Расцвет украинской жанровой картины 2 половины 19 в

Тема героической национально-освободительной борьбы украинского народа против польсько-шляхетского порабощения занимает значительное место в творчестве Николая Самокиша. Это - "Въезд Богдана Хмельницкого в Киев в 1648 году" (1929), "Бой Ивана Богуна с польским магнатом Чарнецьким" (1932). Картина "Бой Максима Кривоноса с Иеремеем Вишневецким" (1934) прекрасная по динамикой боя и страстью образов. История в творчестве Самокиша возникает как народная эпопея.

Жанр вида у представителей киевской школы приобрел другого оттенка, чем у художников Харькова и Одессы; рядом с лирикой здесь в большей мере прослеживается эпическая панорамность и величавая героика.

Одним из основоположников украинской национальной школы вида был В.Орловский (1842-1914). При содействии Т.Шевченко, И.Сошенка (учителя 2-й киевской гимназии, где Орловский получил начальное художественное образование), М.Чалого (директора гимназии) вступил в Петербургскую академию искусств. После ее окончания (1868) три года совершенствовал мастерство в Франции, Германии. Швейцарии, Италии. Его захватывали проблемы пленэра, присутствие "натурального воздуха" в картинах К.Коро, взаимоотношения цвета и света. Однако на него не подействовали новые явления в французской живописи - импрессионизм тогда лишь зарождался. Возвратившись на родину, много рисовал. Величаво и панорамно воссоздавал летные солнечные виды, села, хутора, степные пространства. Героически-монументальный образ природы властвует в картине "Отдых в степи" (1884). К картине "Жатва" (1882) художник внес предгрозовое состояние. У В.Орловского учились С.Васильковский, Г.Сергеев, П.Левченко, М.Ткаченко, М.Беркос, но среди его учеников не было последователей монументального трактования образов природы, большинство выразило себя в лирическом виде.

Одессит Кириак Костанди (1852-1921) известный как тонкий колорист, мастер жанровых картин и вида. Он инициировал создание Общества южнорусских художников, которое возглавлял в 1902-1921 гг. Углубил достижение пленеризму, даже бытовые картины рисовал на природе, которое определило их эмоциональность. Импрессионистическая живописная тенденция приобрела конкретность во время его заграничного путешествия по Франции, Германии, Италии (1887). В бытовых сценах он остался философом, который раздумывает над судьбой человека, быстротечной жизнью и вечностью природы, немощной старостью и цветущей, юной весной: "Ранняя весна" (1890), "Старенькие" (1890), "Сирень".44. Известные украинские пейзажисты 2 половины 19 века

Опоэтизировал природу Украины А. Куинджи (1840-1910). Он, родившийся в Крыму, грек по национальности; рано осиротел, имел тяжелое детство. Был вольнослушателем Петербургской академии искусств. Расцвет его мастерства приходится на знаменитые виды, где раскрыта красота украинской природы: "Чумацкий тракт в Мариуполе", "Украинская ночь" (1876), "Ночь над Днепром", "Днепр утром" (1881), "Степь в цвету", "Ночное".

С середины XIX ст. на Украине постепенно формируются центры развития живописи - Киев, Харьков, Одесса. В них сосредоточиваются выставочная деятельность, формируются местные художественные кадры, создаются костра художественного образования. Активизация художественной жизни непосредственно связана с деятельностью Общества передвижных выставок (1870). Ряды передвижников постоянно пополнялись украинскими мастерами живописи, графики, скульптуры. Среди них - М. Кузнецов, И. Похитонов, К. Костанди, О. Мурашка и др. Украинская тема не только нашла отображение в творчестве многих передвижников, и оказывала содействие усилению романтических тенденций в некоторых картинах И. Крамського, И. Репина, пейзажных произведениях А. Куинджи. Уже в 1872 г. была первая выставка этого общества в Киеве и Харькове. В следующем году к маршруту было включено Одессу, Полтаву, Екатеринослав, Николаев и другие города.

Во второй половине XIX ст. происходит процесс формирования украинской национальной школы пейзажной живописи (В. Орловский, К. Крижицький, И. Похитонов, С. Васильковський и др.). Среди мастеров Левобережной Украины фигура С. Васильковського (1854- 1917) есть наиболее масштабной и многогранной. Ученик М. Клодта, он еще в начале творческого пути обращается к изображению природы, истории и быта Украины. В программной картине «По Донцу», за которую С. Васильковский был удостоен звание классного художника І степени и правая на заграничную поездку, был обрисован поэтический уголок украинской природы. По окончании Санкт-Петербурзької академии он едет за границу - посещает Францию, Испанию, Италию. Его картины имели успех на выставках парижского салона, после чего С. Васильковский получил право выставлять свои произведения вне конкурса.45. Новые черты в украинской живописи конца 19 начала 20 века

В истории искусства Украины в 90-х гг. 19 в. и в начале 1900-х гг. можно проследить те же основные черты, что и в русском искусстве. Борьба передовых прогрессивных сил с реакционными антинародными течениями определяет и здесь закономерности развития искусства. Подъем национально-освободительного движения, связанный с подготовкой революции 1905 года, вызвал к жизни новые по своей общественной значимости явления в изобразительном искусстве. Художественная жизнь в этот период чрезвычайно активизируется. Искусство развивается одновременно как бы вширь и вглубь: оно вовлекает в сферу своего влияния все более и более широкие слои населения и приобщает значительную часть художников к остросоциальным проблемам времени. Так, на Украине устраиваются не только ежегодные выставки в Киеве, Одессе, Харькове, но и особые народные выставки для сел и местечек Киевщины, Подо-лии, Бессарабии. С революционным движением на Украине связано возникновение художественно-сатирических журналов «Звон» (1905) и «Шершень» (1906), в которых помещались политические рисунки и карикатуры П. А. Нилуса, А. Г. Сластиона, Ф. С. Красицкого, В. X. Заузе. События 1905 года, участники их нашли отражение в станковых живописных работах Ю. Р. Бер-шадского («Революционерка», 1905) и П. Г. Волокидина («Портрет рабочего»).

Демократические тенденции были характерны и для других видов и жанров искусства в национальных художественных школах. На Украине выступают художники, продолжающие традиции передвижников. Реализм и идейность для них остаются основными художественными критериями в искусстве. Произведения Григория Петровича Светлицкого, освещающие незавидную жизнь маленького человека («Возле станции Мотовиловка», 1909; «Музыканты»), а также другие живописные работы, разные по своим художественным достоинствам, объединены настоятельным интересом к национальным народным образам, к своей истории. Этими же чертами наделены жанровые и пейзажные картины Фотия Степановича Красицкого («Як бы вы не паныч», «Гость из Запорожья»), станковые произведения и стенные росписи С. И. Василь-ковского в Полтавском земском доме («Выборы полковника Пушкаря и вручение ему клейиодов», «Бой казака Голоты с татарином») и работы других художников.

Заметное место в украинском искусстве этих лет принадлежит Александру Александровичу Мурашко (1875 — 1919), ученику И. Репина, избравшему для дипломной работы драматический исторический сюжет «Похороны кошевого» (1900). Картина художника исполнена чувства глубокого уважения к национальным обрядам и воинским доблестям украинского народа. С наибольшей полнотой дарование художника раскрылось в портрете и жанровых композициях. Лучшие портреты («Художник Ян Станиславский», 1908; «Художник Н. И. Мурашко», 1907), «Портрет О. М. Нестеровой» (1909) сочетают разнообразие композиционных приемов, тонкую живописную манеру письма с проникновением во внутренний мир человека.

В эти годы с реалистическими портретами прогрессивных деятелей украинской культуры (Ивана Франко, 1897; Леси Украинки, 1900) выступает художник Иван Иванович Труш (1869 — 1941), известный также жанровыми работами, посвященными нравам и обычаям гуцульского крестьянства («Гагилки», «Трембитари»), глубокими по мыслям и настроению пейзажами («Днепр», «Могила Шевченко», «Сосна»). 46. Европейское искусство конца 19 начала 20 века

Рубеж 19-20 веков был началом преобразований всех сторон жизни. Сформировался новый стиль — модерн

Модерн (новейший, современный), стиль в европейском и американском искусстве конца 19 века – 1910-х годов. В стремлении преодолеть эклектизм художественной культуры 19 столетия мастера модерна использовали новые технические и конструктивные средства, свободную планировку для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных по облику зданий, все элементы которых подчинялись единому образно-символическому замыслу; фасады построек модерна обладают в большинстве случаев динамичностью и текучестью форм, порой приближающихся к скульптурным или напоминающих природные органические явления. Одним из основных выразительных и стилеобразующих средств в искусстве модерна стал орнамент характерных криволинейных очертаний, пронизанный экспрессивным ритмом и подчиняющий себе композиционную структуру произведения. Для живописи модерна характерны сочетание "ковровых" орнаментальных фонов и натуралистической осязаемости фигур и деталей, силуэтность, использование больших цветовых плоскостей или тонко нюансированной монохромии. Динамикой и текучестью форм отличается скульптура модерна, виртуозной игрой хрупких линий и силуэтов – графика. Значительная часть художественных открытий и достижений модерна принадлежит искусству 20 века. В конце 19 столетия с зарождающимся стилем в той или иной мере были связаны архитектор Антонио Гауди в Испании, бельгийский архитектор В. Орта, живописцы и графики А.де Тулуз-Лотрек, П. Гоген.

Символизм направление в художественной культуре Европы и США конца 19 – начала 20 века. Универсальным инструментом познания тайн бытия и сознания полагался символ, порожденный поэтическим прозрением и выражающий эзотерический, скрытый от обыденного сознания смысл явлений. Не обладая собственной ярко выраженной стилистикой, символизм стал своего рода "идейным" движением, привлекавшим самых разных по манере мастеров. Воссоздание и толкование основных символических мотивов, таких как: "любовь", "смерть", "страдание", "ожидание" и т.п., с различных стилистических позиций воплощались в произведениях П. Пюви де Шаванна, Г. Моро, О. Редона во Франции; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы "Наби" во Франции, графика О. Бёрдсли в Великобритании, работы многих мастеров стиля модерн.47. Общая характеристика ипрессионизма. К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро

Импрессионизм — направление в искусстве, представители которого стремились передать свои мимолётные впечатления и наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.

Клод Оскар Моне (1840-1926) был не только одним из создателей импрессионизма и крупнейшим его мастером. Он стал признанным вождем новой школы. Он первым сформулировал ее принципы, разработал программу пленэра, живописную технику.

Пейзаж приобрел ведущее значение в творчестве Моне. Именно в изображении природы художник осуществлял эксперименты с цветом и светом, заложившие основу импрессионистического видения мира. Этюды «Гренуйер» («Лягушатника»), излюбленного места загородных прогулок парижан в живописной излучине Сены, воплотили все его особенности. Сам мотив - пронизанный светом пейзаж, пестрая толпа на террасе ресторана, мелькающие в воде фигурки купающихся и скользящие по ней лодки, блики света и зыбкие отражения на поверхности реки -определил и новые выразительные приемы. Общий взгляд не улавливал деталей, а воспринимал всю картину целиком в динамическом богатстве красок, нанесенных на холст отдельными мазками разной величины. При этом очертания предметов теряли свою определенность, а колорит картины приобретал особую свежесть.

Расцвет творчества Моне пришелся на 70-е годы, когда он жил в Аржантее и, устроив мастерскую на лодке, плавал вверх-вниз по Сене, останавливаясь там, где ему вздумается. В этой «мастерской» были написаны такие шедевры импрессионистического пейзажа, как «Регата в Аржантее», «Маки», «Парусные лодки. Регата в Аржантее». Палитра Моне полностью избавилась от темных тонов, приобретя радужность, свежесть и ослепительное богатство света. Озаренные солнцем, овеянные свежим ветром изображения Сены - настоящие поэмы воды и света.

Стихия света, в котором формы и краски обрели новую жизнь, вторглась и в городские пейзажи художника. Именно к этому периоду относится изумительный «Бульвар Капуцинок», где брошенные на холст мазки передают и уходящую вдаль перспективу оживленной улицы, и движущийся по ней бесконечный поток экипажей, и веселую праздничную толпу.

Пейзажи, созданные в Аржантее и Париже, ознаменовали целую эпоху и в развитии импрессионизма, и в творчестве Моне.

Далее художник обращается к решению новых задач, ставших программой на многие годы: запечатлеть мгновение, а главное, атмосферу и свет, разлитый в ней.

Многие достижения импрессионизма связаны с творчеством Пьера Огюста Ренуара (1841-1919), вошедшего в историю искусства как «живописец счастья». Он действительно создавал на своих картинах особый мир пленительных женщин и безмятежных детей, радостной природы и прекрасных цветов.

В течение всей своей жизни Ренуар писал пейзажи, но его истинным призванием оставалось изображение человека. Он любил рисовать жанровые картины, где воссоздавал суету парижских улиц и бульваров, праздность кафе и театров, оживленность загородных прогулок и праздников под открытым небом. Все эти картины, большей частью написанные на пленэре, отличает особая светозарность и звучность цвета. В искусстве импрессионистов полотна Ренуара остались памятником самого оптимистического отношения к «обожаемому виденному миру».

Картина «Мулен де ла Галетт», на которой представлен народный бал в саду монмартрского танцевального зала, не только шедевр ренуаровского импрессионизма, она во многом программное произведение всего течения. Общий взгляд улавливает в ней прежде всего живой ритм танца, мелькание юных лиц. Но постепенно становится ясно, что в композиции нет резких движений и ощущение динамики создается ритмом цветовых пятен на поверхности холста. Интересна пространственная организация картины, где первый план дан сверху, так что сидящие фигуры не заслоняют танцующих. Даже в творчестве Ренуара трудно назвать картину, где подвижность света и цвета выражала бы столь яркое чувство радости бытия.

На многочисленных портретах Ренуара преобладают дети и молодые девушки: в этих портретах раскрылось его подлинное призвание, его сердечная нежность и его сверкающее мастерство. «Мальчик с кошкой», «Девушка с веером», «Анна», «Белокурая купальщица», «Портрет актрисы Жанны Самари» полны поэтического изящества и душевной ясности.

Восьмидесятые годы в творчестве Ренуара знаменуют начало нового этапа, называемого классицистическим. В этих работах наблюдается отход от импрессионистической техники, четкое выявление контура при прорисовке формы, но связано это только с изображением человеческих фигур. Пейзажи художник пишет с прежней свободой, и они кажутся искрящимся радужным маревом. В такой манере написаны «Завтрак гребцов», «Танец в Буживале», «У моря», «Зонтики». В работах этого времени изменяется колорит: от голубовато-синих тонов, которые были цветовой доминантой импрессионистических полотен, Ренуар переходит к красным, золотистым, зеленоватым.

С середины 90-х годов искусство Ренуара вступило в новую, заключительную фазу, отмеченную редким стилистическим единством, но узостью тематики по сравнению с импрессионистическим периодом. Художник особенно охотно пишет обнаженную или полуобнаженную натуру на фоне природы, и эти работы являются самыми совершенными его созданиями. «Большие купальщицы», «После купания», «Спящая», «Девушка в соломенной шляпе», «Ода цветам», «Габриэль с розой» картины, в которых воплотились декоративные искания художников копии XIX и начала XX в.

Пписсарро Камиль (1831—1903), выдающийся французский живописец-импрессионист. Родился на о. Сент-Тома в Вест-Индии в семье коммерсанта. Знакомство с К. Моне особенно повлияло на дальнейшую судьбу художника. Писсарро приняли в Салон 1859 («Пейзаж Монморанси»), но в 1863 он участвовал только в «Салоне отверженных». В представленных пейзажах уже проявились черты индивидуальной живописной манеры.

В это время Писсарро начал писать по-новому. Его палитра посветлела, он усвоил технику работы шпателем. Вместе с К. Моне и А. Сислеем в окрестностях Парижа писал зимние пейзажи.

Основным его жанром стал пейзаж. Писсарро писал деревенские пейзажи с человеческими фигурами: крестьянок, убирающих сено, сборщиц яблок или капусты. «Тачка» и «Девушка с хворостиной».

Знакомство в 1885 с П. Синьяком и Ж. Сера на некоторое время изменило художественные интересы Писсарро. Увлекшись теорией дополнительных тонов, теорией оптического смешения цветов, он перешел к т. н. дивизионизму: «Вид из моего окна. Эраньи»

Начав страдать в 1889 болезнью глаз, Писсарро не мог писать на природе из-за ветра и пыли. В это время основная тема его творчества — городской пейзаж. Выбирая мотивы для картин, художник писал их сквозь стекло, создавая несколько необычный ракурс. «Бульвар Монмартр в Париже». «Оперный проезд в Париже».