рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культовые сооружения Древнего Египта

Культовые сооружения Древнего Египта - раздел Строительство, Культ...

Культовые сооружения Древнего Египта.

Скальные храмы представляли собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы. Самым уникальным является храм Рамзеса 2 в… К концу периода Древнего царства появился новый тип здания — солнечный храм.… Фаюмский портрет - настоящее чудо в истории искусства. Созданный множество веков назад, он донес до нас…

Лисипп был придворным скульптором Александра Македонского и работал в бронзе. Если верить источникам, он был необычайно плодовитым и изготовил 1500 скульптур. Причем тематика была самая разнообразная: портретные бюсты Александра Великого, персонажи мифологии, атлеты, герои, а также его знаме­нитые кони, украшающие теперь собор св. Марка в Венеции.8. Художественные школы эллинизма

Традиции великих мастеров классической эпохи легли в основу развития новых художественных направлений в искусстве эллинизма.

Александрийская школа. Из новых эллинистических центров раньше других стала играть ведущую роль Александрия. Здесь складывается своя художественная школа, характерная разнообразием направлений. Одни мастера, продолжая традиции Праксителя, создавали образы идеально прекрасных богов и богинь, другие, используя великие реалистические достижения Лисиппа в области пластической анатомии и композиционных приемов, изображали в бытовом жанре стариков и старух, маленьких детей, сатиров и нимф. Кроме культовых статуй, появляется садово-парковая, многочисленная декоративная скульптура для украшения частного дома.

Большую роль в Александрии играет живопись. Традиции, заложенные Антифилом, получили свое дальнейшее развитие и в карикатуре, и в живописном портрете, и в ландшафтной живописи.

В портретном искусстве александрийского круга господствует форма идеального портрета классического периода.

Одним из излюбленных образов эллинизма, в особенности александрийской школы, становится образ Афродиты. Афродита в эллинистическом искусстве приобретает характер гораздо более человечный, утрачивает величавость олимпийского божества.

Пергамская школа. Рядом с александрийской художественной школой стоит пергамская, процветавшая в период среднего эллинизма. Пергамские цари поддерживали культурные связи с Афинами, подчеркивали свое уважение к их традициям. Главным божеством Пергама стала богиня Афина. Цари Пергама создали не только библиотеку, соперничавшую с александрийской, но и настоящий музей искусства. Они скупали картины и статуи греческой работы и заказывали копии.

Художественные традиции Скопаса и Лисиппа являлись ведущими в Пергаме. Портрет Аттала I (Берлин, Музей) поразительно похож на портрет Александра Лисиппа, но пышная шевелюра придает более эффектный вид пергамскому царю.

Пергам не раз отражал нашествие галлов, и эти события были дважды запечатлены в памятниках искусства. По заказу Аттала I в 220 г. до н. э. была создана серия скульптур в честь победы греков над варварами. Эвмен II в 180 г. до н. э. построил грандиозный алтарь Зевса, украшенный рельефами (рельефы в Берлинском музее).9. Архитектура Древнего РимаАрхитектура Древнего Рима как самобытное искусство, сформировалось в период IV— I вв. до н. э. Памятники архитектуры Древнего Рима, даже в развалинах покоряют своей величественностью. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в котором основное место принадлежало общественным сооружениям, рассчитанным на огромные количества людей: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, библиотеки. В перечень строительных сооружений Рима необходимо включить и культовые сооружения: храмы, алтари, гробницы. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека.

Во всем древнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по мастерству инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, размаху строительства. Римляне ввели инженерные сооружения (акведуки, мосты, дороги, каналы) как архитектурные объекты в городской, сельский ансамбль и пейзаж, применили новые строительные материалы и несущие конструкции.

Не меньшее значение в развитии римской культуры имело искусство эллинизма с его архитектурой, тяготевшей к грандиозным масштабам. Но благородное величие и гармония, составляющие основу греческого искусства, в Риме уступили место стремлению возвеличить власть императоров и военную мощь империи. Отсюда масштабные преувеличения, внешние эффекты, ложный пафос громадных сооружений.

Разнообразие сооружений и масштабы зодчества в Древнем Риме значительно изменяются по сравнению с древней Грецией: возводится колоссальное количество огромных зданий. Все это потребовало изменения технических основ строительства. Выполнение задач с помощью старой техники стало невозможным: в Риме разрабатываются и получают широчайшее распространение новые конструкции — из кирпича бетона, позволяющие решать задачи перекрытия больших пролетов, во много раз ускорять строительство, и — что особенно важно — ограничить применение квалифицированных мастеров, переместив строительные процессы па плечи рабочих-рабов с низким уровнем квалификации.

Выдающиеся сооружения Древнего Рима

Во всем древнем мире архитектура Рима не имеет себе равных по высоте инженерного искусства, многообразию типов сооружений, богатству композиционных… Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является… Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до…

Творчество Ф. Грека, А. Рублёва, Дионисия

АНДРЕЙ РУБЛЕВ (ок. 1360-1370-1427 или 1430), святой, иконописец и живописец, монах Троице-Сергиева и Спасо-Андроникова монастырей. Произведения А Р… ДИОНИСИЙ (ок. 1440 — после 1502), иконописец и живописец, один из величайших…

Архитектурные памятники среднвековой Украины

Первый ярус связей (выше фундамента) определяет высоту порталов и ниш по низу стен. Второй ярус связей заложен в пятах малых арок под хорами, его… Золотые ворота в Киеве – один из немногих дошедших до нас памятников… Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает…

Скульптура готики

Готическая скульптура - явление огромного значения в мировом художественном творчестве. Она значительно отличается от скульптуры романского периода.… Скульптура собора была расположена в соответствии теологической (религиозной)… Многочисленные изображения королей, рыцарей, прелатов, ремесленников, крестьян отражали иерархичную структуру…

Проренесанс. Джото

Вторая половина 13 столетия и 14 век сыграли очень большую роль в развитии итальянского искусства. Именно в этот переходный период был подготовлен… Основная роль в творчестве Джотто принадлежит человеку. Создавая еще… . Завоевания Джотто не сразу пробили себе дорогу и в полной мере были восприняты лишь с начала 15 столетия. Ученики и…

Мастера Раннего Возрождения. Брунеллески, Ботичелли, Верроккьо

Б начал свою творческую карьеру как скульптор в 1401 году, разделив с Гиберти первое место в конкурсе на оформление дверей флорентийского… Его творчество проникнуто глубоким пониманием гармонической природы античной… Уже первое архитектурное произведение Б - величественный восьмигранный купол Флорентийского собора (1420-1436),…

Живопись Высокого Возрождения. Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело

В его творчестве с наибольшей ясностью воплотились гуманистические идеалы Высокого Возрождения о прекрасном и совершенном человеке, живущем в… Вслед за Леонардо Рафаэль начинает много работать с натуры, изучает анатомию,… Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер. Основоположник…

Скульптура и архитектура Высокого Возрождения. Микеланджело, Браманте

В 1516-1534 годах Микеланджело Буонарроти работал во Флоренции над проектом фасада церкви Сан-Лоренцо и архитектурно-скульптурным ансамблем… а также над скульптурами для гробницы папы Юлия II. Мироощущение Микеланджело… Донато Браманте (1444—1514) — основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой…

Итальянская живопись XVII века. Караваджо

Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. 1591), «Мальчик с фруктами» (ок. 1593), «Вакх» (ок. 1593), «Гадание» (ок.… Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и… Период творческой зрелости (конец XVI — первое десятилетие XVII вв.) открывает цикл монументальных полотен,…

Рембрандт — великий голландский художник

Но более свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках… Библейские композиции 1630-х годов (“Жертвоприношение Авраама”, 1635) несут на… воплощением эстетических взглядов художника стала композиция “Даная” (1636-1647), в которой он вступает в полемику с…

Передвижники. Самобытные таланты русские художники 19 века в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости творческой работы. Так или иначе, созданию членства объединенных художников способствовала заинтересованность многих художников, реально сблизить искусство с народными массами, тем самым, обеспечить свою независимость от различных учреждений, меценатов и организаций покровительствуемых правительством. В 1863 году 14 выпускников художников во главе с И. Крамским отказалась писать дипломную картину на предложенную мифологическую тему и потребовали самим выбрать сюжет картины, на что им было категорически отказано, после чего многие художники демонстративно покинули академию. Решение было такое: что необходимо было образовать самостоятельную артель художников по типу коммун, независимую от академической монополии союз русских художников. Просуществовала она не долго и распалась через 7 лет, правда к этому времени в 1870 году зародилось новое движение товарищество передвижников или товарищество передвижных художественных выставок ТПХВ и передвижение их по городам России, это объединение художников профессионалов. Творчество передвижников сближало многих художников в единстве и идейными позициями, неприятиями академизма с его декоративными пейзажами, бутафорской театральностью и различной мифологией. Русские художники передвижники стремились показать в своих работах идейную сторону изобразительного искусства 37. Европейский романтизм

Жерико Теодор (1791— 1824), выдающийся французский живописец, основоположник революционного романтизма во французской живописи. Родился в Руане в зажиточной семье. Живописи учился у баталиста Ш. Берне и представителя позднего классицизма П. Герена. Главную роль в творческом самоопределении художника сыграло изучение живописи старых мастеров и окружающей жизни. Уже первая картина Жерико — «Офицер конных егерей, бросающийся в атаку» (1812), написанная в начале похода французской армии в Россию, отличалась остротой жизненных наблюдений, бурной динамикой, эмоциональной насыщенностью колорита. Более драматичный характер носит картина «Раненый кирасир» (1814), задуманная как парная к предыдущей, где вместо устремленного к победе героя изображен едва держащийся на ногах офицер, покидающий поле боя. В героико-монументальном плане была исполнена самая значительная из картин Жерико, выдающееся произведение французского романтизма «Плот Медузы» (1818—19), созданная на сюжет, подсказанный жизнью, на событие, всколыхнувшее общественное мнение Парижа. У берегов Африки, по вине неопытного капитана, потерпел крушение фрегат «Медуза». Немногие из спасшихся пассажиров избежали смерти на плоту, который много дней носился по бушующему морю. Выставленная в Салоне 1819, эта картина вызвала резкую полемику и была воспринята как обличение правительства, погубившего фрегат и сотни людей. Для показа картины в Англии Жерико предпринял путешествие в Лондон. За время, проведенное в Англии (1820—22) он создал ряд акварелей и литографий со сценами народной жизни: «Телега с углем», «Пахота Англии», «Кузница» и др. В суровой сдержанной манере изобразил Жерико открывшиеся ему эпизоды жизни английской бедноты, нищих, бродяг. Одна из самых значительных работ этого цикла — композиция «Старый нищий, умирающий у дверей булочной» (1821). Интерес к внутреннему миру человека, к его переживаниям определяет тональность серии остротрагедийных портретов душевнобольных из госпиталя Саль-петриер.

Делакруа Эжен (1798—1863), выдающийся французский живописец, крупнейший представитель романтизма во французском искусстве.Родился в Шарантоне в семье префекта. Получил блестящее образование. Живописи обучался вначале в Школе изящных искусств в Париже, затем в мастерской П. Герена (1816—22). Решающую роль в формировании живописного стиля Делакруа сыграло копирование работ старых мастеров, в особенности П.П. Рубенса, П. Веронезе и Д. Всласкеса. В 1822 дебютировал в Салоне картиной «Ладья Данте» («Данте и Вергилий») на сюжет из первой песни «Ада» («Божественная комедия»). Делакруа сразу же был признан новатором, стал самым выдающимся живописцем-романтиком. Огромное впечатление на современников произвела и картина Делакруа «Резня на Хиосе». Это был эмоциональный отклик художника на героическую борьбу греческого народа против турецких завоевателей. К заметным работам художника относятся акварели, гуаши, рисунки 1820-х, обнаруживающие родство с рисунками Леонардо, где новое понимание динамичности сочеталось с ярким колоритом. Истинный шедевр того периода — «Испуганный молнией конь» (1824). Об этой гуаши, вызвавшей большой интерес на двух грандиозных выставках художника (1830 и самая последняя — 1863), говорили, что в ней «романтизм превзошел самого себя»: молния, сверкающая в грозовых облаках, привела в неистовство красивого белого коня, и он поднялся на дыбы. Но, бесспорно, вершиной творчества Д стала картина «Свобода, ведущая народ» («28 июля 1830 года»), хранящаяся в Лувре, — наиболее значительное произведение европейского искусства XIX века, посвященное вооруженному выступлению народа против угнетения (1830). Многие из романтиков учились у Д, но никто не достиг его выразительности.38. Творчество Милле, Домье, Курбе

Милле Жан-Франсуа (1814—1875), выдающийся французский художник.

Родился в Грюши на побережье Ла-Манша в зажиточной крестьянской семье. Уроки брал в Шербуре у ученика Ж. Давида. В 1837 приступил к учебе и парижской Школе изящных искусств у популярного тогда Делароша. 1848 год — год революции — стал главным в его творчестве. Выставленная в Салоне картина «Веятель» привлекла большое внимание и вызвала множество споров. После революции к управлению искусством пришли люди более демократически настроенные, оценившие талант художника. С этого времени живопись Милле уже принадлежала истории искусства. Тема труда — основная в его творчестве. Особая духовность человека физического труда чувствуется в его картине «Сеятель» — фигура, господствующая над бескрайним простором полей, стала символом. Картина произвела фурор на выставке в Салоне 1851, и каждая последующая картина Милле воспринималась как общественное событие. Естественность своих крестьян, их чистоту Милле сознательно противопоставил нравственной деградации высших сословий Второй империи.

Настоящую известность Милле приобрел после Всемирной выставки в Париже (1867), на которой был награжден Большой золотой медалью.

Домье Оноре (1808—1879), выдающийся французский карикатурист и живописец. Родился в Марселе в семье багетного мастера.. Около 1822 поступил в мастерскую А. Ленуа-ра, позже занимался в Академии Сюисса. Многому научился, копируя в Лувре старых мастеров, особенно П.П. Рубенса и Ф. Гойю. Рано освоил искусство литографии (ок. 1822), которому посвятил большую часть жизни. Вероятно, ранние его работы публиковались безымянно, но к 1830 в иллюстрированных парижских журналах появились подписанные Домье карикатуры. Большинство из них (вначале в журнале «Карикатюр», с 1832 — в журнале «Шаривари») было безжалостной сатирой на политических деятелей, находившихся у власти во Франции. За литографию «Гаргантюа» (1831) — карикатуру на короля Луи Филиппа — был арестован и осужден на шестимесячное заключение. После освобождения он продолжал делать политические карикатуры: на реакционных министров и депутатов («Маси»; «Законодательное чрево»,). Обогащавшейся буржуазии художник противопоставлял образы рабочих-революционеров, сражавшихся и умиравших за свободу: «Свобода печати», «Этого можно отпустить на свободу — он больше не опасен» , «Улица Транснонен».

Домье создал несколько прекрасных портретов (А. Дюма-отец, Г. Берлиоз)

Курбе Гюстав (1819—1877), выдающийся французский живописец, замечательный мастер реализма.Родился в Орнане, на юго-западе Франции.. Обучался рисованию в семинарии в Орнане. Брал уроки у живописца Флажуло. Уехал в Париж (1840), где изучал работы старых и современных ему мастеров, писал с натуры. Первые работы художника (середина 1840-х) — картины на религиозные сюжеты, несколько автопортретов и портретов, ряд романтических по характеру композиций. Дебютировал в Салоне 1844 «Автопортретом с собакой». Для творчества Курбе оказалась очень важной поездка в Голландию (1847), где его привлекла жанровая живопись. Первым по-настоящему значительным произведением художника явилась большая картина «Послеобеденный отдых в Орнане» (1849).

1850-е — наиболее благоприятный период для творчества Курбе, когда созданы самые выдающиеся его произведения: «Каменотесы» (1849), «Похороны в Орнане» (1849), «Деревенские барышни» (1851).

В период Парижской коммуны Курбе активно участвовал в событях: и как художник, и как общественный деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». 39. Реалистическая живопись в руском искусстве 2половины 19 века. И. Репин, В. Суриков, И. Крамской, В. Перов.

Илья Ефимович Репин(1844-1930) выдающийся русский художник, представитель демократического реализма. Он, как и остальные передвижники, видел содержательность картин в том, что можно из них вычитать, поэтому он постоянно прибегал к литературным темам, стремился как можно выразительнее написать злую сатиру («Крестный ход в Курской губернии»), веселую проповедь («Запорожцы»), мрачную трагедию («Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»), бытовую сцену с политическим подтекстом («Арест пропагандиста», «Проводы новобранца», «Не ждали»). Действующие лица на его картинах, очень точно расположенные, выразительно жестикулирующие, все-таки лицедеи, играющие роль, а не глубоко чувствующие люди. Лишь в «Бурлаках», написанных в юношеские годы под непосредственным впечатлением виденного во время путешествия по Волге, просто и ясно выражена драма.Но все чисто живописное расценивалось им как праздное, пустое, а следовательно безнравственное; в этом состояло неразрешимое противоречие твор чества Репина. Пересмотрев свои взгляды на искусство, он порвал с В.Стасовым, осуждая художников, которые иллюстрируют популярные идеи, пусть даже служащие общему благу, поскольку это опошляет искусство.

Недостаток творческого метода передвижников состоял в том, что они подходили к отображению жизни с уже готовой идеей, а затем подстраивали под эту идею свои картины. А. Бенуа, исследуя творчество «шестидесятников», писал, что на своих картинах они показывали жизнь только с темной стороны, подменяя жизненное житейским. Но передвижники победили Академию, и в этом состоит их главная заслуга.

Суриков Василий Иванович(1848—1916), выдающийся русский исторический живописец и жанрист.

Родился в Красноярске в семье казачьего офицера. Был зачислен в Академию художеств в Петербурге, учился у П. Чистякова. Уже в годы пребывания в Академии сложился как исторический живописец-реалист. В 1875 за картину «Апостол Павел благовествует перед царем Агриппой и его сестрой Вероникой» удостоен звания классного художника.

В 1876—77 исполнял живописные работы в московском храме Христа Спасителя. Он обращал внимание на переломные этапы истории. Таково и первое крупное произведение художника «Утро стрелецкой казни» (1878—81). В 1689 восстание, поднятое стрельцами, было подавлено, а сотни стрельцов были по приказу Петра казнены. На картине изображена не сама казнь, а последние минуты перед ней. Картина принесла Сурикову известность и выдвинула в ряды наиболее выдающихся художников-передвижников. На страницах прессы она вызвала бурю.

В 1881 С вступил в члены Товарищества передвижных художествен-х выставок.В следующей картине «Меншиков в Березове» (1881—83) Суриков показал трагедию друга и сподвижника Петра I, отправленного в ссылку. В 1887 Суриков закончил центральное свое произведение «Боярыня МорозоваВ 1891 Суриков написал картину «Взятие снежного городка», изображавшую игру, распространенную в Сибири. Работая над другой своей картиной «Суворов на Сен-Готарде», известной под названием «Переход Суворова через Альпы» (1899), побывал в Швейцарии.

Среди первых русских художников, которые в духе прогрессивной печати 60-х годов превратили свои картины в бичующую проповедь, был Василий Григорьевич Перов (1834-1882).Род в Тобольске.Закончил Училище живописи. Картина «Крестный ход на Пасху» была по резкости вполне «базаровской» и созвучной самым мрачным обличительным романам того времени.

И священнослужители, и мужики представлены в самом непривлекательном виде, не оставляя сомнения в том, что все в России никуда не годно и требует коренной ломки и переустройства. Все остальные картины Перова, за исключением «Приезда гувернантки» и «Тройки», скорее грустного, нежели обличительного характера, исполненные скорби за «бедное человечество». По сравнению с ранними картинами, отличавшимися излишними повествовательными деталями, дробностью формы и отсутствием чувства цвета, в поздних произведениях Перова появилась цельность. Особенно хороши портреты Ф.М.Достоевского и А.Н.Островского, великих русских писателей. Эти работы с полным правом позволяют причислить Перова к основоположникам психологического портрета в русской живописи -так точно и полно сумел он показать духовность своих героев. Невзирая на «идейность» его искусства, Перов остается очень крупным мастером по точности и убедительности характеристик.

Главный художественный деятель в живописи 60-70-х годов - Иван Николаевич Крамской (1837-1887), великая заслуга которого перед русским искусством состоит в его вдохновенной борьбе против мертвой академической схоластики за содержательность живописи. Родился в Острогожске Воронежской губернии. Закончил Петербургскую Академию художеств. В стенах Академии сложились у Крамского взгляды на искусство, близкие к взглядам Чернышевског, Добролюбова, Белинского. Вся его деятельность сводилась к призыву: «Вперед без оглядки к жизни, подальше от мертвенных формул!» Главный вопрос для него заключался в том, как и чем оправдать «бесцельное» занятие искусством на фоне бедствий и несправедливости общественной жизни. Этот социальный максимализм и стремление как можно правдоподобнее иллюстрировать жизнь привели к подмене художественных задач дидактическими.

«Проповедническая» деятельность Крамского в известной мере мешала ему как живописцу: он пытался решать живописными средствами то, что под силу было только публицистике, и замыслы его не находили адекватного живописного воплощения. Поэтому он и переходил от «Христа в пустыне к «Русалкам», от «Иродиады» к «Неутешному горю», от «Лунной ночи» к «Неизвестной». Крамской — один из первых русских художников, кто испытал интерес к состояниям на грани сна и яви, реальности и фантастики. По рисунку и по живописи картины Крамского абсолютно точны. Портретная живопись тем не менее несет на себе отпечаток фотографичности, чего-то скучного и безразличного. Крамской долгое время работал ретушером фотографии, а затем исполнял по заказу Румянцевского музея несколько сотен портретов знаменитых русских людей с фотографий и гравюр. Нет сомнения, портреты Крамского похожи на свои модели и в большинстве случаев хорошо нарисованы, но в них не хватает страсти, темперамента. Кисти Крамского принадлежат замечательные по глубине психологической характеристики портреты таких гениев русской словесности, как Л.Н.Толстой и Н.А.Некрасов. С портрета Толстого на нас смотрит умный, мудрый и чрезвычайно зоркий человек.

«Неутешное горе» — последняя по времени создания картина Крамского, навеянная тяжёлыми личными переживаниями (смертью двух младших сыновей).

Значение его жизни и творчества для русского искусства трудно переоценить.40. Национальные особенности украинского искусства 19 века

В русское искусство еще в XVIII веке вливалось немало художников-выходцев с Украины: Д.Левицкий, В. Боровиковский, А.Лосенко и др. Богатая тема русского академизма в творчестве украинских художников, работы которых хранятся в России и на Украине, пока почти не изучена. Введение в историко-культурологический пласт многих имен талантливых русских и украинских художников является важной задачей и значительно обогащает представления как об украинской, так и русской культуре, о глубоких корнях их взаимообогащения, дальнейшее развитие которого как никогда актуально.

Проблема сохранения общечеловеческих ценностей, их применение в эстетической деятельности освоения мира прослеживается в искусстве в целом, независимо от исторического периода. В эпохи переломные, и тем более в такую, какой была эпоха конца XIX — начала XX века, на Украине эта проблема включала в себя важнейшие эстетические вопросы. Искусство рубежа веков представляло собой внутренне противоречивую, сложную, пеструю картину, отразившую духовный мир художника.

Хронологические рамки охватывают период культурной жизни России и Украины конца XIX - начала XX веков. Этот период связан с творчеством А.Г. Лазарчука и других русских и украинских художников, повлиявших на создание украинской живописной школы. Творчество А.Г. Лазарчука развивалось в переломное время в истории художественной культуры Украины. Рубеж веков отмечен сложнейшим переплетением социальных и духовных проблем. Художественные события рассматриваемого периода устанавливают его преемственную связь с предшествующим, в них ярко прослеживается творческая судьба мастеров искусства. Особенности их художественного мироощущения составляли сложное и противоречивое целое поисков творческого самовыражения. Многообразие проявлений культуры интерес к столь короткому отрезку времени в развитии отечественной культуры имеет серьезные основания, т.к. он способствует переосмыслению и активизации изучения многих принципиальных вопросов истории культуры.

Как и любая другая хронологическая грань в истории художественной культуры Украины, рубеж XIX - XX столетий не может абсолютизироваться. Многие процессы, определившие собой культурный обмен украинского искусства на рубеже веков, восходят к 80-м гг. XIX в. В 80-90-е годы XIX в. нашли свое более зрелое, классическое выражение те идейные и эстетические принципы и тенденции изображения народной тематики, которые были заложены еще в 60-е годы. Они явились заметной чертой украинской культуры рассматриваемого периода. Если во второй половине XIX в. главное размежевание прогрессивных тенденций происходило вокруг двух направлений: академизма и передвижничества, - то в начале XX в. возникают и существуют новые тенденции. Они либо резко расходились, либо переплетались. Представители этих тенденций, стремясь утвердить свое положение, отсекали все, что им мешало, своих антиподов, а еще больше последователей. Тем не менее, в этой сложной, противоречивой, иногда запутанной ситуации решался ряд новых кардинальных проблем художественного творчества, которые имели глубокую преемственность с прошлым. Более интенсивно происходило и усвоение традиций родной культуры. 41. Живопись и графика Т. Г. Шевченко

Уровень еще доакадемических работ Тараса поражает. Туши «Смерть Олега, князя древлянского», «Смерть Богдана Хмельницкого», акварель «Александр Македонский выражает доверие своему врачу Филиппу» (1836—1837) — это произведения зрелого мастера высокого полета, мирового значения. Каждая фигура говорит — они действительно кричат, грустят, страдают, размышляют, наблюдают, живут... Эти работы гармонично сконструированы, они (в том числе и их персонажи) раскованные, подвижные, живые.

Тарас часто посещал Эрмитаж, где обсуждал с друзьями гениальные произведения искусства, иногда с Брюлловым, что помогло ему особенно. Как известно, Ш был разносторонне одаренным художником и занимался разными видами искусства — живописец, график, иллюстратор, мастер офорта, скульптор, замечательный дизайнер, к тому же он был великим мыслителем и пророком. А в творчестве одно влияет на другое.

Шевченко ориентировался на западных великих классиков — Рембрандта, Рубенса, Рейсдала и сравнивал других художников, которых тоже ценил и брал с них пример, с ними. «Карл Павлович чрезвычайно прилежно работает над копиею с картины Доменикано «Иоанн Богослов». Копию эту заказала ему Академия художеств.

Уже с 1840 года проявляется ярко выраженное новаторство и художественная индивидуальность в живописи Шевченко. И новаторство это — до сих пор не оцененное — представляет собой общемировой прорыв в живописи.

Тарас воплощает в своих работах художественные, философские, идейные, духовные замыслы и размышления, его произведения и их модели, в частности, разнопланово говорящие.

На его акварелях, картинах слышен церковный звон, пение птиц, петухов, звуки жизни в селе или монастыре, чувствуется атмосфера казачьей славы, тогдашней жизни, реалистическая осязаемость домов, храмов, солнечная погода, солнце, свежесть, ароматы местности, какая-то свобода (хотя Украина и была порабощенной), прохлада и очарование пруда, движение туч, шелест деревьев, ветер, запах, вкус (физический и духовный); трава, иногда, например, «читается» в черно-белых репродукциях сепий и акварелей, где она изображена одним тоновым пятном (серия «Во Вьюнище», акварель «Чигирин с субботней дороги» (1845).

Все произведения Ш отмечены мощным художественным духом, атмосферой Ш-художника. Его картины, рисунки никогда не спутаешь с чьими-то еще. Они отмечены индивидуальностью, оригинальностью Тараса. Они и их персонажи — очень глубоки, таинственны, мистичны, загадочны. Ш владел сплавом духовности, духовного видения и техники, сплавом физической стороны жизни с мистической.

Глубоко индивидуальны акварели «Женщина в кровати», «Мария. По поэме Пушкина «Полтава», «Цыганка-гадалка» (1841) (серебряная медаль), масляные портреты друзей: супругов Закревских, Маевской (1843), Е.Кейкуатовой (1847), О.Лукьяновича (1845), серия офортов «Живописная Украина», рисунки «Уголок Смоленского кладбища в Петербурге» (1840), «Мальчик с собакой в лесу» (1840), и, разумеется, Шевченковская украинская «Джоконда» — «Катерина» (1842) (единственная сохранившаяся точно известная сюжетная масляная картина академического периода Тараса).

Шевченко раньше Гогена творил в «таитянском» стиле гения-новатора. Еще в 1843 году Тарас написал украинскую семью в картине «На пасеке» в этом стиле, с той же мощью, мыслями, духом, мистичностью, таинственностью, загадочностью и силой! В ссылке Шевченко пишет и похоже на Сезанна. Масляный «Автопортрет в черной фуражке» (1848—1849) просто удивительно перекликается с «Автопортретом в каскетке» Сезанна (1873—1875). При жизни Шевченко иногда называли «украинским Рембрандтом». 2. Национальные мотивы в украинской живописи 2 половины 19 века

Во второй половине 19 в. особенное значение на Украине приобретает бытовой жанр, в котором раскрывается своеобразный уклад жизни украинского народа. Тематика произведений становится шире, круг отражаемых явлений — богаче и разнообразнее, хотя обычно не выходит за пределы несложного повествования. Работы Константина Александровича Трутовского (1826—1893) как раз наиболее полно воплощают в себе эту типичную для украинского искусства тенденцию. Знаток традиционных обрядов, художник с мягким юмором изображает массовые жанровые сценки, проникнутые любовным отношением к народным типам. Одна из наиболее характерных картин этого рода—«Свадебный выкуп». Иногда в его работах звучат драматические ноты сочувствия к народной судьбе («Сбор недоимок на селе») или высмеивается помещичье-дворянский уклад жизни («Помещики-политики»).

Творчество художников, сложившихся в пореформенный период, обогатило бытовой жанр новым содержанием. В нем острее зазвучали мотивы социальных противоречий, связанные с расслоением и обнищанием крестьянства. Вместе с тем именно в жанровой картине поиски красоты и радости жизни находят свое выражение в создании поэтических крестьянских образов; как правило, они даны в окружающей их природе. В числе художников, посвятивших себя крестьянской теме, заметное место занимает Кириак Константинович Костанди (1852—1921) с его картиной «В люди». В грустном раздумье девушки, едущей в вагоне поезда на заработки, художник рисует судьбу крестьянской молодежи. Эта же тема развивается в картинах Н. Д. Кузнецова и других. Одним из крупнейших украинских жанристов был Николай Корнилович Пимоненко (1862—1912). Художника волновали темы рекрутских наборов, которые еще более усугубляли тяжкое положение крестьян («Проводы рекрутов») или религиозного фанатизма, насаждающегося самодержавием в украинских селах («Жертва фанатизма»). Но более всего его увлекали бытовые народные сцены, дающие возможность показать различные характеры персонажей («Свадьба в Киевской губернии. На протяжении всего творчества в картинах Пимоненко проходит тема труда, которая воспринимается им через опоэтизированный образ украинской женщины-труженицы, прекрасной своим здоровьем, статностью. Именно для работ подобного рода («Страда») характерно обращение к пленэрной живописи, сообщающее им особую свежесть. Творчество Пимоненко пользовалось большой популярностью.

Во второй половине 19 в. украинское искусство теснейшим образом было связано с Товариществом передвижных художественных выставок, экспонентами и членами которого были крупнейшие украинские художники. По примеру передвижников в Одессе в 1890 г. было основано Товарищество южнорусских художников, устраивавшее выставки в Харькове, Севастополе и других городах. В формировании национальных художественных кадров большую роль наряду с Петербургской Академией стали играть местные художественные школы: Киевская художественная школа Н. И. Мурашко (основана в 1875), Одесская рисовальная школа (1865), Харьковская художественная школа М. Д. Раевской-Ивановой (1869). Одновременно с этими центрами художественного образования огромное значение для многих художников Украины имела деятельность И. Е. Репина, который был для них своего рода духовным отцом.

Расцвет украинской жанровой картины 2 половины 19 в

Жанр вида у представителей киевской школы приобрел другого оттенка, чем у художников Харькова и Одессы; рядом с лирикой здесь в большей мере… Одним из основоположников украинской национальной школы вида был В.Орловский… Одессит Кириак Костанди (1852-1921) известный как тонкий колорист, мастер жанровых картин и вида. Он инициировал…

Общая характеристика постимрессионизма. В.Ван Гог, П.Гоген, П.Сезан, Ж. Сёра

Эти художники в ранний период своего творчества сами были импрессионистами, но очень скоро приступили к поиску нового стиля. Главное отличие этих… Наиболее полное воплощение эта идея получила в творчестве Поля… Характерный для творческой манеры Сезанна «дефект зрения» - произвольное видоизменение реального пространства,…

Новые течения в европейском искусстве 20 века. Фовизм. Кбизм. Абстракционизм. Сюрреализм.

Одним из направлений, явившимся своеобразной реакцией на фовизм стал возникший во Франции в 1906 году кубизм (куб). Термин «кубизм» был впервые… Разрабатывая принципы кубизма, Пикассо и Брак не дожили до полной абстракции,… Благодаря творчеству русских художников в мировой культуре появился новый вид — абстрактное искусство. Его называют…

Известные деятели советского искусства. Б. Йогансон. К. Петров-Водкин

Родился в Москве 13 (25) июля 1893 в семье железнодорожного бухгалтера. Учился в школе-студии П.И.Келина (1912) и Московском училище живописи,… Живописный импрессионизм, порой — поиски в духе ОСТа соединялись в его вещах с… Кузьма Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в городе Хвалынск Саратовской губернии, в семье…

Художественное образование на Украине в 20 веке

Национальный университет имеет сеть коллегиумов разных уровней: Острожский коллегиум как высшее учебное заведение и средние учебные заведения -… Учреждение университета «Киево-Могилянская академия» стало весомым вкладом в… С учетом реальных национальных процессов в Украине ее региональных особенностей во многих высших учебных заведениях…

Рахманинов. 1873-1934

Ведущая область – фортепианная музыка, здесь он сказал новое слово в развитии пианизма. Жанры: - прелюдии; - этюды-картины;

– Конец работы –

Используемые теги: Культовые, сооружения, Древн, Египта0.073

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культовые сооружения Древнего Египта

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Содержание искусства Древнего Египта: сюжетный круг, религия, культ, мифология, магия
В искусстве существует прямая традиция, передаваемая от мастера к ученику, от ученика к ценителю или копиисту, связывающая загадочные ранние формы… Поэтому искусство Древнего Египта для нас чрезвычайно важно.Его изучение… Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели искусством обработки разнообразных пород камня.

Краткая характеристика культуры Древнего Египта
Здесь, как и во всякой другой цивилизационной культуре, были свои периоды подъема, благоденствия, затем слома и упадка, а также редкие периоды… Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы,… Существенный фактор развития древнеегипетской цивилизации составляли природные условия. Грандиозный контраст между…

Архитектура Древнего Египта
Жилища вождей племен выделялись вначале лишь своими размерами; святилища также устраивали в больших хижинах, причем на такой хижине или в ее ограде… Таким образом, все первоначальные виды жилищ, святилищ и гробниц восходят к… ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА ( 3200 - 2400 гг. до н. э. ) Период Древнего царства был временем сложения всех форм…

Литература Древнего Египта
К памятниках литературы древнего царства (3 тыс. до н.э.) относятся «Книги пирамид» - надписи на древнеегипетском языке в погребальных помещениях… Анализ текстов обнаруживает в них фольклорные художестве6нные средства:… В предназначенных для произнесения формулах нет последовательного движения от главного к неглавному и, наоборот, нет…

Медицина Древнего Египта
Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины. Источники сведений о… Этот день принято считать днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона… Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха -…

Особенности амарнского периода искусства древнего Египта
Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где находится сейчас селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон», что… И действительно, уже памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень… Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде…

Культура Древнего Египта
На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, … В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и… Цель данной курсовой работы - описать культуру древнего Египта.Для того чтобы раскрыть данную цель необходимо решить…

Трансформация жанровой культуры и литературы Древнего Египта
Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в Египте стали фольклорные жанры. Особенно характерно традиционное сохранение древних сюжетов, подвергшихся… В равной степени в поучениях встречаются и черты автобиографических повестей, а в автобиографической повести мы…

Культура Древнего Египта
Программа базового курса. Хрестоматия. Словарь терминов.М 3. Культурология в вопросах и ответах. Под… М 5. Тайлор Э. Первобытная культура. М 6. Лихачев Д.С. Сочинения в 3-хорошо томах. М 7. Соловьев В. Сочинения в…

Трансформация жанровой культуры и литературы Древнего Египта
Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в Египте стали фольклорные жанры. Особенно характерно традиционное сохранение древних сюжетов, подвергшихся… В равной степени в поучениях встречаются и черты автобиографических повестей, а в автобиографической повести мы…

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим Сыктывкар, 2002. 70 с. Л.П.Кучеренко, А.А.Павлов, В.А.Филимонов, 2002 ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ Учебно-методический комплекс составлен с целью оказания… Во время установочной сессии октябрь читаются обзорные лекции и проводятся… В противном случае, студент к экзамену не допускается. Над курсовой работой студенты работают в течение года и…
  • Искусство Древнего Египта Искусство Древнего Египта... О Древнем Египте как целом государстве можно говорить начиная примерно с тысячелетия до н э Тогда в результате...
  • Культура Древнего Египта На земле страны, которая ныне называется Арабская Республика Египет, в древности возникла одна из самых могущественных и загадочных цивилизаций, … В то время, когда в Европе и Америке еще господствовала эпоха каменного века и… Цель данной курсовой работы - описать культуру древнего Египта.Для того чтобы раскрыть данную цель необходимо решить…
  • Пирамиды древнего Египта, как памятник тщеславию и жестокости восточного деспотизма Поразительно, с каким ин¬тересом люди всегда воспринимали самые невероятные теории, возникавшие на их счет. Так, например, один астроном из… Древние египтяне были первыми вандалами: они грабили их погребаль¬ные покои и… С ростом туризма выросла и вероятность порчи па¬мятников.Толпы неутомимых верхолазов устремля¬лись с риском для жизни…
  • Художественная культура Древнего Египта Нам известно несколько древнейших цивилизаций планеты Земля. И обычно наше с ними знакомство начинается с удивления их произведениями искусства… Писали о египетских иероглифах и Апулей, и Геродот, и многие многие другие. Но понадобился кропотливый труд многих поколений исследователей , чтобы до конца выявить все тайны египетского письма…