Форма, имея измерения, имеет и пропорции. Восприятие формы как целост-
ности, единства частей зависит от единства их пропорций, т. е., когда в основе
формы заложена единая закономерность, тогда и форма воспринимается целост-
но.
Соотношения, пропорции, между частями и целым определяется понятием
масштабность. Для человеческого восприятия эта пропорция небезразлична. Чем
крупнее часть целого, тем крупнее воспринимается само целое. Отношениераз-
меров частей целого к размерам человека определяетмасштабность по отноше-
нию к человеку. Она может быть человеческой (Древняя Греция) или циклопиче-
ской (Древний Египет). Интересно, что мавзолей В. И. Ленина выглядит более
циклопическим при относительно небольших размерах, чем рядом стоящий храм
Василия Блаженного.
Еще одна характеристика объемной формы, зависящая от пропорций -мас-
сивность. Воспринимаемая массивность формы тем больше, чем меньше контра-
стность пропорций формы. Массы объемных форм и их частей также вступают
между собой в пропорциональные отношения и логические связи.
Рисунок, живопись и скульптура. 1. Здесь важное значение имеет оценка
формы не только с точки зрения линейных пропорций, что само собой разумеется,
но и с точки зренияпропорции масс.
2. Понятие о масштабности . Это и степень проработки изображения, и
композиционный метод. Этот метод выступает как главный, например, в конст-
руктивном рисунке, в декоративной живописи. Задание на эту тему - “Декора-
тивный натюрморт”, задача - исследовать масштабность как композиционный ме-
тод.
Композиция. 1. Организовать крупномасштабную объемную форму, затем
преобразовать ее в форму меньшей масштабности, путем добавления деталей и
членений.
2. Обратное действие - увеличение масштабности путем раскраски (супер-
графика).
3. Изучить возможность “испортить” форму, созданную на основе единой
пропорциональной закономерности, путем изменения пропорций ее частей.
Архитектура. Примеры масштабности и массивности в архитектуре, на
первый взгляд, иногда опровергают вышесказанное: маленькие окна или другие
детали на стене здания не уменьшают ее масштабность и массивность. Все здесь
дело в том, что окна и мелкие детали не принадлежат форместены как ее части, а
воспринимаются как границычленений стены, и членения эти оказываются
крупными, что подтверждает данную закономерность.
Рис. 9.
Ц. Спаса на Нере-
дице. 1198 г.
Небольшая по
размерам церковь
производит мону-
ментальное
впе-
чатление благода-
ря мощным члене-
ниям плоскостей и
объемов.
Пропорции - Свет (цвет)
Цвето-тональная гармония картинной плоскости зависит от пропорций све-
та и тени и цветов между собой. Эта гармония постигается интуитивно, поэтому
требуетне научения студента, а развития чувства гармонии постепенно, от зада-
ния к заданию.
Требования цветовой гармонии также предъявляются и к архитектурным
объектам, отсюда логически вытекает и требование цветового решенияв макете
будущего объекта и “рецептура” раскраски (если таковая имеется) для строителей.
Цветовой строй произведения архитектуры - неотъемлемое авторское право его
создателя.
Композиция. 1. Оформление цветом объемной формы. Требование гармо-
нии и соблюдения логики построения данной формы.
2. Оформление цветом объемной формы. Использование цвета как главного
композиционного средства.
Пропорции – Материал
|
Материалы,
составляющие единую
и
цельную
композицию,
соотносятся между собой количественно, то есть составляют пропорцию. Так как
материалы всегда в визуальных искусствах воспринимаются в виде площади, ли-
бо - объема или массы, то в пропорциональные отношения они вступают как
площади или массы (объемы). Сочетания материалов, даже при соблюдении хо-
роших пропорций между их массами, не всегда выглядит замечательно. Это про-
исходит из-за негармоничности их цветов. В этом случаев композицию вводится
“нематериальная” составляющая - оштукатуренные, окрашенные поверхности с
целью разделить негармонирующие цвета. Итак, с точки зрения материальности, в
композицию входят различные материалы и “нематериальная часть”, которые
пропорционально соотносятся между собой.
Композиция. 1. Организовать композицию как форму в “чистом” виде (из
бумаги или картона), затем сделать тождественную форму из сочетаний различ-
ных материалов. Сделать изменения в форме (если потребуется), с целью гармо-
низации получившейся композиции.