке можно увидеть совершенно непохожие друг на друга образы. Однажды на берегу Минского моря автор нашел отполированный волнами обломок корня сосны, который был похож на летящего орла, а после переворачивания - на голову быка. Созданная природой скульптура из корня или ветки может быть на удивление реалистична.

Иногда образ в находке может передаваться неясно. Он то брезжит в пластических формах корня или ветки, то словно скрывается в них, то опять выныривает на поверхность, как играющая рыбка. Вы решили проявить образ. Не следует спешить. Нужно подумать, может, стоит оставить образ неясным, сложным, полупроявленным, словно бы взывающим к вашей фантазии.

В находке можно увидеть нечеткие, мерцающие образы, косвенные намеки, которые очаровывают своей неясностью, тревожат воображение заключенной в ней загадкой.