ной скульптуры (цвета). Когда я его делал я думал о Парфеноне, о кур-ватурах и пластическом ритме» [43, с. 100]. Это — очень существенное замечание; в корне которого лежит постулат И. В. Жолтовского: «Не украшайте архитектуру архитектурой».
В 1938 г. А. К. Буров участвует в проектировании ансамбля жилых домов на Можайском шоссе в Москве. Экспериментальный дом, спроектированный Буровым, органично вписался бы в общую застройку. Этот очень своеобразный проект не был реализован. Но нельзя не признать справедливости его мысли, что создавать улицы нужно не отдельными домами, хотя и отличными, а по единой целостной схеме. Главный фасад дома выходит на север, слабо освещен, поэтому архитектурной выразительности автор достигает, применяя плоский рельеф и цвет: для штукатурки стены — зеленый (под травертин) и для керамических деталей (венчающего карниза, балконов, консолей и тяг над четвертым этажом)— белый. Фриз, идущий по главному фасаду, сделан из декоративных многоцветных майоликовых букетов. Наличники, с применением таких же майоликовых вставок, украшают входы в магазины.
На страницах «Архитектурной газеты» отмечалось: «Большая простота решения, выразительность энергично развитых пропорций и колористическое единство делают этот проект наиболее сильным в общей линии Можайского шоссе»1. Сила и лаконичность решения фасада дома оказались несопоставимыми с другими проектами, представленными одновременно.
В четком планировочном решении жилого дома на Можайском шоссе Буров ставил задачу создания комфортабельных малометражных квартир. Он предлагает пересмотреть существующие нормы проектирования квартир и вводит новые для практики тех лет планировочные приемы. Эти предложения разрабатывались на основе большой научной работы по исследованию планировки квартир и оборудования кухонь, проведенной А. К. Буровым в Академии архитектуры СССР в эти годы.
1 Былинкин Н. П. Так нельзя проектировать ансамбль. «Архитектурная газета», 1938, № 16, с. 3.
При создании вещей, отвечающих потребностям человека, основным принципом, которым должен руководствоваться архитектор, Буров считает принцип большой экономии. В своей книге «Об архитектуре» он пишет: «Необходимость экономии человеческой энергии при организации материальной среды, создаваемой архитектурой, является аксиомой, давно осознанной в нашей стране. Забывать эту истину нам, архитекторам, нельзя» [39, с. 54].
Комфорт понимается Буровым как целесообразность, экономия моральных и физических сил, времени и энергии человека. Нерациональность, необходимость лишних движений, неоправданных усилий он считает результатом несовершенства архитектурного или дизайнерского решения.
Детальный анализ зарубежного и отечественного опыта, проведенный Буровым, послужил основой для разработки предложений по изменению действующих и созданию новых отечественных стандартов и общего повышения уровня комфорта массовых жилых домов. Научно-исследовательские и экспериментальные работы, посвященные проблеме малой квартиры, разработка идей новых планировочных решений жилых домов были началом значительного по результатам периода работы А. К. Бурова в области массового жилищного строительства. Идеи эти нашли свое продолжение и развитие в проектах жилых домов на Ленинградском проспекте (1941 и 1951 гг.), серии жилых домов для сборного строительства и др.
Буров приходит к пониманию необходимости принципиального изменения направленности архитектуры — необходимости, связанной с ее новыми социальными задачами, новыми потребностями и техническими возможностями общества.
Работы Л. К. Бурова в области сборного домостроения.В 1937 г. в Москве состоялся первый Всесоюзный съезд архитекторов. На съезде были определены основные направления развития советской архитектуры, поставлены задачи индустриализации строительства и вопросы типового проектирования жилища.
Жилой дом для работников цирка на Садово-Самотечной улице в Москве. Росписи художника Л. А. Бруни. Проект. 1937. Перспектива
Начиная с 1938 г. жилищное строительство в нашей стране становится массовым. Одним из первых архитекторов А. К. Буров начинает работать над решением архитектурных, конструктивных и технологических проблем, связанных с индустриализацией жилищного строительства, с новыми материалами и новыми методами возведения жилых зданий.
Анализируя взаимосвязь техники и искусства в архитектуре, Буров писал: «По существу не может быть никакого противоречия между со временной техникой и искусством, — это противоречие возникло лишь в представлении, и в значительной мере из-за того, что люди, пропагандировавшие примат техники в архитектуре, не любили и не понимали искусства, а те, кто пропагандировал архитектуру как искусство, не любили и не понимали техники» [39, с. 40].
Сам Буров принадлежал к тем архитекторам, которые любили искусство и понимали технику. В отличие от многих он не приспосабливал архитектурную форму к материалам и конструкциям, а переосмысливал и то и другое в синтезе, создавая нужные ему, как архитектору, новые материалы, разрабатывал технологию и новые методы возведения зданий и создавал прогрессивные конструкции, мастерски воплощая возможности этих материалов в тектонически разработанных архитектурных формах.
Проблема индустриализации жилищного строительства возникла в конце 30-х годов в связи с необходимостью массового строительства экономичного и достаточно комфортабельного современного жилища. Сложные социальные и экономические задачи нашего общества нельзя было решать без использования возможностей современной науки и техники.