Рахманинов. 1873-1934

Выдающийся композитор, пианист, дирижер. Для творчества характерно: сложность разнообразных настроений, преимуществ острого драматизма, трагедизма, а также лирический характер музыки. Здесь же присутствует связь народной песни с культовым пением, а также мастерство композитора в создании прекрасных мелодий.

Ведущая область – фортепианная музыка, здесь он сказал новое слово в развитии пианизма. Жанры:

- прелюдии;

- этюды-картины;

-музыкальные моменты;

- транскрипции;

-сонаты и концерты

Шостакович (1906 – 1975)

Главная тема его творчества – борьба против зла и насилия. Является великим симфонистом современности. Ведущий жанр творчества – симфония. Их всего 15.

Из них 7я «Ленинградская» была написана композитором в самом осажденном Ленинграде.

1905 год № 11я – рассказывает о событиях 1й революции, характерна програмность. Огромноек значение имеют оперы: «Нос», «Игроки», «Катерина Измайловна»

Балеты: «Золотой век», «Светлый ручей», а также фортепианная музыка.

23 вопрос Импрессионизм в музыке. Творчество Дебюсси

Импрессионизм в переводе – впечатление, музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и символизму в литературе. Сложилось во Франции в конце 19 – нач.20в. В творочестве жудожников живописцев – Моне, Ренуара, Дега.

В музыке импрессионизм представляли – Эрик Сати, Клод Дебюсси, Морис Равель.

Они создавали утонченные и одновременно ясные сочинения, эмоционально сдержанные, бесконфликтные и строгие по стилю. При этом сильно менялась трактовка жанра. В основном это были программные миниатюры и сюитные циклы, в которых преобладало жанровое или пейзажное начало.

Для Дебюсси 1862 – 1918

Характерна миниатюрность форм, опора на национальные традиции, открытие новых изобразительных возможностей.

Основные темы:

-пейзажи

- портреты

- жанровые сцены.

Они воплощались в фортепианных и симфонических пьесах.

Симфоническая прелюдия «Послеполуденный отдых Фавны»

Фортепианная прелюдия «Дельфийские танцовщицы», «Девушка с волосами цвета льна»

 

24 вопрос Развитие украинской музыки до 18в.

Укр. Музыка берет свое начало со времен Киевской Руси и в своем развитии охватывает почти все виды ис-ва – народную, академическую музыку, профессиональную1 этап. Народно-песенное творчество – календарно-обрядовые, семейно-обрядовые, бытовые)

Исторические думы и баллады. С принятием христианства вконце 10 в. на Украине появилось церковное пение, так в 12-17вв. распространился одноголосный знаменый распев. Затем развивалось партесное (многоголосие). Вершиной ис-ва которого стали партесные концерты Березовского, Бортнянского, Веделя.

25 вопрос Становление украинского музыкального театра

Театр имел особое значение средия влений укр. быта 17-19вв.

Его начало идет от синкретического объединения древнейших фольклорных жанров – (обрядовых песен ,хороводов, театрализированных действий, в которых неразрывно соединились музыка, слово, танец и актерская игра). Центром творчества и распространения театральной жизни этого периода была Киево-Могилянская академия, профессора которой были авторами драматических сочинений и теоретиками театра.

2-е

Разновидное театральное ис-во этого времени – школьная драма – вертеп

В антрактах высокой драмы ставились народно-бытовые сценки.

А вертеп после 1 действия религиозного содержания переходил к колоритному жанровому действиюИстория театра

Античность

Др.Греция. Др. Рим

.1 Возникновение Др. Гр. Драмы и театра.

Основные драматурги Др.Гр. (Эсхил ,Софокл, Аристофан от 2 пол 6в. до н.э. – до 2 п 4 в. до н.э. – зарождается театр 534г до н.э.

Феспис – соч., драматург, актер, начальник Др. Гр. театра. празднества пров-сь на соревнованиях

Деонисии – праздники в честь б.Диониса Афины – 5в. до н.э. Менанр История Варнеке «История античного театра»

Эсхил – эскиз трагедии (один актер, 1 драм. Софокл – сценарист Действия 2го актера Иврипид – 3й актер (отличались один от другого за счет одияния). Классич. трагедия: 1 часть – каталог (монолог) 2я – парод - хор и актеры 3я – эписодий – явление – сцена Диалог между 2 актерами

Трагедия: - эписодий - сюжет - коммпос (актеры уходят) - эксод (заключительная песнь хора)

Эсхил – начало трагедии Аристофан – концом трагедии. Хореограф, драматург

А. – начало трагической комедии Пьеса «Мир», «Лягушки», «сестра» Комедия: - пролог - парабасса (хор) - основные эписодии - 1 эписодий

- агон (острый диалог между актерами) – эксо Цель комедии – воспроизводить людей лучшими и чтобы было смешно

 

2. Шекспир и англ. театр 16-17вв.

Эпоха: Театр эпохи Возрождения

- средневековой

- современный народный театр

- церковный религийный театр

До 1574г - В англии театра НЕТ

Джеймс Бердбедж – привез театр в Англию, круглый, 1576г – 1й театр

Томас Кид

Кристофер Марло повлияли на Шекспира: кровавая трагедия

Шекспир – величайший драматург Англии

Театральные здания с крышей без крыши

Капе – день спектакля

1582 – закон

Слуги лорда Камерьера – шекспировская трупа

Слуги лорда Адмирала

- др. группа

Слуги Лорда Короля

После смерти Шекспира театр пришел в упадок. Нет драматургов, в середине 17в. – запрет на театр во время правления Оливр Кромвель

«Весь мир театр, весь мир игра»

6. Мольер и франц. театр 17в.

Фр. трагедия была

Фр. комедии

Мольер 1622 – 1673

- основатель комедии

- море пьес

- актерская школа

Учился у итальянцев – 13 лет странствует с театром. Людовик 14 – любит веселится, приветствует на пьесе Мольера – труппа королевская.

Пьесы:

«Тарцюф»

Мольер – термин высшая комедия

Пьесы Мольера (п.М.) - тах приближен к пор.

1680 – Комеди Францесе

7. Драматургия Коль до Ни 18в. – итальянский дораматург (1707 – 1793)

1734г.

Сакки – лучшим всех времен и народов – «Принцесса Турандот», «Апельсины».

До Коля нет пьесы как таковой.

«Пьесы должны не только смотреть, но и читать» (Хочет больше реализма)

Пьесы:

«Слуга 2х господ», «Трактильщица»

 

8, 9 Театральное творчество Гете и Шиллера

Гете (1749 – 1832)

Шиллер(1759-1805)

Драматургия

«бури и патиска» - предреволюционное направление.

Попытка встряхнуть зрителя.

Творчество – период эпохи Просвещения (18в)

«Гец Фон Берлин – хингер» - пьеса о крестьянском воспитании

«Эгмонд» - о революции в Нидерландах

Бетховен – музыку к пьесе

«Заговор Фиеско в Генуя» - поазать силу 3 сословия

«Разбойники»

«Коварство и любовь»

«Мария Стюарт»

«Дон Карлос»

«Орлеанская дева»

Гете – на античные темы

- о театре

- учит актеров

«Фауст» - 1807 – 1я часть

1832 – 2я часть

 

10. Творчество Французского актера Франсуа Жозе Тальма (1763 – 1826)

Начал работать на кануне фр-ой революции

1780 – пьеса «Карл 9 или Варфоломеевская ночь»

1789 – начало великой фр-кой революции

Ф.Т.Успех – много ролей

Ф.Т. создает театр – «Театр революции» - т.к. поддерживал революцию

Началось поголовное истребление аристократии.

Наполеон у дласти – восхищается творчеством Ф.Т – дружба с императором

Ф.Т. – актер революции, пытается отойти от франц. Манеры исполнения (красоты во всем), ввел ист-й костюм в практику, реалистичное действие.

Роли – класич-й репертуар трагедии Корнели, Рассини

Стиль – классицизм, последний самый яркий представитель

Образы брал из музея

Роль Наполеона – после свержения Наполеона

2я половина жизни – в театре Камеди Францесе

Роль Гамлета – в обычном одеянии после смерти классич. репертуар умирает – романтизм.

11 Генри Ирвинг (1838-1905)

Англ. сцена 19 в.

Вернул Шекспира в Англию – в кон.18 в. восстановил тексты, вернул интерес к творчеству Шекспира.Играл Шекспира таким, каким мы его видим сегодня. Хотел, чтобы зритель думал

Красота сцены, красота костюма.

Приучил англ-ую публику к клас-му репертуару.

Кон.60х г. – работа в Лондоне, пьеса «Школа Злословия.

Успех – в пьесе «Колокольчики» роль убрал из своей игры пафосное – создал театр психологический

1878 г. – руководитель театра «Лицеу» до 1898 г.потом актер, много шекспировских ролей.

Роль Гамлета – яркая роль – влюбленный Гамлет в Афелию.

Роль Отелло – не удалась

Роль Яго- очень получилась – зависть Дездемоны и Отелло.

Роль Шейлок – «Венецианский купец» - Ирвинга показывают первым режисером, который спектакль своей идее.

 

12 Коклен старший- фр-й актер 19 в. (1841-1909)

Консерватория во Франции

Сразу в театре «Комеди Францесе» - дебют.

Комедийные роли «Слуги»,

В Мольере – Скопена – роль слуги

Роль слуги в «Сибирском цирюльнике».

В 40 лет – педагог в консерватории – техника речи

Роль слуги Маскари – «Смешные»

Роль слуги Тартюф

Роль слуги Фигаро

«Актер должен быть образованным человеком» - считал Коклен

Манера - моментально менял персонажей

«Быстрый актер»

Обращал внимание на других актеров – понятие партнерства

Много поездок с игрой

2 типа актерской игры

Школа представления (актер одевает маску)

Школа переживания (актер ищет в себе)

Главная роль Сирано – «Сирано Де Бержерак»

Коклен – продолжатель традиции Мольера

13. Итальянские актеры 19 в.

14 Эрнесто Росси (популярный актер) – играет Шекспировские роли сложных, противоречивых героев. Макбет, Отелло, Шейлок, Король Лир, Ромео – в 60 лет

Роль Гамлета – философ, смысл в жизни

В пьесе Толстого «Иван Грозный» - роль яркая

Драматургия русская для европейцев

Томазо Сальвини (любимый драматург – Шекспир)

Важно искусство реалистическое

Главная роль, люб. роль – Отелло

Нач. в театр «Мотено», потом странствует с труппой

 

15. Творчество Элеоноры Дузе (кон. 19 – нач. 20 в)

Ис-во в Италии

В 4г – 1я роль

В 15 лет – Джульета

В 22 года – кон. 80гг – своя труппа.

Много ездит

1909 – разочерование в театре, покидает сцену

1921г. – возв –ся, но в кинематограф

Уехав в Америку для создания театра – умирает.

Играла:

1) Драматург Верга – реализм

2) Де Аннунцио – ситентализм

3) Иппсен

4) Дюма «Дама с Калелиями»

В ней любили простату, ум, личность, увлекает за собой

Иппсен «Кукольный дом» роль Норы

Роль «Генда Габлен» роль Гены Габлен

Ком-я роль Гайдоне Мирандолина

Манера игры – психологический реализм

 

16. Эдмун Кин – англ. актер эпохи романтизма.

Романтик, величайший актер.

Роль Ричард !!! – живое движени естрастей. Переход от отчаяния к надежде. Нет спокойствия в игре.

Гармоничное сочетание пластики и сценической речи

Шекспир «Гамлет» - внес новое:не боялся призрака отца, ве рил и вдохновлялся идеей отомщения

17, 18 Театр кон. 19 – нач 20 в.

Составление режисерского театра – Генрих Ибсен – основатель течения «новая драма» - Норвегия

Август Стринберг – швец.

Габпман – немец

Чехов – рус.

«Новая драма» - развитие псих-го театра потребовало появления режисуры

«Мейнингенский театр» - герцег Георг !! распустил оперную группу, взял драматических актеров

Яркое зрелище

72г – театр и только театр

1867 г – 1874г – «Юлий Цезарь» Шекспира (историки: подленные аксессуары;

Людвик кронек – режисер этого спектакля; 150 человек актеров ,массовки. Этим всем восхищался Станиславский)

Здесь появилась режисура

Репертуар театра – пьесы Шекспира, Шиллера, Мольера 74-90 гг. сыграли 330 раз, «Юлия Цезаря», однако нац-й нем-й театр не возникал

 

17. Андре Антуан и движение свободы в театре фр-й (1858 – 1943)

Фр-й театр – коммерческий, там, где можно отдохнуть

Антуан против Камеди Францеса – 1й режисер утверждает новые средства игры

1887 – основывает свой театр – «Театр Либо» (свободный) – до 1894г.

Успех – создал новый сценический язык, 1й этап режисерской деятельности – реалистический, на основе произы Эмиля Золя

Главное – взаимоотношщения гл.героя со средой – показать это сценически

Создание исторически-сценической среды.

«4я стена» - шоу для зрителя (реалистичность), запахи

Пьеса «Мясники», «Сельская честь» - появились натуралистические детали: дом из бревен – зритель погружается в атмосферу

Антуан возражал против игры неестественной (как и Станиславский)

! Играли актеры-любители.

Спектакль «Ткачи» по пьесе Галкина – самая известная постановка.

Антуан действует на сознание зрителя, заставлял думать и действовать после просмотра

Антуан – 1й режисер в истории театра

Идея – гармония режисера с идеей и актерами

Отто Бран – воплощал в жизнь принципы Антуана

Отто Бран – был журналистом, продолжатель Антуана»Фр-й театральный символизм»

2 пол. 19в. – театральные студии

1890г. – 1й театр символизма «Театр искусства» - основатель Пор Фор – режисер. Проза поэтов символистов – репертуар – создание небытовой атмосферы

- использование света и цвета

- зрителя погружали в атмосферу спектакля

- декорации не важны – важны слова

Метерлинх «Непрошенные», «Слепые» - возрастает роль художника

«Те атр творчества» - режисер Монье-По – символистическая постановка

6 октября 1893г. – пьеса Иппсена (пишется Ибсен)

Стринберг «Отец» - воплощени е характеров героев, отсутствие декораций

Гоголь «Ревизор» - 2 др. инди пьесы

1896 – спектакль «Король УБЮ» - пьеса Альфреда Жарри

Этот спектакль - начало театрального авангарда

Дон Фукс – герм-й символист

Гордон Крэг (1872-1966) – режисер с идеями, но не поставил ни одного спектакля

Гордон Крэг - жестокий диктатор – режисер : «Все должно подчиняться режисеру».

«Актер – марионетка» - термин Гордона Крэга

 

19. Бертоль Брет (1898 – 1956) – драматург, режисер, создатель теории «эпического театра»

??? «Почему один человек эксплуатирует другого?»

Пьеса «Легенда о мертвом солдате»

Пьеса «Барабаны в ночи» - кризис немецкой революции с появлением Гитлера эмигрирует на 15 лет, в 1949 г. – основал театр «Берлимен Ансамбль» - 7 лет

Елена Вайгель – жена, продолжила тему Бертоля Брета

«метод эпического театра» - актер не должен переживать за персонажа = двдйственность.

- появившийся герой комментирует действия.

- вводит песни – «зонги», прием «отстранения» или «отчуждения» - режисерский прием Бертоля Брета.

Все пьесы философские – притчи

20.Джон Гил Пуд – англ. актер 20в. (1904-2004)

А. Чехов – любмый 1й драматург Джона Гил Пуда .

Роль Константина Реплева в «Чайке» Чехова

Встреча с Фед. Комиссар-ржевским в работе «Три сестры».

«Театр Олд Виг» - играли, жили все пьесы Шекспира

Здесь Гил Пуд играет Шекспира

Ученик Уильямса

Роль Гамлета – самый молодой

1931г – «Ромео и Джульета» в Оксфорде

«Книги Проспера» - режисер