Культовые сооружения Древнего Египта.

Древнеегипетские пирамиды и храмы связаны с широко распространённым в стране заупокойным культом. Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине. Являясь входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырёхгранными гранитными колонами. Нередко с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона.

Скальные храмы представляли собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы. Самым уникальным является храм Рамзеса 2 в Абу-Симбеле. Среди полускальных заупокойных храмов особое место занял храм царицы Хатшепсут. Он представляет собой сочетание трёх поставленных друг на друга кубов.

К концу периода Древнего царства появился новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножия. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который, по преданию, взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечный храм соединялся крытым переходом с воротами в долине. 2. Портрет в искусстве Египтян

Фаюмский портрет - настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас "живые" облики людей, в которых в эпоху романтического восприятия римско-египетского искусства видели лица отпрысков египетского царского дома Птоломеев. Свое название портреты получили по области Фаюм (от египетского слова, означавшего озеро), расположенной на восточных окраинах Ливийской пустыни, которая в древности была заселена египтянами. Фаюмские портреты были открыты в 1615 Пьетро делла Балле в одном из захоронений и как экзотические диковинки отправлены в Европу. Их выставляли в Кунсткамерах, и они поражали зрителей. В 1887 австрийский исследователь Египта Теодор Граф составил большую коллекцию портретов. После публикации данных о коллекции в монографии немецкого египтолога Моритца Эберса в 1888 Фаюмский портрет вошел в мировую историю искусства. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения. Эти портреты укладывали на лицо человека после смерти и закрепляли погребальными пеленами, в которые оборачивали набальзамированные тела.

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (вжигаю). Это восковая живопись расплавленными красками, которую отличает объёмистость мазка. Направление мазков обычно следует формам лица — на носу, щеках, подбородке и в контурах глаз краски накладывались плотным слоем, а контуры лица и волос писались более жидкими красками. Картины, выполненные этим способом, отличает редкая свежесть цвета и они удивительно долговечны. Хорошей сохранности этих произведений способствовал и засушливый климат Египта.

Важная особенность фаюмских портретов — использование тончайшего сусального золота. На некоторых портретах был позолочен весь фон, на других золотом выполнены только венки или головные повязки, иногда подчеркнуты драгоценности и детали одежды.Основа портретов — древесина различных пород: местных (платан, липа, тис) и импортированных (кедр, сосна, ель, дуб). Некоторые портреты выполнены на загрунтованном клеем полотне.

Примерно со второй половины II века в портретах начинает преобладает восковая темпера. Фаюмские портреты — лучшие сохранившиеся образцы античной живописи. Они изображают лица жителей древнего Египта в Эллинистический и Римский периоды в I—III веках нашей эры.3. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя

Ансамбль Акрополя состоял из нескольких органично связанных друг с другом сооружений, которые хорошо видны на его макете-реконструкции.

Вход на Акрополь, представлял собой глубокий сквозной портик с колоннадой; при этом боковые проходы предназначались для пеших граждан, а по среднему проезжали всадники и колесницы, проводили жертвенных животных. Слева к Пропилеям примыкало здание пинакотеки - картинной галереи, где демонстрировались портреты героев Аттики. А справа от был сооружен небольшой прямоугольный храм Ники Аптерос, посвященный богине победы Нике. В переводе его название звучит как «Бескрылая победа». Полагают, что в условиях перемирия в затяжной Пелопоннесской войне афиняне тем самым выражали надежду на то, что победа теперь от них не «улетит». Поскольку в этом храме стояла статуя Афины, его нередко называют также храмом Афины-Ники.

За Пропилеями находилась изваянная Фидием огромная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы). За этой статуей на открытой площадке находился алтарь, а слева был воздвигнут небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине. Существует древний миф о споре Афины с богом Посейдоном за владение крупнейшим из греческих полисов. Победителем должен был стать тот, чей подарок имел бы для города большее значение. Посейдон метнул свой трезубец на Акрополь и в месте его удара стал бить источник морской воды. Он обещал также афинянам успехи в морской торговле. Но победила в этом споре Афина: в том месте, где она ударила копьем, выросло оливковое дерево, ставшее символом Афин. Одна из частей этого храма, посвященная легендарному царю Афин Эрехтею, называлась Эрехтейоном; здесь же находились его могила и святилище.

Главной же достопримечательностью всего ансамбля был и остается Парфенон - самое большое и известное сооружение в этом ансамбле, которое называют и «гимном» Древней Греции и «красотой простоты». Этот храм также был посвящен богине Афине. Но на этот раз она выступала в облике Афины-Парфенос или Афины-Девы. Отсюда и название храма. Сооруженный архитекторами Иктином и Калликратом, Парфенон, сочетавший дорический и ионический ордера и прекрасно вписывавшийся в окружающую местность, отличался удивительной гармонией.4. Творчество Мирона

МИРОН (V в. до н. э.), великий древнегреческий скульптор.

Работал в Аттике. Создавал скульптуры для храмов в Афинах, Олимпии, Дельфах. Тематика работ скульптора была весьма разнообразной. Он изображал богов, героев, атлетов, но наибольшее восхищение вызывали его изображения животных. В своем творчестве Мирон стремился к единству гармонически прекрасного и непосредственно жизненного. Он первым из скульпторов сумел передать внутреннее напряжение изображаемых фигур и ощущение движения. Основные работы — «Дискобол» (ок. 450 до н. э. Рим. Национальный музеи), а также скульптурная группа «Афина и Марсий». Произведения Мирона не дошли до нашего времени и известны по описаниям и римским копиям.

Мирон является мастером переходного периода от ранней классики к поздней, в творчестве которого архаические черты сочетались с более индивидуальным характером персонажей.5. ПОЛИКЛЕТ (ок. 480—конец V в. до и. э.), великий древнегреческий скульптор.

Родился в Сикионе. Последователь ваятеля Агел­дада — учителя Фидия и Мирона. Жил и работал главным образом в Афинах. В отличие от своих современников Мирона и Фидия редко изображал богов и мифологических героев. Главным в его творчестве было создание статуй олимпийских чемпионов и атле­тов. Выработал тип внешней человеческой красоты. Изображал фигуры атлетов, из которых наибольшей славой пользовались «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (юноша, надевающий себе на голову по­вязку). Копии Дорифора получили такое распростра­нение, что их помещали в гимнасиях и палестрах — спортивных школах — в назидание и подражание уче­никам. Первая статуя выполняла функции канона. Считается, что она была изваяна Поликлетом как ил­люстрация правил, изложенных в не дошедшем до нас трактате о пропорциях человеческого тела. По расска­зу Плиния, лучшие скульпторы Греции — Фидий, Кресилай, Фрадмон и Поликлет — были приглашены участвовать в конкурсе на исполнение статуи амазонки для эфесского храма. Причем им было предоставлено право самим решать, чье произведение лучше. Каж­дый из конкурентов отвел первое место своей собственной работе, а на второе все три соперника поста­вили работу Поликлета. Вследствие этого он и был признан победителем. Произведения скульптора не сохранились и дошли до нас только в копиях и описа­ниях.6. ФИДИЙ(490/483 до н. э.—? ), великий древ­негреческий скульптор.

Родился в Афинах, Вначале обучался живописи, но скоро увлекся ваянием. Первым учителем его был Гигесий; затем Фидий перешел в Аргос, в школу Ар­гелада. Самостоятельная деятельность началась при правителе Кимоне в Афинах в 470 до н. э., когда заново начали возводиться святилища, разрушенные персами. Скульптором была исполнена группа из 13 фигур, изображающая Мильтиада, окруженного Афи­ной Фебом и героями Аттики. Эту группу Афины подарили дельфийскому оракулу в знак благодарности за победу при Марафоне. Тогда же Фидий возвел на афинском Акрополе статую Афины Промахос (Передовой Воительницы). Фигура богини возвышалась надо всеми строениями города, а шлем ее и копье были видны за несколько километров от города, с кораблей, огибавших мыс Суньон.

После изгнания Кимона власть в Афинах перешла в руки Перикла. Фидий — друг и советник правите­ля — стал распорядителем по восстановлению города. Под руководством Фидия в Афинах были возведены многие здания, а сам он трудился над скульптурным убранством Акрополя. Фидий изготовил для целлы Парфенона — центрального храма Аттики — огром­ную хрисоэлефантинную (из золота и слоновой кости) статую Афины Поллады (Градозащитницы). Окон­чив работы на Акрополе, он отправился в Элиду, куда был приглашен для украшения храма Зевса в Олим­пии. Толпа учеников сопровождала зодчего. Жители Элиды приняли ваятеля с великими почестями и пост­роили для него вблизи храма мастерскую, которая долго сохранялась и показывалась как реликвия. Статуя Зевса, позднее считавшаяся одним из чудес света, — лучшее произведение Фидия.

На деревянной основе из слоновой кости и золота было изваяно изображение Зевса (около 20 метров в высоту). Он восседал на троне и держал в одной руке скипетр с орлом, и на ладони другой — крылатую фигурку Победы. Золотая одежда покрывала его тело. Драгоценнее самой статуи был трон, сооруженный из золота, драгоценных камней, слоновой кости и черно­го дерева. Весь древний мир дивился на статую и стре­мился увидеть ее. Статуя пережила греческий мир и погибла лишь в пятом веке уже нашей эры в пожаре, в котором сгорел и храм. 7. Скульппура Скопаса, Праксителя, Лисиппа

В украшении Галикарнасского мавзолея рельефами на темы состязания колес­ниц, схваток греков с амазонками, мифического племени лапифов с кентаврами принимал участие Скопас, который, наряду с Праксителем, был одним из самых выдающихся скульпторов времени поздней классики. Эти скульпторы работали в разной манере.

Скопас создавал динамичные, полные движения и экспрессии статуи, показы­вая человека в момент высшего напряжения его душевных и физических сил. Его танцующие Менады, спутницы Диониса, представляют собой вершину вакхиче­ского исступления, полного самозабвения под напором бурных эмоций.

Пракситель был певцом невозмутимого покоя, сторонником тонких эстетиче­ских наслаждений. Тема отдыха, покоя, мечтательной задумчивости определяла характер его творчества. Он создавал плавные, нежные, текучие формы. Дошедшая до нас в оригинале мраморная группа «Гермес с Дионисом» дает живое представ­ление о стиле работ Праксителя. Она изображает Гермеса, которому было поручено отнести к нимфам на воспитание младенца Диониса, и он, делая короткую передышку, играет с ребенком кистью винограда. Пракситель отразил в статуе свою любовь к «нежной форме» и смоделировал мужское тело так, что оно обре­ло нежную пластику, подобную женской. Недаром Пракситель раскрашивал у своих статуй волосы, лица и зрачки. Мрамор тонировался подкрашенным вос­ком, который под действием температуры пропитывал его поверхность, создавая эффект цветного мрамора, без слоя краски, как это было принято в эпоху архаи­ки. Пракситель прославлял идеальную человеческую красоту, изображая своих персонажей молодыми, здоровыми, цветущими. Старческий и младенческий воз­расты представлялись ему несовершенными, поэтому и младенца Диониса он изо­бразил в виде уменьшенной в размерах статуэтки взрослого, несмотря на боль­шое тяготение к реализму в своем творчестве.