Скульптура готики

Основным видом изобразительного искусства в готический период была скульптура. Впервые после античности статуи и скульптурные группы получили богатое художественное содержание и развитые пластические формы.

Готическая скульптура - явление огромного значения в мировом художественном творчестве. Она значительно отличается от скульптуры романского периода. Во-первых, в период готики господствует круглая пластика, а не рельеф. Во-вторых, застылость и замкнутость столпообразных романских статуй сменилась подвижностью фигур, они обращены друг к другу и к зрителю. Образы религиозной тематики наделяются чертами глубокой человечности. Вновь возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. В искусство вошли темы материнства, нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости человека - жертвы насилия. В-третьих, увеличивается роль светских сюжетов, важное место начинает играть портрет.

Скульптура собора была расположена в соответствии теологической (религиозной) наукой, по которой собор - это собранная в фокусе структура вселенной.

Многочисленные изображения королей, рыцарей, прелатов, ремесленников, крестьян отражали иерархичную структуру феодального общества. Шедевры французской готической скульптуры: "Реймская улыбка" - улыбающийся ангел (статуя западного фасада собора в Реймсе, 1230-1233 гг.). Эта улыбка ангела еще робка, чуть смущенная, жеманная, но уже пленительная, истинно весенняя. Она очаровательна своей недоговоренностью.

Самобытна германская скульптура. Немцы часто учились у французов, но были оригинальны. Германский мир это переплетение "варварского" начала и наследия античной цивилизации. Германская скульптура фантастична, остро выразительна, гиперболизирована. Ее образы индивидуализированы, даже портретны. К шедеврам германской готической пластики принадлежат скульптурные циклы соборов в Бамберге и Наумбурге, созданные в 13 в. Бамбергский Всадник, несомненно, лучшая конная статуя средневековья.

Индивидуализированы и прекрасны образы супружеской четы маркграфа Эккегарда с женой Уто). В период готики также был распространен культ богоматери. Готическая богоматерь уже юная мать, которую ваятель любит изображать играющей с младенцем.