Новатор по своей художественной сущности, Буров понимал необходимость применения новых методов возведения зданий, которые обязательно должны будут сказаться на поисках новых путей и средств формирования современной архитектуры. Он интересовался проблемами индустриализации жилищного строительства, его экономичностью, достижимой лишь с помощью применения новых строительных материалов, легких и вместе с тем прочных, новых конструкций и новой технологии
строительства. Одним из первых среди советских архитекторов Буров как подлинный новатор начинает работать в области сборного домо- ] строения.
Роль эстетики в индустриальном домостроении, художественный облик 1 зданий из сборных элементов, методы монтажа, новая технология изго- ] товления крупноразмерных сборных элементов — весь комплекс этих ар- ] хитектурных, конструктивных, технологических вопросов был поставлен и принципиально по-новому решен в трех последовательно совершен- I ствовавшихся сериях крупноблочных жилых домов, построенных им I в Москве. Проекты разрабатывались А. К. Буровым совместно с архитектором Б. Н. Блохиным и инженерами Ю. Б. Кармановым и А. И. Кучеро- I вым1. В результате постройки этих зданий были освоены технология производства и монтаж зданий из крупноразмерных элементов, создана ори- | гинальная тектоническая система разрезки стены на блоки.
Первая серия типовых пятисекционных шестиэтажных жилых домов со I стенами из крупных элементов — блоков строится в 1939 г. на Велозавод- I ской и Валовой улицах, на Большой Полянке, д. 4, Бережковской набе- I режной. При строительстве этих зданий осваивалась прежде всего технология возведения стен зданий из крупных блоков, специфика решения стыков элементов, технология изготовления самих элементов. При этом I были найдены удачные приемы планировки как здания, так и квартир.
Здания первой серии возводились из бетонных блоков весом в три I тонны. Несовершенство технологии изготовления блоков, дающее до- I пуск в толщине камней до 3 см, заставило создать закругленный руст, I скрывающий этот дефект. Совершенно очевидно, что такие блоки имити- 1 ровали материалы, применявшиеся для кладки толстых стен. Поэтому I Буров строил композицию фасада на выразительной пластике укрупнен- 1 ной кладки блоков наружных стен, на красивом венчающем карнизе, горизонтальной тяге между 3-м и 4-м этажом и на крупных порталах вхо- I дов. Здесь было применено сочетание различных по тону бетонных бло- I ков — светло-серых для стены и темных — для горизонтальных тяг, пор- I талов и венчающего карниза; использовались такие элементы, как бал- 1 коны с изящными коваными ограждениями, контрастирующими с грубой I стеной, придающие жилому дому тонкость, интимность и пластику. Од- I нако Буров не был удовлетворен первым опытом и по поводу жилых до- I мов первой серии он пишет в своих дневниках: «Получилось тектониче- I ское сооружение, находящееся в прямом противоречии с масштабом I индивидуального жилья и человека» [43, с. 105].
Вторая серия крупноблочных жилых домов из офактуренных блоков I строится в 1940 г. на Большой Полянке, д. 3 и Дербеневской набережной. I
В этом новом проекте авторы поставили своей задачей дать такое 1 решение фасада дома, чтобы конструктивные швы блоков были скрыты. I Для кладки наружных стен использовались блоки таких же размеров, как I и в зданиях первой очереди строительства. Но на их поверхность были нанесены искусственные швы и рисунок, которые создавали впечатление рельефного «бриллиантового руста» сравнительно малых размеров по от- I
1 Помощником А. К. Бурова и Б. Н. Блохина при разработке проектов крупноблочных I домов был архит. Д. И. Бурдин.