Архитектура северных городов России

«Архитектура северных городов России» Содержание Введение 1. Архитектура Севера как часть общерусской культуры 2. Русское деревянное зодчество 2.1 Культовые деревянные сооружения 2.2 Гражданское строительство 3. Памятники каменного строительства 3.1 Оборонительные сооружения русского Севера 3.2 Культовое и гражданское строительство Заключение Список использованной литературы Введение Русский Север в географическом аспекте – понятие достаточно условное.

Его границы определяются не столько современными административными границами областей, сколько ареалом распространения северо-русской культуры, самобытность которой определена как близостью промысловых торговых побережий, так и элементами культур народов-аборигенов края. Северная земля стала местом рождения в нашей стране такой широко распространённой формы музеев, как архитектурно-этнографические музеи под открытым небом, которые приобрели особо важное значение именно здесь на сравнительно мало заселённых землях, где ограничено число дорог.

Эти места в своё время были очень богаты оригинальными творениями русского зодчества, но срок существования деревянных построек не очень велик, поэтому многие из них погибли от пожаров, были уничтожены иностранными захватчиками (как, например, 19-главый Воскресенский собор в городе Коле), другие ветшали и разрушались сами собой. Немало культовых зданий исчезло уже после революции, когда старались избавиться от церквей и часовен как рассадников чуждой идеологии (так была сломана многоярусная церковь Иоанна Предтечи в Кандалакше). В чём же причины сохранности древнейших памятников фольклора, зодчества, домовой резьбы и скульптуры именно здесь, на русском Севере? Почему именно здесь, где трудно поддерживать эти великолепные сооружения прошлых веков в первозданном виде, дольше, чем в других районах страны сохранялись образцы построек, характер которых позволяет отнести их прототипы к далёким временам, за многие столетия от нас? Ответ на этот вопрос мы находим в самой истории этого края. Для того чтобы полнее узнать и оценить сокровищницу культуры Русского Севера, памятники которого имеют огромный хронологический диапазон, необходимо обратиться к истории заселения этого края. 1. Великого, а позднее из Твери, Ростова Великого и Москвы, появились здесь, видимо, не ранее XI – XII веков.

Они застали на месте пёстрый конгломерат финно-угорских и саамских племён, не имевший чётких признаков государственности.

Славяне безбоязненно располагались рядом с их поселениями, неся в этот край культуру, приобщая коренное население к новым ремесленным и строительным навыкам.

Столетия совместной жизни сказались на историческом развитии народов Севера: произошёл процесс взаимного обмена, обогащения техническими и культурными ценностями. По реке Онеге к Белому морю мимо Соловецких островов к Кольскому полуострову плыли сюда посланцы новгородских посадников, а позднее сборщики дани с местных жителей.

Монастырские миссионеры стремились приобщить к православию карел, зырян, ненцев, саамов, звавшихся тогда под общим именем «чудь заволоцкая». [1) стр.7-8] Шли сюда и те, кто искал для себя лучшей доли – беглые холопы, нищий посадский люд. Второй путь пролегал по Северной Двине, на Пинегу и Мезень, далее на Печору, а затем на Восток, вдоль морского побережья. Несмотря на опасные встречи со скандинавами, чьи суда нередко проникали в устья рек, грабя и разоряя новгородцев, в XII – XIII веках славяне прочно осели в бассейнах рек: Онеги, Двины, Мезени. Там они основывали свои погосты, сёла монастыри.

Наиболее предприимчивые достигали моря и селились на скалистых берегах заливов и бухт, воздвигая дома буквально у кромки прибоя. Даже суровый Кольский полуостров к этому времен был уже практически подчинён Новгороду Великому. Первую международную торговую гавань в России открыли на далёком северном побережье, близ сурового Баренцева моря, в древности носившего название моря Мурманского.

Здесь, у места впадения небольшой речки Туломы в судоходную Колу, возник порт. Рядом находился Кольский посёлок – административный центр большой области Терской земли. Вплоть до XVI века здесь был центр международной торговли России, однако из-за частых нападений датчан и шведов на близлежащие Печенгский и Кандалакшский монастыри, а также многолюдные сёла Варзуга, Ковда, Умба, его решено было перенести в более удобное место – в Холмогоры.

Здесь выросли новые гостиные дворы, богатые жилые палаты, верфи, международная торговля стремительно развивалась. Стало очевидным, что порт уже не в состоянии справиться с растущей нагрузкой, мелководный холмогорский рейд не способен принимать большие заморские суда. По этой причине в 1584 году «одним годом поставили» город-крепость и новый порт в устье Северной Двины, где к тому времен уже стоял небольшой деревянный Михайло-Архангельский монастырь, давший в последствии имя городу Архангельску. [1) стр.11]. Новая гавань стала на долгие годы единственным выходом России на международный рынок.

Центр города украсился грандиозным, хорошо укреплённым гостиным двором, выстроенным в конце XVII века под руководством опытного московского зодчего Д. Старцева. Теперь уже караваны купеческих судов тянулись по Северной Двине. Это был уже не новгородский, а московский торговый путь на Север. Одним из городов, разбогатевших на заморской торговле, была Вологда, от стен которой начинался водный путь по Сухоне и Северной Двине к Холмогорам, а позднее – к Архангельску. Иван Грозный предполагал создать здесь своего рода северную столицу, с кремлём, каменными палатами и храмами.

Опустошительная эпидемия чумы и ликвидация опричнины помешали осуществить этот замысел. Единственным памятником этого времени остался грандиозный Софийский собор, созданный по образцу московского Успенского. В XVI веке Вологда являлась крупнейшим религиозно-культурным центром русского Севера.

Несмотря на то, что Архангельск был защищён несравненно лучше Колы, всё же он был близок к северному порубежью страны. В связи с этим, в 1702 году по указанию Петра Первого начинают возводить каменную Новодвинскую крепость, одновременно проводилось укрепление стен нескольких приморских монастырей. В начале XVIII века утверждается и крепнет в устье Невы новая столица Санкт-Петербург. В связи с этим, берега великих северных рек стали менее оживлёнными, жизнь там как бы замерла в своём развитии.

Поморье превратилось в естественное хранилище старых традиций, сравнительно мало посещаемое и полузабытое. Самым ярким и самобытным предстаёт перед нами древнее зодчество и, связанный с ним, комплекс искусств и ремёсел, которые оказали огромное влияние на творчество крупнейших русских художников и архитекторов. Многочисленные памятники помогают сегодня представить бытовой уклад и художественные вкусы прошлых поколений. 2.

Русское деревянное зодчество

2.1 . Русское деревянное зодчество. Но в большинстве случаев, деревянные сельские церкви несли не только к... Храм был потребностью религиозного человека. В нём крестили новорожден... Из панорамы прибрежного села наравне с церковными сооружениями выделял...

Культовые деревянные сооружения

Храмы по старой традиции ставили на хорошо обозримых, чаще всего высок... Храм, согласно христианскому вероучению место общения человека с небес... В любую погоду в церкви было сухо, несмотря на то, что с самого начала... В городе Каргаполь на реке Онеге в XVI – XVII веках постепенно складыв... Эти элементы имели не только художественный смысл, в них просматривает...

Памятники каменного строительства

Памятники каменного строительства. Ещё на заре истории древнерусского государства в необъятном море дерев... Ими были защищавшие посады или монастырские крепости. Прежде всего, появляются новые типы гражданских сооружений: торговые р... Их облик нередко не совпадает с направлением художественного стиля, го...

Оборонительные сооружения русского Севера

Они располагались или вблизи городов, дополняя систему их обороны, или... Немногие монастыри центральной России могли соперничать с этими крупне... В 1637 году с ликвидацией Соловецко-Сумского воеводства игумен монасты... Спасский собор 1537-1544 годов, церковь Введения, трапезная палата 154... Мышкиным.

Заключение В ходе истории города русского Севера переживали периоды и падения, и кратковременных взлётов. В своё время, благодаря близости северных территорий к морю, необходимостью создавать условия для стремительно развивающейся торговли, города стали развиваться как торговые центры со строительством гостиных дворов и посадских зданий.

Кроме этого, необходимость защиты стратегически важных городов приводила к тому, что повсеместно шло строительство оборонительных сооружений. Купцы ехали сюда со всей России и везли сюда не только свои товары, они несли сюда культуру других регионов страны. Элементы её оседали здесь, шло приспособление к местным вкусам, суровым природным условиям: так рождалась самобытная культура русского Севера, а архитектура, как её важная составляющая.

Именно в эти времена были созданы лучшие ахитектурные сооружения. С появлением новой столицы Петербурга, а вместе с ней – более удобного для центра России выхода в море, стала терять своё былое значение издавна славившаяся Архангельская ярмарка. Спад экономики тяжело отразился на состоянии некогда богатейших северных городов, они превратились в одну из наиболее глухих провинций государства. Лишь строительство в 1915-1916 годах стратегически важной северо-западной железной дороги и незамерзающего порта, будущего Мурманска, в значительной мере открыло новые перспективы для развития Поморья.

Сегодня на Севере полнее, чем в центральных областях европейской части страны ощущается непреходящая прелесть нетронутой временем и человеком самобытной культуры России. Этот удивительный рукотворный феномен органического слияния природы и зодчества является одним из главных секретов обаяния русского Севера. Список использованной литературы 1) Гнедовский Б.В. Заповедный Север. Архитектура.

Искусство. Ландшафт: Альбом. – М.: Советская Россия, 1987. – 244с. 2) Ушаков И.Ф. Кольская старина: Докум. Очерки. – Мурманск: Кн. Издательство, 1986. – 192 с ил. 3) Ушаков И.Ф. Успенская церковь в селе Варзуге: Докумен. Очерк. – Мурманск: Кн. Издательство, 1974. – 48 с ил.