Византия

г. Новочеркасск Архитектура Византии Реферат по МХК Выполнила: ученица 10-Б класса МОУ СОШ № 31 Проверила: Учитель истории 2007 год Содержание: 0. Введение …. 0.Византийская архитектура…. 1.Возникновение и развитие Византийской архитектуры 2.Периодизация… 3.Строительные материалы… 4.Строительные конструкции… 5.Внешний облик зданий… … 6.Оформление интерьера… … 7.Мозаика… 8.Элементы устройства храма… 0.Типы зданий… 1.Базилика 11 2.2.Тип купольной базилики… 3.Крестокупольный тип… 4.Простой центрический тип… 5.Квадратнокупольный тип… 6.Другие типы сооружений….…… 0.Заключение …. 0.Использованная литература … 0.Приложения… 16-0. Введение Византийское искусство возникло после 330г.н.э когда император Константин основал на берегу Босфора город Константинополь.

Поначалу византийское искусство было подражательным и питалось различными источниками – античными и восточными.

Да иначе и быть не могло: ведь Византия – это государство, которое возникло на обломках античной рабовладельческой цивилизации в восточной части Римской империи в результате ее распада. Но постепенно, по мере укрепления Византийской империи в VI в. и упрочнения позиций церковных кругов, искусство стало приобретать свое оригинальное лицо. В средневековье в Византии складывалось феодальное общество с его сословной иерархией.

Общественная и культурная жизнь страны подчинялась деспотической власти императора и церкви. Жизнерадостная мифология античности была вытеснена аскетическими идеалами христианской религии. Религиозная идеология ограничивала кругозор художников, сковывала их творческие изыскания. И все же искусство Византии, озаренное отблеском великой культуры античности, оставило нам немало памятников непреходящей художественной ценности.

В VI в при императоре Юстиниане I, Византийская империя достигла рассвета. Искусство прославляло мощь и военные триумфы государства. Столицу Константинополь украсили новые постройки – Ипподром, Большой дворец и знаменитый храм св. Софии (храм Премудрости). Помимо Константинополя наиболее значительные памятники ранневизантийского искусства сохранились на территории теперешней Греции и в Италии, и в Равенне.

Наряду с религией искусство этого периода прославляло власть императора (стены церкви Сан-Витале в Равенне украшают всемирно известные мозаичные изображения императора Юстиниана I и его супруги Феодоры). Зрелое византийское искусство сложилось в 730-843 гг. В 867-1057 гг при императорах македонской династии, придворное столичное искусство Константинополя становится менее пышным. Огромные соборы типа базилик вытесняются церквами крестово-купольного типа. При императорах македонской династии расцветает прикладное искусство (резные изделия из слоновой кости, перегородчатые эмали, ткани и др.). В мастерских при императорском дворце изготовляются роскошные рукописи с миниатюрами (так называемая «Парижская псалтирь», хранящаяся в парижской Национальной библиотеке, «Свиток Иисуса Навина», находящийся в Ватиканской библиотеке). В XI – XII вв. византийское искусство широко распространилось на запад и в славянские страны, на Кавказ.

Оно почиталось в те времена как самое передовое по своим художественным решениям, и в высших кругах феодального общества ему всячески стремились подражать.

Хотя в XIII в. в провинциальных областях распавшейся Византийской империи, в которую вторглись крестоносцы, все еще много строили, ничего существенно нового для искусства это столетие с собой не принесло. После вторжения крестоносцев в столицу Византии Константинополь как главная художественная школа перестал на время существовать. Зато активировалась художественная жизнь в провинции, где спасались от бесчинства крестоносцев многие столичные художники.

Так, например, наступил расцвет в сербском искусстве (известные росписи храма в Сопочанах в Сербии). После изгнания крестоносцев из Константинополя в 1261 г. начали складываться условия для медленного возрождения местной школы. К концу XIII в. вновь стали изготовляться рукописи с миниатюрами, подражавшими образцам X в созданным в античном духе. К началу XIV столетия приобрел четкие очертания палеологовский стиль (назван по имени правившей в Византии династии Палеологов). Для него характерны более свободные движения фигур, более мягкое выражение лиц. Наиболее известные памятники византийской монументальной живописи этого времени – мозаики монастырей Хора (Кахрие-Джами) и Фетие-Джами в Константинополе, а также церкви св. Апостолов в Салониках.

В дальнейшем еще создавались мозаичные иконы, но монументальное искусство начало мельчать, архитектура утратила свою ведущую роль, на первый план выдвинулась иконопись, которой стала подражать фреска.

Дорогая мозаика почти не применялась. После взятия турками Константинополя в 1453 г. византийское искусство совсем пришло в упадок. Оно продолжало еще существовать на Афоне, на острове Крите, в православных храмах Болгарии и Сербии, но постепенно изживало себя. Наибольший вклад в искусство внесла Византийская архитектура и в данной работе мне бы хотелось остановиться на основных типах зданий Византийской архитектуры и истории ее развития. 0. ВИЗАНТИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА Первый в истории великий стиль купольной архитектуры, существовавший на огромной территории, находившейся под властью Византийской империи, а также в сфере ее политического и культурного влияния.

Период активного развития византийской архитектуры продолжался с 6 по 15 вв в 4–6 вв. ему предшествовал этап становления, а с середины 15 в. начался период развития производных стилей. Вопрос о происхождении византийского архитектурного стиля является предметом ожесточенных споров.

Французский археолог Ф.А.Шуази (1841–1909) и австрийский историк искусства Й.Стржиговский (1862–1941) отстаивали его ближневосточные корни, в то время как итальянский искусствовед Дж. Т.Ривоира (1849–1919) и его последователи придерживались версии римского влияния. Во всяком случае, очевидно, что элементы, общие для архитектуры и того и другого региона, вошли в состав развитой строительной практики византийцев. В качестве важнейшего общего элемента следует указать кирпичный купол (часто на барабане) с полихромными мозаиками на внутренней поверхности, вес которого посредством парусов (сферических треугольников с вершиной, направленной вниз) передается четырем массивным столбам внутри здания, а прочие конструктивные элементы представлены полукуполами, тромпами (коническими сегментами, передающими нагрузку от округлой или многоугольной конструкции – прямоугольной), арками, сводами, колоннами.

Византийский стиль – первый и единственный среди западных стилей, в котором удалось соединить полноту цветового богатства с мощными и рационально выверенными конструктивными формами, обладающими высокой степенью функциональной цельности. 1.1.

Возникновение и развитие Византийской архитектуры

440). восточная часть Римской империи со столицей в Константинополе оставала... Храм св. СВЯТАЯ СОФИЯ (Hagia Sofia – Божественная Премудрость), храм в Стамбуле... 1.2.

Периодизация

палеологовское возрождение (1261–1453), время упадка внешнего могущест... Периодизация. 1.3. История византийской архитектуры распадается на семь периодов: созрева... .

Строительные материалы

Строительные материалы. Хотя в южных областях Восточной Европы, в Арме... При кладке использовался очень густой цемяночный (с добавлением измель... Все своды, а также верхнюю часть стен, как правило, покрывали роскошны... Использование раствора повышенной вязкости делало необязательным возве... 1.4.

Строительные конструкции

Строительные конструкции. Конструктивная простота и эффективность византийского метода возведени... Прежде большие купола сооружались только над круглыми в плане помещени... Следовательно, и применение римского метода не давало решения проблемы... 1.5.

Внешний облик зданий

На ранних этапах византийской архитектуры наружные украшения применяли... 1.6.. Главную роль в византийских строениях играют купол или купола, возвыша... Внешний облик зданий. Двери часто делали из бронзы, украшая их накладными рельефами, орнамен...

Оформление интерьера

подушкообразную капитель (пульван или пульвино), которую отличали боль... В том, как византийцы переносили едва не все убранство внутрь здания, ... Размеры кусочков смальты варьировали, а поверхность изображения специа... 11 в.), Дафни близ Афин (11 в.), Хора в Константинополе (нач. (См.

Элементы устройства храма

Элементы устройства храма. Важнейшими принадлежностями храма являются ... 2.0. Иногда перечисленные предметы отличались особенной роскошью, – наприме... Софии в Константинополе, где можно было увидеть золотой, украшенный др... .

Типы зданий

Обычно в состав раннехристианской базилики входил атрий, в центре кото... В пространстве нефов собиралась паства. Базилика. Первые церковные здания имели деревянные стропильные перекрытия. Раннехристианские общины были бедны, и в церковном строительстве им пр...

Тип купольной базилики

Софии в Охриде, в Македонии (основан в 9 в ок. Согласно Стржиговскому, этот вариант происходит из Малой Азии и Сирии,... . Наиболее классическим примером здания данного типа является собор св. Анаргиры и св.

Крестокупольный тип

2.4. Крестокупольный тип. Имеются упоминания о церкви такого типа в Газе (разрушена в 402). . Его влияние ощущается в ряде романских церквей, например в соборе в Пе...

Простой центрический тип

Центрический план в его круговом или многоугольном вариантах широко ис... Софии в Константинополе) происходит от римских мавзолеев или круглых в... Сергия и Вакха в Константинополе (ок. Сергия и Вакха не применялись паруса. В обеих церквях для компенсации ... (См.

Квадратнокупольный тип

Квадратнокупольный тип. Петра и Марка (9 в.), обе в Константинополе, малая церковь монастыря с... Луки в Фокиде (11 в.), церковь св. Федора в Костантинополе (12 в.) и церковь в местечке Фереджик в Македо... Среди множества вариантов этого типа встречаются сложные, с трехлепест...

Другие типы сооружений

Различия, связанные с иным климатом, иными строительными материалами и... Монастыри возникали в местах уединения отшельников, где на основе отно... 3.0. В отличие от дворца Диоклетиана в Салоне (совр. .

Заключение

Заключение. Византийское искусство имело исключительно большое значение. Широко использовав античное наследие, византийское искусство выступило хранилищем многих его образов и мотивов и передало его многим народам.

Особенно велико было значение византийского искусства для стран, придерживавшихся, как и Византия, православной религии (Болгария, Сербия, Древняя Русь) и неизменно сохранявших оживленные культурные связи с Константинополем (императорским и патриаршим дворами). Лучшие произведения византийского искусства находятся в Эрмитаже (Ленинград), Лувре (Париж), Византийском музее (Афины), монастыре св. Екатерины (Синай), Британском музее (Лондон), Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), собрании Дёмбартон Оокс (Вашингтон). 4.0.

Использованная литература

– Л «Искусство», 1981. От пирамид до современных зданий. СОФИИ в Константинополе (Стамбуле). №7 ЦЕРКОВЬ САН ВИТАЛЕ В РАВЕННЕ.. №4 БАЗИЛИКА В ГОРОДЕ ЛУРДЕ на юге Франции. Построена в 1876 на том мес...