Художественное образование на Украине в 20 веке

Сдвиг в этой сфере состоялись не сразу. Началось из того, что первый набор студентов (после ликвидации царизмом в 1817 г.) в 1992 г. сделал Национальный университет «Киево-Могилянская академия». В мае 1993 г. учебные планы и программы университета были одобренные на специальном совещании экспертов ЮНЕСКО.

Национальный университет имеет сеть коллегиумов разных уровней: Острожский коллегиум как высшее учебное заведение и средние учебные заведения - Києво-Могилянський коллегиум, Запорожский сечевой коллегиум, коллегиум «Берегиня» в Черкассах, Феодосийский коллегиум в Крыму. В университете кроме украинской изучают английскую, немецкую, французскую, польскую, чешскую, итальянскую, санскрит, китайский, арабский языка.

Учреждение университета «Киево-Могилянская академия» стало весомым вкладом в процесс национального и интеллектуального возрождения. Он уже завоевал несколько уважительных научных грантов в найпрестижніших европейских и американских фундаціях. Лучшие студенты прошли и проходят стажировку в авторитетных зарубежных университетах.

С учетом реальных национальных процессов в Украине ее региональных особенностей во многих высших учебных заведениях государства внедряется в учебно-воспитательный процесс конкретная программа коренного обновления структуры и содержания гуманитарных наук. Определен круг предметов историко-культурологического характера. Особого значения приобрели дисциплины - история Украины, история и теория мировой и украинской культур, народоведение, украиноведение.57. Классики украинской монументальной скульптуры 20 века

В начале XX ст. монументально-декоративное пластическое обрамление широко используется в архитектуре модерна и неоклассицизма.

Особенно отличается творчество скульптора Ф. Балавенского (1864-1943), который вместе с учениками выполнил рельефы на античную тематику для фасада бывшего дома инженера Ф. Исерлиса по улице Александровской (теперь Музейный переулок) в Киеве (1909). Привлекает внимание созданное Ф. Балавенським мраморный бюст Т. Шевченко (1899) и памятник-бюст М. Кропивницкого на его могиле в Харькове (1914). В международных конкурсах на создание памятника Т. Шевченко (1910-1914) принимали участие вместе с Ф. Балавенським молодые художники М. Гаврилко (1882-1919), И. Кавалеридзе (1887-1978), западноукраинские скульпторы Г. Кузневич, Г. Паращук (1878-1963) и др. Интересным памятником был открыт в Киеве 1911 г. монумент княгини Ольги. Автор проекта - выдающийся скульптор-монументалист И. Кавалеридзе. Художественное руководство роботами осуществлял Ф. Балавенський, архитектурное решение ансамбля - В. Риков. В композиции (заввишки 9 метров) центральной была фигура княгини Ольги, по левую сторону фланкували ее фигуры св. Кирилла и Мефодия (статуи княгини Ольги и славянских просветителей выполнил И. Кавалерідзе), дело- Андрей Первозванний (скульптуру выполнил П. Сніткін). Монумент было разобрано в 20-х годах.

Украинской скульптуре 10- 20-х лет присущий авангардные тенденции. В Париже в академии Жюльєна и в О. Родена совершенствовал мастерство Г. Паращук. В 1906-1913 гг. он создает ряд скульптурных портретов деятелей культуры Украины (В. Стефаника, С. Людкевича, И. Франко, Г. Лысенко). Выполненные им бюсты отмечает импрессионистическая лепка, богатая на светотеневые эффекты, глубокий психологизм и чувства пластической формы. В О. Родена работал П. Митковицер (1888-1942), который принимал участие в выставках Весеннего салона в Париже ("Портрет матери"). Влияния О. Родена испытал В. Ищенко. Он создал скульптурные композиции символического содержания, с ощутимыми мотивами импрессионизма ("Сон художника", 1911). Черты символизма присущий ранним скульптурным произведениям В. Климова (композиции "Ясень", 1913-1914; "Декоративная мужская глава", 1916). 58. Творчество Т. Яблонской

Яблонская Татьяна Ниловна [р. 11(24). 2. 1917, Смоленск - 2005], советский живописец, народный художник УССР (1960), действительный член АХ СССР (1975). Член КПСС с 1952. Училась в Киевском художественном институте (1935—41) у Ф. Г. Кричевского, преподавала там же в 1947—73 (профессор с 1967). В пейзажах и тематических картинах Яблонской раскрываются жизнеутверждающие, поэтические образы современников и родной природы. Татьяна Ниловна Яблонская начала свою карьеру в послевоенный период огромным, почти в четыре метра полотном – «Хлеб».

В сюжете и композиции картины "Хлеб" (1949, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1950) Яблонская раскрывает тему свободного социалистического труда. Дебют принес ей славу, это раннее произведение стало самым известным созданием художницы. Полная радости и трудового энтузиазма картина недавней выпускницы Киевского художественного института впечатляла профессиональным исполнением: умением строить сложную многофигурную композицию, свободным владением кистью, что было под силу лишь опытным мастерам. Красавицы-колхозницы ступают как античные богини по изобильному зерну. Но главное, быть может, в другом – в умении передать жизнерадостный пафос, прямо таки перехлестывающий через край. Горы золотого зерна на колхозном току, счастливый коллективный труд были призваны утвердить в сознании зрителей идею торжества социалистического бытия.

Правдивость образов, эмоциональная взволнованность и лиричность присущи таким произведениям, как "Весна" (1950, Русский музей, Ленинград; Государственная премия СССР, 1951), "Над Днепром" (1954), "Вместе с отцом" (1961; оба в Музее изобразительных искусств УССР, Киев). Широкие обобщающие образы, проникнутые глубоким раздумьем о жизни, созданы в картинах "Безымянные высоты" (1969), "Вечер. Старая Флоренция" (1973; обе в Третьяковской галерее), "Жизнь идёт" (1971). Живописная манера Яблонская, основана на традициях народной настенной росписи, отличается насыщенностью цвета, декоративностью, в более поздних по времени произведениях передана предметность окружающего мира. Депутат Верховного Совета УССР 4-го и 5-го созывов. Награждена 2 орденами. Умерла в 2005 году, похоронена на Байковом кладбище в Киеве.59. Графика 20 века. Творчество Г. Якутовича, М. Дерегуса

Украинские художники, в частности К. Трутовський, А. Ждиха, М. Дерегус сделали значительный вклад в развитие графической шевченкианы. Глубокое понимание творчества Шевченко проявил И. Ежакевич (1864-1962).

Особенно плодотворно в области книжной графики работал В. Касиян (1896-1976). Он выполнил 500 иллюстраций к "Кобзарю" Т. Шевченко (издание 1934, 1944, 1949, 1954, 1974 лет), что стали мировым достоянием. Лучшими среди иллюстраций художника есть рисунки к поэме "Екатерина", "Гайдамака", "Мертвым и живым", "Если бы вы знали, бариче". Они принадлежат к классическим образцам интерпретации поэтического наследства Т. Г. Шевченко. Г. Якутович и др. Творчество О. Адамовича (1922-1994) стала ярким примером новаторства и стилевого единства художественного и полиграфического оформления книги. Его иллюстрации глубоко психологические, преисполненные драматизму и экспрессии. Использование художником традиций народного искусства предоставляет неповторимой своеобразности оформлению повести "Земля" О. Кобилянської (1960), "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Г. Гоголя (1961), "Судьбы человека" М. Шолохова (1964-1968).

Стремление к национальному признанию украинского графического искусства и созданию нового стиля характеризует Г. Якутовича. Каждая оформленная им книга — существенный вклад в отечественную книжную графику. В традициях народного искусства выполнены иллюстрации к повести М. Коцюбинского «Фата Моргана», «Тени забытых предков», украиских народных сказок «О бедном юноше и Марке богатом». Заслуженным признанием пользуется оформление и иллюстрации Г. Якутовича к книгам «Свиччене весилля» И. Кочерги, «Захар Беркут» И. Франка, «Кленовые листья» В. Стефаника, «Вий» Н. Гоголя. Художник награждён дипломом Ивана Фёдорова за оформление книги «Повесть прошлых лет», драматических произведений И. Кочерги «Ярослав Мудрый»

60. Архитектура Украины 20 векаВ послевоенный восстановительный период сохраняется принцип регулярного планирования городов. По такому принципу создано новый архитектурный ансамбль Крещатика в Киеве, построенный в стиле украинского модерна с активным использованием декора и национальных мотивов. Особенно выразительные в ансамбли Консерватория (1955-1958, архит. Л. Каток, Я. Красный), Главный почтампт (1952-1957, архит. В. Приемыш, В. Готовый), Горисполком (1952-1957, архит. О. Власов, О. Заваров, ОБ, Малиновський). Административные сооружения имели пышный декор. Архитектура иногда напоминала большую театральную декорацию. Все это противоречило общему уровню экономической жизни народа. Борьба против злоупотреблений в обрамлении фасадов и интерьеров зданий, к сожалению, привела к отказу от классического наследства и национальных традиций в архитектуре.

В Украине в советское время застройка и реконструкция городов и поселков осуществлялась преимущественно по типичным проектам, которая отрицательно обозначилась на художественной выразительности архитектурных сооружений. Массовая жилая застройка 60-70-х годов удовлетворяла насущную необходимость в жилье. Однако вследствие игнорирования принципа неповторимости была утрачена национальная своеобразность архитектуры. По данным исследователей, 90 % жилых и 80% культурно-бытовых сооружений в городах и поселках сводится за типичными проектами.

Среди общественных сооружений 70-х лет художественно отличаются Дворец культуры "Украина" (1970, архит. Е. Маринченко и др. Дом института технической информации (1971, архит. Л. Новиков. Ю. Юрьев), оба - в Киеве.

В 70-е года созданы города-заповедники: Львов, Луцк, Каменец-Подольский, Новгород-Северский, Переяславль-Хмельницкий. Строятся музеи народной архитектуры. На сегодняшний день работают пять таких музеев в Киеве, Львове, Ужгороде, Переяславль-Хмельницке, Черновцах.

В украинской архитектуре органично соединяются художественные стилевые особенности с народным пониманием красотыцелесообразности общественных, культовых и других сооружений. В размещении зданий проявляется характерная для национальной культуры гармоничность связи человека и природы. Историческая смена архитектурных стилей отображает объективны процесс демократизации и гуманизации духовной культуры украинского искусства.

История музыки

- общие фразы

- характеристика эпохи;

- жанры.

1. Музыка как и ис-во.

Взаимосвязь

М. (музыка) – 1 из самых ярких и популярных видов ис-в, который отражает все события и образы с помощью звуков, обладая мощной силой эмоционального воздействия .

М. с давних времен наполняла все сферы жизни человека. Идейно-эмоциональное содержание М. воплощено в музыкальных образах, средством воплощения которых являются звуки.

Основа М. – мелодия.

Характерными чертамимузыкального ис-ва являются ее звуковое и временное выражение, ее не конкретность, позволяющая каждому человеку нарисовать и услышать в сознании собственный образ.

М. неразрывно связана со всеми видами ис-ва. Ярко: хореографией, театром, кино-, теле ис-вом и др.

2. Раскрыть содержание понятия «Музыкальный жанр», «музыкальная выразительность»

- ритм

- гармония

- темп

- …

Муз-ый жанр − вид, разновидность муз-го произношения.

По 1й классификации жанры можно разделить:

1я группа − симфоническая − крупные сочинения для симфонического оркестра (симфония, симф-я коптата, симф.-я поэма) (классиф-я в 4х частях)

2я группа − камерная − предполагает небольшой состав исполнителей, т.е. камерный оркестр и ансамбль, небольшую протяженность сочинения и камерный зал (инструментальные камерные жанры: соната (3 части); ноктюрн (начиная песнь); этюд; различные танцевальные жанры: вальс, мазурка, полонес)

а) вокальные камерные жанры: песни ,романсы

3я группа − музыкально-сценические: сочетание 2х или нескольких видов ис-в.

(Опера, оперетта, балет, мюзикл и др.)

4я группа − джазово-эстрадная− происхождение от негритянских напевов:

(скиригуэлс – джазово-вокальная пьеса, регтайм – инструментальная пьеса)

Музыкальный стиль − совокупность характерных черт, особенностей музыкального языка, композитора, группы коипозиторов или национальной школы.

3. Возникновение жанра оперы. История и развитие звуков оперы

Опера – вид музыкально-театрального ис-ва, музыкально-драматическое сочинение, основанное на синтезе: слова музыки и сценического действия

Возникло в Италии 16-17вв. первоначально называлось драма на мзыку. Импульсом к ее появлению был жанр др.греч. трагедии.

Структура оперы – действия или акты (3-5 шт) с прологом и эпилогом или увертюрой – (оркестровое вступление)

Практически номерная структура номера

№№ - сольные (ария, ариозо, речитатав)

- дуэты (дуэты, ансамбли, аркестровые эпизоды)

Развитие взуковой оперы:

1й этап − классическая опера – серия (серъезный)

Скалатти – композитор ( конец 16в)

2й этап − лирическая трагедия – во Франции 17в.

Жак Батист Люлли и Филипп Раммо

3й этап - оперная реформа Кристофом Глюк – жанр комической оперы.

4й этап - творчество Моцарта, который обобщил все жанры и поднял оперу на новую высоту – расцвет жанра

5й этап - эпоха романтизма – звершает формирование нац-х оперных школ

Рассини – композитор

Беллини, Верди

6й этап - 19в (20-30гг) в Германии композиторы Вебер, Маршнер.

В России – рус-я нац-я опера во главе с Глинкой.

7й этап - 20в. – джазовая и рок – опера

Гершвин

4. Общая характеристика ис-ва композиторов 17-18вв.

Это качественно новый этап в развитии муз-го ис-ва, касающийся образов, жанров и средств муз-ной выразительности. В этот период возникает и развивается опера ,но появляются 1ые оперные театры. Ярко представлена инструментальная музыка.

Одна ее область – музыка для смычковых инструментов.

Интструментальная школа: Вивальди, Корели – создание жанра сольного, скрипичного концерта.

2я область - музыка для клавишных инструментов: франц-я школа Жак Рамон, Француа Куперен.

Это все направление Барокко – 17в –нач.18в. Яркие представители – Гендель ,Бах.

5. Жизненный и творческий путь Баха 1685-1750. Великий нем. Композитор, полифонист (полифония – это многоголосье в котором все голоса равноправны и одинаково выразительны). В своей М. воплотил яркие стороны своей эпохи, ее сложный духовно-богатый мир, раскрыл внутренний мир своего современника. Помимо композитора был виртуозным органистом, певцом в хоре, руководителем церковного хора. Любимый инструмент – орган.

Основные области творчества: 1) органные сочинения(фантазии, токкаты, коральные прилюдии). 2) 2я область творчества клавирные сочинения (прилюдии, фуги, инвенции, сюиты)

3) оркестровые сочинения

4) концерты для солирующих инструментов с оркестром

5) вокально-инструментальные (мессы, пассионы)

6. Становлени еВенской классической школы.

Ее яркие представителя

Обзор и творчество.

Венская классическая школа была сформирована в 18в, 2я пол. В Австрии. К этому направлению относят 3х гениальных композиторов: Гайнда, Моцарта, Бетховена. Они ярко представляют направлениеклассицизм, который в музыке представлен несколько иначе, чем в др. видах ис-ва, поэтому содержание произведений музыкального классицизма часто связано с миром чувств человека, а также могут отражать яркие исторические события.

Венская школа создала сторйную и логичную систему правил построения жанров.

В заслуги им относятся:

1. формирование жанров симфонии и квартетов;

2. четкое оформлени еструктуры 4х частной симфонии и 3х частной сонаты;

3. формировани е классического симфонического оркестра.

7. Моцарт. 3 стиля

Моцарт – 1756-1791 – величайший гений мировой музыкальной класики. Его творчество отличает:

- оптимизм

- жизненная правдивость

- гуманизм

- творчество многогранно и универсально

- охватид практически все жанры, существующие на то время, в каждом из которых создал подлинные шедевры. В музыке наблюдался синтез национально-культурных связей (франц, итал, нем-ой)

- новаторство заключается в необычайной смелости высказывания и введении невиданных ранее контрастов. Моцарт – величайший мелодист (мастер мелодий). Его мелодии всегда ясные, простые, выразительные.41 симфония

17 сонат для фортепиано

26 струнных квартетов

- реквием;

- концерты для фортепиано;

- с оркестром;

- оперы

8. Оперные сочинения Моцарта

Опера один из любимейших Моцартом жанра, создание которых редко выделяет его из Венской школы. В его творчестве Опера, обобщив все накопленное раннее, приобрела качественно новые черты и особенности.

Что характерно для оперы Моцарта:

1.отсутствие разговорных диалогов

2. активное использование ансамблей

3. большая роль оркестра, который досказывает то, что не выразили персонажи.

Оперы: «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Мнимая простушка» и др.

9. Бетховен. Творческий путь 1770-1827 гг.

Одно из величайших явлений в мировой культуре. В его творчестве запечатлелось великое пробуждение народа, героика и драматизм революций эпохи ( великая франц.-я революция). Его самые выдающиеся произведения относятся к ис-ву героико-патриотического плана.

Симфония № 3 – «героическая»

Симфония № 5, № 9

Соната № 8 для фортепиано – «Патетическая»

Соната №23 – «апассионата»

Увертюра (оркестровые сочинения): «Кориоланд», «Эдмонт», «Леонора».

Однако герой Бетховена – не только борец, но и мыслитель. Ему не чужды лирические настроения, образы природы (Симфония № 6 «Пасторальная», соната № 14 для фортепиано «Лунная»; Соната № 21 «Аврора)

Сочинения:

9 симфоний

11 увертюр,

32 фортепианные сонаты,

Увертюры

1 опера «Фиделио»

1 балет «Творения Прометея»

10. Симфоническая музыка Бетховена.

Симфония один из характерных жанров для Венской школы. В сформированную Гайном 4х частную структуру Бетховена вносит элементы вольности, что связано с содержанием его музыки, поэтому его симфонии могут содержать как менее так и более 4х частей, кроме того меняются их функции. В классической симфонии 1я часть – быстрая, 2я – медленная ,3я – танцевальная; 4я – быстрый финал, то Бетховен меняет местами.

Всего им написано 9 симфоний.

Популярные: № 1, 3, 5, 6, 9, в № 9 - ввел звучание хора.

11. Становление и развитие Романтизма музыки западной Европы.

Романтизм – это идейное и художественное направление западной европейской культуры и ис-ва конца 18в., 19в.

В музыке Романтизм сформировался в 20гг 18в. и сохранил свое значение вплоть до нач.20в.

Ведущий принцип романтизма – резкое противопоставление реальности и мечты, повседневного существования и идейного мира. Поэтому романтизму свойственно критическая направленность, отрицание всего обывательского. Можно выделить 2 потока роман. ис-в.

1я Жан Жак Руссо, который вместо доводов разума на 1е место выдвигает силу человеч-х чувств, культивирует природу.

2я Эпоха напора и натиска – она дана художником «образ романтич. разбойника, объявляющая войну обществу. Таким образом, исходя из тематики и содержания произведений романтиков можно вывести уход от крупных масштабных форм. На 1е место у них выходят жанры миниатюр (вокальные и инструментальные).

Так в творчестве Шуберта главенствует жанр вокальной миниатюры (песнь), а в творчестве Шопена и Шумана фортепианные миниатюры.

12. Творческий портрет Шопена

1810-1849

Гениальный польский композитор, один из ярчайших представителей романтизма, для его музыки характерны народной музыки, поэтической музыки искрен. чувств.

Он часто обращается к теме отцов и детей, предавая ей героико-треумфальный характер. Новаторство его музыки заключается в его новых жанрах миниатюр (например, баллада). По новому трактует жанр этюд, ноктюрн, полонез и др.

Почти все его творчество сконцентрировано вокруг фортепианной музыки. Являясь прекрасным пианистом, в своих сочинениях он раскрыл слушателям новый мир. Этим миром была Польша, ее история, жизнь, дух народа.

В мазурках Шопена можно услышать то картину пышного бала, то пляску крестьян.

Полонезы Шопена – это страницы истории Польши – то блестящие, то трагические. В своем творчестве он первым применил название бала к инструментальному произведению.

Его фантазии скерцо и сонаты по глубине мысли не уступают симфонии

13 вопрос

Фортепианная музыка Шумана (1810-1856)

С его именем связаны самые большие завоевания в романтичную эпоху. В его сочинениях способность глубокого проникновения в жизнь ,человеческое сердце. Желание увидеть в жизни чудесное и необыкновенное скрытое от равнодушных обывателей.

Шуман обладал удивительной способностью создавать в музыке портреты людей лишь одним штрихом, он схватывал самое характерное в облике человека в его настроении. Фортепианная музыка ярчайшая область в его творчестве.

К ней относятся циклы «бабочки». Пьесы «Карнавал». Альбом для юношества, детские сцены «Клейсмериана» и др. составляют лучшую часть наследия мировой фортепианной музыки. В них Шуман создает не только выдуманные образы, но и персонажи реально существующих людей («Шопен» -пьеса, «Паганини», «Тиорина» - возлюбленная и жена)

Частыми образами являются также маски Пьеро и Арлекино.

Флорестан и Эвсебий два полных образа, которые являются автобиографическими для Шумана, отражая двойственную личность Шумана. Флористан всегда порывистый и страстный, Эвсебий – лирический и утонченный.

14 вопрос. 1797 – 1828 Шуберт – основатель романтического стиля

Творчество Шуберта – это заря романтических ис-в, в его ис-ве раскрылись черты хаарктера, эмоционального строя, сложившиеся в условиях 19 века.

Для его музыки характерен демократизм, связь с народными бытовыми жанрами, выразительность, лиричность, простота и мелодичность.

Чаще всего он изображет образы природы и духовный мир простого человека.

Ведущее место в его творчестве занимают песни, их более 600 на стихи поэтов Гете, Шиллера, Мюллера, Гейне.

Самые известные: «Маргарита за прялкой», «Полевая розочка», «Лесной царь», а также вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»

В них особо ярко заметна с народной бытовой музыкой.

К его заслугам относится создание 1-х роман. Миниатюр в инструментальном жанре (музыкальный момент, экспромт) – 2 жанра.

Кроме того, огромную известность имеет его двухчастная «Неоконченная симфония». Для нее характерна автобиографичность

15 вопрос. 1804-1857

Глинка – основатель русской классической музыки

В своем творчестве соединил самобытно освоенные элементы крестьянской народной музыки, проник в ее характер, уловил характерные особенности, был способен «выразить истинный дух народа»

1. К его заслугам относят создание 1й русской классической оперы «Иван Сусанин», в которой он впервые вывел «народ на сцену»

2. Определил 2 пути развития жанра оперы в России:

- историко-героическая ипера;

- сказочно-бытовая опера «Руслан и людмила»

3. заслуга. Один из основателей русского классич. Симфонизма, в котором он определил новые виды симфонического развития.

Испанские увертюры «Ночь в Мадриде», «Арагонская хота» - танцевальная) фант на русск. Тему: «Камаринская», «Вальс фантазия»

4. Создатель 1-го русск. классич. романса, в котором он достиг гармоничного слияния музыки и текста. «Я помню чудесное мгновение», «Ночной зефир», «Веницианская ночь», «Скажи зачем»

16 вопрос. Глинка оперы

«Иван Сусанин» - героика эпическая, народная музыкальная драма в 4х действиях с прологом и эпилогом. Строится на противостоянии 2х народностей (рус. И поляк). Не смотрит на название оперы ее главным героем является народ, который побеждает врага ценой жизни своего лучшего представителя, в нем соединены лучшие черты и кач-ва рус. Человека

1-е действие посвящено показу рус. Образов, в которых Глинка изображает с помощью сольных вокальных номеров (арий, песен, романсов). Герои оперы: Антонида, Ваня – приемный сын, Иван Сусанин.

2-е действие - экспонирует образы поляков, которые показаны в замке на балу Польского Короля, они танцуют мазурку, польку, вальсы и др. танцы и охарактеризованы как духовно бедные люди. Таким образом, Глинка разграничивает 2 народа еще и с помощью жанров – вокальных и танцевальных. Завершается опера оптимистически: победой русских

2 опера «Руслан и Людмила»

Эпически сказочная опера, как и Иван Сусанин, основана на противостоянии 2х сфер, здесь это добро изло. Добро – это мир реальных земных персонажей – Руслан, Людмила. Зло характеризуют фантастические персонажи: Черномор, волшебница Наина. Единственный немой персонаж оперы, получающий характеристику лишь средствами оркестра – Черномор.

17 вопрос. Могучая кучка

Особенности эстетики темы образы

Могучая кучка – это творческое содружество рус. Композиторов, объединенных в 50-60гг. 19 века

Основатель композиторов – Балакирев.

Идейный вдохновитель, муз. критик Стасов, также входили: Бородин, Римский-Корсаков, Кюи, Мусоргский.

Их цель – пропаганда рус. муз-го ис-ва, не только в России, но и за ее пределами, а также продолжение традиций, начатых Глинкой.

Интересно, что ни один из них не имел профессион. муз. образования.

18 вопрос Жанр оперы в творчестве Бородина и Мусоргского

Опера – самый характерный жанр для рус. ис-ва, т.к. с его помощью можно наиболее ярко отразить всю действительность, жестокую реалию жизни, царящую в России в тот период жизни. Поэтому характерной чертой музыки Бородина и Мусоргского была народность.

Дя Бородина характерна монументальность замысла, рус. эпос (богатырский образ). Тесная связь с народным творчеством. Использование картин и образов Востока. Ярчайшее сочинение «Князь Игорь». Здесь народный характер и высокая патриотическая идея «Слово о полку Игореве» - первоисточник.

Раскрытие конфликтов происходит в сопоставлении контрастных картин, характерны монументальные хоровые сцены, характеристика героев происходит в больших ариях.

Мусоргский является самым ярым обличителем действительности России (обнажает действительность).

Для него характерны сатира и показ явлений в превосходной степени. Наиболее ярко эту специфику в оперном жанре воплорщает «Борис Годунов» и «Хованщина», обе из которых написаны на подлин. историч. сюжет . Здесь также огромное количество хоровых сцен, а также «Юродивый» (опера Борис Годунов), как воплощение бедности.нищеты, жалкости и убожества общества.

19 вопрос Римский-Корсаков

Сказочные образы в операх

Его называют величайшим среди музыкантов сказочником. Его всеглъда вдохновляла красота народного ис-ва:

- песен;

- сказаний;

- обрядов.

Страницы истории России, экзотич. Образы востока, а также картины природы. В его операх есть собственно сказки «Снегурочка» по пьесе Островского, «Кощей Бессмертный», Пушкинская сказка «Сказка о царе салтане», «Золотой петушок»

Позднее он обращается к народному эпосу в опере «Садко», к легендам в опере «Сказание о невидимом граде Китеже», народным преданиям и фантастике в операх «майская ночь», «Ночь перед Рождеством» и в опере-балете «Млада»

20 вопрос Чайковский – жизнь и творчество

1840-1893

Монументальная фигура Чайковского ярко выделяется среди великих людей России, Композитор, патриот и гражданин, поднявший рус. музыку на недосягаемую высоту, он воплотил в музыке духовное богатство своего народа, противоречие своей эпохи, страстную любовь к жизни и всепобеждающую силу гуманистических идеалов. Его музыка раскрывает страстный порыв к счастью, свободе личности, воспевает красоту любви, преклоняется перед совершенством природы. Его называют самым патриотичным композитором России. Мастером психологических образов.

Новаторство присутствует во всех жанрах: симфоническом, оперном, балетном.

Основные черты творчества: лиричность, драматизм, психологизм.

Помимо композиторской деятельности был педагогом, критиком и дирижером.

Ведущие сочинения:

Оперы: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Черевички», «Мазепа»

Балеты: «Лебединное озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица».

Был создателем жанра рус. классич. балета

9 симфоний; во многихс яркой програмностью. Более 100 романсов

21 вопрос Общая характеристика музыкальной культуры 20 века. Новые стили и их представители

Первое впечатление, которое складывается при знакомстве с музыкой 20в., будто между ней и всем, что звучало ранее лежит пропасть. Столь значительны различия в звуковых обликах произведения. На самом деле музыка 20 в. также отражает духовный и эмоциональный мир людей, только темп жизни человека значительно ускорился – стал резким и напряженным. Сюда же примыкают трагические события истории – войны, революции, именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке 20 в.

1я половина века:

1. Неофольклоризм (отрицание того, что было раньше – нео)

Его сторонники призывали по-новому использовать источники, применяя их в симфониях, сонатах, операх. С греч. (неос - новый, фольклор)

2. Экспрессионизм – (выразительность) его представители отражали в своей музыке трагич. мироощущение человека 1й Мировой войны.

Композиторы:Шенберг, Берг, Веберн.

3. Авангардизм – или Модернизм, термин обозначает художественное течение, школы и деятельность отдельных мастеров, провозгасивших свободу выражения

2я половина века:

Джаз, рок, рок-енд-ролл.

22 вопрос Обзор творчества Прокофьева, Рахманинова, Шостаковича

Прокофьев (1891 – 1953)

Яркая личность в музыке 20в., сочинениям характерна энергия, воля, динамизм, театральность, образность, а также интерес ко многим жанрам и постоянный поиск нового.

Характерные жанры: симфонии, оперы, балеты и др.

Ведущие сочинения в различных жанрах:

- балет «Ромео и Джульетта»

- контата «Александр Невский»

Вокал., инстументал

- «7 симфония»

- музыка к кинофильмам

- музыка для детей.