рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учебно – методическое пространство архитектуры

Учебно – методическое пространство архитектуры - раздел Архитектура,     Министерство Образования Российской Федерации...

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

УХТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

В.Н.Маслов

 

Учебно – методическое пространство архитектуры

 

Учебное пособие

 

Ухта 1999

УДК 72.01 (075.8)


 

М 31

 

Маслов В.Н. Учебно-методическое пространство архитектуры: Учебное

пособие.- Ухта: УГТУ, 1999.- 93с.: ил.

5-88179-180-0

 

Пособие предназначено для студентов и преподавателей специальности

290100 “Архитектура” для самостоятельного изучения отдельных тем


дисциплин


“Рисунок”, “Живопись”, “Скульптура”, “Объемно-


пространственная композиция”, а также в помощь при выполнении практиче-

ских работ, архитектурных проектов.

В учебном пособии даются определения основных категорий назван-

ных дисциплин, их взаимосвязь и взаимодействия.

 

Рецензенты:

Кафедра «Основы архитектурного проектирования» Московского

архитектурного института;

Русанов Г.Е., профессор кафедры рисунка Санкт-Петербургского госу-

дарственного архитектурно-строительного университета, кандидат ар-

хитектуры.

 

© Ухтинский государственный

технический университет, 1999

 

© Маслов В.Н., 1999

 

5-88179-180-0


 


УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ


ПРОСТРАНСТВО АРХИТЕКТУРЫ


 

Введение

 

 

В наше время, время кризиса наук, как отдельных

областей знаний, особенно актуальным становится вопрос междисциплинарных

связей, выработки знаний на границе наук.

“Тяготение многих областей научного знания к продуктивному взаимодей-

ствию с другими науками - выразительный признак нашего времени. Процесс ин-

тегративной, междисциплинарной деятельности сложен и обусловлен в первую

очередь поисками “концептуальных мостов”, которые могли бы создать мето-

дологическую основу для совместных комплексных исследований различных объ-

ектов.” [11].

Архитектор, кроме того, - это человек-строитель, живущий здесь и сейчас, и

архитектура, как академическая дисциплина - это не только образование, но и в

первую очередь, воспитание, воспитание через систему разнообразных знаний,

добытых человечеством, и позволяющих воспринимать мирцельно, как концеп-

туальную целостность, позволяющих создавать архитектуру, как осуществление

человечества с помощью человека - архитектора, и бытие человека в человечестве

с помощью архитектуры, как одного из факторов формирования жизни.

Процесс обучения архитектора не должен отставать от процесса развития

самой архитектуры. На первый план выходит требованиесистемного подхода к

преподаванию, необходимость единого скорректированного икомплексного

подхода при составлении программ и учебных планов. Идея комплексности стоит

в основе деятельности многих преподавателей и академических школ. Так Б. Г.

Бархин пишет: “Подготовка архитектора требует усиления междисциплинар-

ных связей... Задача школы, сформировать архитектора как профессионала и как

мыслителя, способного вложить в свое сочинение содержательный смысл. Для

формирования теоретического мышления студента необходима особая психоло-

го-педагогическая ситуация, которая достигается в условиях междисциплинар-


 

ного метода - комплексного метода, обеспечивающего научность обучения.”

[3, с. 108].

Комплекс - это совокупность, единство самостоятельных элементов, в дан-

ном случае, - учебных дисциплин. Каждый учебный предмет имеет свою специ-

фику, терминологию, свои задачи. Эти задачи подчинены общей цели учебного

процесса - обучению специалиста, - в этом их единство. Комплексность предпо-

лагает известную самостоятельность учебных дисциплин. Здесь, кажется, нет ни-

чего плохого, даже наоборот- самостоятельность предполагает творческий под-

ход, творческое движение. На практике же “самостоятельность” оборачивается

потерей энергии учебного процесса, как разнонаправленные векторы сил дают

результирующую, меньшую суммы приложенных сил. Учебные предметы долж-

ны бытьвзаимосвязаны и взаимозависимы, а учебный процесс должен стать

системой обучения.

Принципы системного подхода к определению содержания образования

требует нахождения “стержня”, системообразующего начала, которое смогло бы

объединить в общем движении, в общем, педагогическом и архитектурном, про-

цессе обучающие дисциплины.

Система - это целостность, единство взаимосвязанных и взаимозависимых

элементов. “Для системы характерно не только наличие связей, отношений ме-

жду организующими ее элементами (определенная организованность), но и не-

разрывноеединство со средой, во взаимоотношениях с которой система выра-


жает свою целостность.”[21].


Та-


ким образом, можно сказать, что системность - это требование нашего изменчиво-

го, динамичного времени. В современных условиях только система (отнюдь, не

комплекс) может сохранять свою целостность, что очень важно для каждой архи-

тектурной школы. Нужно заметить и то, что система не связывает творческие

устремления преподавателей и студентов, так как может изменяться и развиваться

вместе с изменениями и развитием окружающей среды (меняющейся действи-

тельности), отвечая требованиям времени, а значит, и творческому поиску педаго-

гов и студентов. Система обучения, если она жизнеспособна, всегда вписана в

общую культуру, как элемент этой культуры. Таким образом, студент оказывает-

ся приобщен к общей культуре народа, страны, цивилизации, а это дает больше

свободы, больше возможностей, чем при полной “свободе” от всего.

Существует и иная точка зрения: студенту нужно дать как можно больше

самых разнообразных знаний, различных концепций и подходов, а в дальнейшем

он сам выберет нужное ему, выработает свою коцепцию. Но стоит ли студенту

снова “изобретать велосипед”? Cистемность же в обучении дает прочный фунда-

мент, плацдарм для дальнейшего развития по своему собственному, свободно

выбранному пути.

Требование системного подхода порождает некоторые терминологические

трудности, которые требуют своего разрешения. Необходимо уточнить основные

понятия и термины и упорядочить их с тем, чтобы связать в единое целое, в сис-

тему, тогда учебные дисциплины смогут взаимодействовать (можно сказать - го-

ворить друг с другом на обоюдопонятном языке).

Основная цель обучения - это архитектура, как искусство организации сре-

ды, а это значит, что при обучении архитектора язык архитектуры какхудожест-


 

венного пространства должен стать и языком рисунка, живописи, скульптуры,

насколько это возможно и необходимо.

“Центральная категория высшего архитектурного образования - творчест-

во, рассматриваемое не как случайный и исключительный дар, ниспосланный

отдельным личностям, а как необходимая форма профессиональной деятель-

ности специалиста.” [20, с. 6]. При этом, понимая специфику архитектурной дея-

тельности, как особой формы художественной деятельности, требующей активно-

го самостоятельного поиска решений, cледует считать важным выработку у сту-

дента ясного и современного художественного языка и четкого понимания струк-

туры многомерного архитектурного пространства. “Тот, кто имеет дело с архи-

тектурой, - пишет Ле Корбюзье, - должен безупречно владеть пластическими

формами и быть знатоком и активным деятелем искусств. Ныне, когда архи-

тектор передает инженеру часть своей работы и своей ответственности,

доступ к этой профессии должен быть открыт только для людей в должной

мере наделенных чувством пространства - способностью, которую надлежит

выявлять психо-техническими методами. Без этого чувства архитектор не мо-

жет отвечать своему назначению. Держать таких кандидатов подальше от

зодчества, значит способствовать социальному здоровью.” [15, с. 261].

Обрисовывая нынешнее состояние профессионального обучения архитекто-

ров, авторы книги “Архитектура и психология”[16], например, пишут: “К форми-

рованию развитого профессионального решения приступают, так сказать, непо-

средственно сразу, пропуская и игнорируя становление начальных умственных

действий, “первичных” художественно-образных представлений, конструктив-

ных пространственных образов, то есть то, что по сути составляет психологи-

ческую основу, фундамент развитого профессионального образования, без кото-

рого оно может развиваться только ущербно, демонстрируя устойчивые “ком-

плексы житейских и профессиональных представлений и понятий.” [20, с. 205].

Далее они пишут: “Психологический анализ начальных этапов подготовки, про-

веденный нами, убедительно показывает, что в существующей практике про-

фессиональной подготовки первичные профессиональные пространственные

представления и понятия специально не формируются, а складываются стихий-

но, носят в абсолютном большинстве не профессиональный и неосознанный ха-

рактер, крайне нестабильны и нестойки к изменению условий действия и т. п. ...

Особенно рельефно это выступило в ряде проведенных нами констатирующих

серий экспериментов, цель которых состояла в выяснении подготовленности

студентов к решению задач, требующих профессионального учета теоретиче-

ски выявленных аспектов архитектурной формы.” [20, с. 207].

Системный подход предполагает наличиеспособа организации. В настоя-

щей работе способ организации учебных дисциплин определяется какучебно-

методическое пространство, которое организует учебные дисциплины во взаи-

мосвязи с основнымикатегориями учебного материала.

Конечно, каждая из учебных дисциплин имеет свой и только свой специфи-

ческий набор изучаемых категорий (категория - общее понятие, отражающее

наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и позна-

ния [21] ). К категориям, например, рисунка можно отнести пространство, объем,


 

тональность, пластику и др. Категории живописи - цвет, гамма, колорит, ...

Категории композиции - форма, пространство, движение и т.д.

Данная работа имеет своей целью найти то общее, те точки соприкоснове-

ния различных дисциплин, которые позволяют соединить различные курсы

дисциплин в единый поток, в процесс обучения.

Учебное пособие предназначено как преподавателям, в помощь, при состав-

лении учебных программ и планов, так и студентам как справочный материал при

выполнении практических работ и изучении теоретических вопросов, для справок

о различных понятиях и терминах.

Система обозначений заданий по темам позволяет легко найти нужное зада-

ние и комментарии к нему.

Весь материал легко классифицируется. Пособие также легко можно пре-

вратить в компьютерный учебник.

Пособие также может использоваться при композиционном и художествен-

ном анализе архитектурных заданий и их решений, архитектурных проектов с по-

мощью таблицы тем (стр.81 ) с дальнейшем выходом на другие аспекты анализа

(см. табл. на стр. 82 - шкала аспектов).

 

ЧАСТЬ 1

 

Категории изобразительных дисциплин

Существуют общие для

Пространство

Существует множество подходов, концепций объяснений понятия “про- странство’’ - математическое пространство, психологическое, перцептивное… странство, художественное пространство, картинное, обыденное, духовное про-

Ризонталь.

единяющая углы четырехугольника, -диагональ, самая длинная линия, проходя- щая через всю плоскость и объединяющая ее. Четырехугольник имеет так-

Форма

 

Категория формы включает в себя обширное семейство понятий. Форма -

способ существования или выражения какого-либо содержания. В форме содер-

жание выражает свою целостность. Содержание, выраженное в форме, вместе с

формой составляют объект пространства.

 

Объект геометрического пространства - объемная форма - редкий случай,


когда содержание является формой, а форма - содержанием.


Объ-


ектом художественного пространства является образ, его содержание - художест-

венная информация, а форма - художественный язык, система знаков, позволяю-


щаяоформить информацию.


Объект архитектурного пространства - архи-


тектурный образ, которыйв архитектурной форме выражает содержание архи-

тектуры - весь набор самых разнообразных функций.

Отметим также несколько терминов, употребляемых при анализе визуально вос-


принимаемых пространства и формы.

ем - количество пространства, занимаемое объектом или частью объекта.

 

Объемная форма - конфигурация объема.

Объемная форма ограниченаповерхностью.

Объемность - субъективное восприятие объема.


Объ-

 

 

Объ-


ем, объемная форма - это неотторжимое качество объектов реального пространст-

ва, причем объемом обладают не только предметы, но и само пространство, на-

пример, внутреннее пространство здания, или открытое пространство, организо-

ванное средствами архитектуры.

 

Объем и объемная форма в рисунке и живописи.

Как и пространство, объемная форма здесь передается иллюзорно или ус-

ловно, как в примерах, приведенных выше. Образуется шкала “иллюзорность-

условность”, вернее, даже веер шкал, исходящих из точки “абсолютной” иллю-

зорности и расходящихся в своих концепциях условности.

 

Академические рисунок и живопись стоят на своей, “академической шка-

ле” близко к иллюзорности, предоставляя глазу почти всю визуальную информа-

цию о предмете.

Конструктивный рисунок дает только основную (или существенную) ин-

формацию об объемной форме предмета, не беря во внимание материал, фактуру,


 


окраску и другие свойства. Умение анализировать


объемную


форму


и


передавать (“синтезировать”) ее на плоскости очень важно для архитектора, но

нужно всегда помнить, что объемная форма - это абстракция, одно измногих ка-

честв предметного мира. Отсюда следует, что в программе по рисунку и живопи-

си необходимо уделять в равной степени должное внимание всем аспектам пред-

метного мира, материалу, свету, фактуре, пластике и т. д., и не только предметно-

го, но и духовного, эстетического. Создавая реальную форму в пространстве, ар-

хитектор должен представлять ее во всех ее качествах.

 

Объемная форма в скульптуре предстает во всей своей материальности.

Задача скульптуры состоит, также как и в рисунке, в том, чтобы изобразить фор-

му, но делает это она своими специфическими средствами. Скульптура также изо-

бражает отношение автора к реальному миру. Достигается это тем, что скульп-

турная форма не повторяет форму реального объекта. Разница между ними и со-

ставляет язык скульптуры. (Слепок, муляж не являются произведением скульпту-

ры).

 

Объемная форма в архитектуре - это то, что строится, ставится, огоражи-

вается или убирается, чтобы организовать пространство. Работая с объемной

формой, архитектор должен видеть ее со всех сторон сразу, т.е., как бы смотря на

нее из четвертого измерения, как мы видим изображение на листе бумаги из

третьего измерения - сверху. Кроме того, архитектор должен представлять объем-

ную форму не только визуально, но ифункционально. Форма в архитектуре, так

же как и пространство, не мыслится без функции. Если понимать функцию широ-

ко, то можно сказать, чтофункционирование объема в пространстве создает ар-

хитектуру.

“Форма следует за функцией. Этим выражением очень злоупотребляют, -

пишет Райт, - естественно, форма это делает, но только на низшем уровне, и

этот термин полезен только как указание платформы для развития архитек-

турной формы. Функция относится к архитектурной форме так же, как скелет

к человеческим формам в их окончательном виде, а грамматика - к форме поэзии.

Гремящие кости - не архитектура. Меньше - значит больше там, где больше -

значит хуже.” [15, с. 176]. Этими словами Райт спорит с Мис ван дер Роэ, кото-

рый стремился форму полностью подчинить функции, понятой им узко, как ого-

раживание пространства - архитектура “кожа и кости” - это его термин. Его лю-

бимая поговорка: “Меньше - значит, больше” - о лаконичности формы, ее полном

подчинении функции. Мис призывал к анонимности в архитектуре и стал... из-

вестным архитектором. В своем творчестве (все-таки!) он выразил романтику и


пафос своей эпохи.


Да,


архитектура - не та область деятельности, где художник - архитектор выражает

свое “я”, свое “эго”; но это та область, гделичность выражает идеи эпохи, и через

личность осуществляется ее, эпохи, развитие. По архитектуре можно судить, раз-

вивается то или иное общество или - нет, есть у него новые идеи или - нет. Таким

образом, форма в архитектуре - это выражение общественной идеи через личность

архитектора-художника. Если изобретается новый материал или новая технология

- меняется форма, но меняется она только в одну сторону - в сторону лучшего, бо-


 


лее


совершенного,


выраженияобщественной идеи. Наука и техника,


как видим, имеет существенное, но не определяющее влияние на форму в архи-

тектуре.

Художественность формы в архитектуре неизбежна, когда присутствуют

все компоненты: личность, идея, выражение. Форма создает художественное про-

странство эпохи - стиль, и, прав Мис ван дер Роэ, уже не важно, кем это создано:

архитектура - это продукт эпохи. Плохая архитектура - это плохой продукт эпохи

или продукт плохой эпохи. “Надеюсь, вы поймете, - пишет он, - что архитекту-

ра не имеет ничего общего с изменением форм. Она не площадка для игр малень-

ких и взрослых детей. Архитектура - поле боя для духа. Архитектура пишет по-

своему историю эпох и дает им имена. Архитектура зависит от своего времени.

Она кристаллизация его внутренней структуры, постепенное раскрытие его

формы. Вот почему техника и архитектура так тесно взаимосвязаны.” [15, с.

375]. Слова об “измышлении форм” должны быть правильно поняты, речь идет не

об отказе от композиционных приемов в архитектуре, а об ответственности архи-

тектора, о понимании того или иного композиционного решения как единственно

необходимого в данных условиях. Мис, например, делал, как он говорил, “ней-

тральную раму для жизни” - разумная конструкция плюс свободный план. Это

оказалось прекрасной концепцией для таких мегаструктур, как небоскреб, но та-

кая концепция не годится для индивидуального дома, где архитектор призван соз-

дать форму, грамотно и профессионально учитывая желания и предпочтения

личности заказчика, что закономерно отразится в окончательной форме здания.

Архитектор, как художник, здесь, в этой ситуации должен сделать как бы “порт-

рет заказчика”. Это ни в коей мере не сковывает творчество архитектора, как не

сковывают творчества художника-портретиста особенности лица портретируемо-

го. Осмысливает эпоху общество в целом посредством личностей - художников,

которым образование и талант дают это право - представлять эпоху. Форма в ар-

хитектуре есть выражение отдельной ситуации в общем потоке развития цивили-

зации.

В античном или, если угодно, пифагорейском понимании форма означает

всего лишь правильный и замкнутый в пространстве контур, ограничивающий

некий объем. В последнее же время форма все чаще мыслится какинформация,

которая охватывает теперь не только внешние очертания, т.е. фигуру объекта, но

и его внутреннюю, сколь угодно сложнуюструктуру [19]. Архитектура здесь вы-

ступает какинформационная система, задающая алгоритм бытия. В этой связи

уместно рассмотреть понятия структуры и конструкции в архитектуре.

Слово “конструкция” (лат.) переводится какпостроение (или способ по-

строения). Определить конструкцию можно как способ существования объемной

формы в пространстве.Конструктивность - выраженность конcтрукции.

В отличие от конструкции,структура (лат.) переводится какстрое-

ние, устройство, и определяется как упорядоченный состав частей. Структура и

является той формой, понимаемой как информация, определяющая алгоритм бы-

тия. Конструкция же выражает отношение цивилизации к пространству через

форму. Конструкция наполнена философским смыслом - вспомним, хотя бы, ис-

торию развития колонны от простой подпорки к атлантам и кариатидам, далее - к


 


пилястрам, и возврат снова к простой


опоре.


Смысловое наполнение структуры - это практическая, жизнен-

ная сторона. К структуре здания относится, к примеру, идекор, о котором в по-

следнее время совершенно забыли или стыдливо умалчивают. Но он существует,

иногда в атавистическом состоянии, иногда, маскируясь под оригинальность

формы, он желателен для нормального человека в нормальном обществе, он жиз-

ненно необходим. Таким образом, структура и конструкция - две взаимодопол-

няющие стороны архитектурной формы. Они исчерпывают понятие формы вооб-

ще, и архитектурной формы, в частности.

 

Свет и цвет

Свет и цвет едины по своей природе. Это - электромагнитное излучение. В физике принято считать, что свет имеет двойственную природу. Во-первых, это … поток частиц - фотонов; во-вторых, это процесс распространения электромагнит-

Материал

Материал - это то, из чегосоздан объект (или может быть создан). Заметим здесь применение слова “создан”, а не - “состоит”. Материал всегда несет в… следы создания своей окончательной, дошедшей до нашего восприятия, формы.

Контраст и нюанс

Это понятие - выражение одного из основополагающих законов развития и существования материи - диалектического закона перехода количества в…  

Пропорции

Пропорция - это количественноесоотношение по однородному признаку частей целого между собой. Это определение очень похоже на определение нюан- … са. Разница здесь только в словах “соотношение” и “различие”. Нюанс несет ин-

Ритм

 

Ритм - одно из средств формообразования в искусстве, основанное на за-

кономерной повторяемости в пространстве или во времени аналогичных элемен-


тов и отношений через соизмеримые интервалы


[8, с. 297]. Иными словами,


это -“пропорциональный ряд”. Второе определение, несмотря на свою лако-

ничность, точно повторяет первое. Закономерная повторяемость аналогичных

элементов в пространстве и во времени - есть ряд. Соизмеримые интервалы -

пропорция. Пропорция не всегда рождает ритм. Например, если соотносятся всего

два элемента, т. е., отсутствуетряд.

Но ритм всегда основан на пропорциях. Значит ритм - одно из проявлений

пропорциональных отношений во времени (не важно, физическое ли то время или

последовательность восприятий - субъективное время). Таким образом, можно

уверенно отнести ритм к категории “пропорции”, но его своеобразие как художе-

ственного средства, его связанность с другой категорией - “динамикой”, движени-

ем, позволяет также выделить его в отдельную категорию учебно-методического

пространства.

Кроме того, ритм - это не только ряд дискретных элементов и интервалов.

Ритм может составить и плавно, связно изменяющаяся величина, например, изме-

нение цветового тона от темного к светлому или звука от низкого к высокому.

Правда, сознание все равно выделяет здесь отдельные этапы изменений и интер-

валы между ними, которые можно пропорционально соотнести друг с другом.


 


Приведенный


пример


позволяет определить


сущностную


характеристику данной категории каккатегории изменений размеров или поло-

жения в пространстве . Изменение положения объектов в пространстве является

следствием движения, а значит ритм может выступать как характеристика движе-

ния.

Так Араухо пишет: “Каждая эпоха, каждая культура имеют ритмические

схемы своего времени, которые сопровождают человека: африканец движется

отлично от европейца, галантная Вена движется отлично от революционной

Франции, восточное время отлично от североамериканского, и это потому, что

человек включен в систему естественных ритмов (ночь и день, времена года,

смена возраста ...), которые в условиях разной географии и культуры проявляют-

ся в его поведении таким образом, что когда человек создает архитектуру, по-

следняя отражается в динамике и форме пространства.” [2, с. 145].

“Если ритм организует движение во времени, - пишет Н. Н. Волков, - сле-

довательно, организует его в однонаправленном потоке изменений, то естест-

венно искать аналогичные формы организации в пространственных явленияход-

номерного развития” [8]. Наряду с линейными существуют также и плоскостные,

и пространственные ритмы. Здесь нет противоречия - речь идет оряде воспри-

ятий. Когда, например, человек проходит анфиладу помещений, он может вос-

принимать их изменяющиеся объемы, как пространственный ритм, и даже изме-

няющийся их образ, как “образный ритм” или эмоциональный ритм.

Метрический ряд - частный случай ритма, основанный на равенстве эле-

ментов и интервалов. Его можно назватьсимметричным рядом. Метр и ритм

могут сочетаться в одном ряду, когда ритмическое развитие приводит через рав-

ные промежутки к образованию равных (тождественных) элементов. Тогда мы

получаем явлениепериодичности ритма, а расстояние между одинаковыми эле-

ментами этого ряда являетсяпериодом.

Метрические ряды в чистом виде - явление, чуждое природе, их восприятие

вызывает дискомфорт у человека, что доказывают исследования психологов. Но

метрический ряд, благодаря своей искусственности, обозначает присутствие че-

ловека, что иногда может восприниматься как эстетическая ценность.

 

Динамика и статика

Если контрастность - категория различия, а ритм - категория изменения, то динамика - категория движения. Изменение, различие - результат движения, а это значит, что онимогут выражать движение, и дажеизображать его. Движе-

Образ

 

“Образ есть результат психического отображения мира высокоорганизо-

ванными самоуправляемыми системами (животными и людьми).” [14, с. 111].

Когда сознание воспринимает объект или явление, оно соотносит восприня-

тое со своим прошлым опытом, “записанным” в виде абстракций той или иной

степени обобщенности. Процесс восприятия можно обозначить словами “отобра-

жение абстрактных идей”. Наблюдая белый, например, цвет, мы воспринимаем

его как белый только соотнося воспринятое с идеей белого цвета, существующей

в сознании как результат прошлого опыта. Таким образом, мы выделили и отрази-

ли во всем воспринятом в данный момент абстрактное понятие “белый цвет”, или

образ белого цвета. Теперь можно определить понятие образа - это отражение аб-

страктной идеи в конкретном явлении. Иными словами,образ - это конкретиза-

ция абстракции.

Для того, чтобы определитьхудожественный образ, нужно понятие идеи в

определении “образа - вообще”, поднять до понятияидеала. Идеал - это совокуп-

ность идей, отражающих предпочтения личности или общества (общественный

идеал). Тогдаэстетический образ - этоотражение идеала в конкретном явлении

иликонстатация идеала. Ахудожественный образ - этовыражение идеала в

конкретном явлении илиреализация идеала.

Эстетическое может обнаруживаться и констатироваться в любом явлении

действительности, тогда как художественное - исключительно дело рук человече-

ских.Эстетика - это наука о прекрасном, аискусство, как художественная дея-

тельность - создание прекрасного.

Характеристика отступлений, отличий или сходства с идеалом являетсяху-

дожественным языком.

Изменение, развитие идеала естьпроцесс познания, освоения объективного

мира индивидуальным и общественным сознанием, поэтому можно сказать, что

современность красоты - это передний край освоения мира человеком.Освоение,

делание мира своим - задача искусства. Познав новое, человек оценивает его эмо-


 


ционально,


затем


оформляет эстетически,


включая


в


систему


прекрасного-безобразного, в систему ценностей, а затемосваивает его с помо-

щью искусства, дополняя этим новым жизнь, а значит, - изменяя ее, приспособля-

ясь жить с этим новым знанием или обстоятельством. Не зря в искусстве для на-

звания новых течений берутся такие слова, как модерн, модернизм, авангард. По

большому счету, искусство, как инструмент освоения мира человечеством, долж-

но быть всегда “модернизмом и авангардом”, но как инструмент освоения мира

индивидуальным человеком, общественным человеком, искусство должно быть

традиционным, вырабатывающим общественный идеал красоты, а значит, и нрав-

ственности, что является основным условием существования общества. Отсюда -

деление искусства на элитарное и традиционное. Это - две отрасли одного про-

цесса, они всегда находятся в диалектическом (отнюдь, не антагонистическом)

противоречии. Бурный расцвет авангарда в революционной России выражал идею

новизны, обновления человечества. Удушение авангарда в дальнейшем в СССР

отражало процесс консолидации общества, выработки эстетических и нравствен-

ных идеалов, что естественно легче сделать с помощью традиционного искусства.

Система художественных образов составляетхудожественный стиль, ко-

торый, в свою очередь, являетсяобразом эпохи. “Термин “стиль”, - пишет Отто

Вагнер, - всегда относится к высшему расцвету той или иной эпохи развития ис-

кусства, к ее вершине. В соответствии со способностями, образом мыслей и ми-

ровоззрением тех или иных народов, они заимствовали отдельные формы и раз-

вивали их до тех пор, пока они не отвечали идеалу красоты данной эпохи. Каж-

дый новый стиль создавался постепенно, на основании предшествующего, в связи

с тем, что новые конструкции, новые материалы, новые запросы и воззрения лю-

дей требовали изменения и переработки существующих форм. Искусство оста-

навливалось в своем развитии, когда государства подвергались сокрушительным

потрясениям; искусство достигало полного расцвета, когда народы своими си-

лами добивались могущества и почета и обретали, наконец, мир. Крупные соци-

альные перевороты всегда порождали новые стили. Искусство, таким образом, и

его, так называемый, стиль всегда являлись неоспоримым выражением идеала


красоты определенного исторического периода.” [15, с. 68].


Валь-


тер Гропиус, развивая тему стиля, замечает: ”Попытки классифицировать и уже

тем самым замораживать развивающиеся искусство и архитектуру, когда они

находятся в стадии становления, превращая их в “ стиль ” или какой-нибудь

другой “ изм ”, могут скорее подавить, чем стимулировать творческую актив-

ность.” [15, с. 340].

К этому следует добавить, что творческую активность общества в его разви-

тии подавить невозможно. Судьба и развитие отдельных художников и направле-

ний, в целом, подчиняется общему движению общества.

Художественный образ - объект художественного пространства. Значит, ис-

торический художественный стиль - этохудожественное пространство эпохи.

Оно состоит из направлений и течений в искусстве. Эти течения и направления

движутся в сторону стиля, формируют его и растворяются в нем.Художествен-

ная манера не имеет ничего общего со стилем. Это проявления индивидуальных

особенностей и предпочтений отдельного художника при работе над произведе-


 


нием.


Разные


художники


могут работать в одном и том же стиле, но при


этом - в собственной манере.

Архитектурный образ не совпадает с художественным образом. Как бы

художественна ни была архитектура, всегда присутствует нехудожественная со-

ставляющая - вместимость помещения, прочность, теплоизоляция и др. Сколько в

архитектуре от художника - архитектора как личности, столько в ней и художест-

венного. Если архитектурное сооружение не выражает художественную идею его


создателя, т.е., не несет художественного образа - оно не художественно.


Зда-


ние может быть красивым, эстетически ценным, но не нести художественного об-

раза. Например, многие инженерные сооружения вызывают чувство восхищения,

красивы, гармоничны, но не следует в них искать художественного, к ним нужно

относится, скорее, как к природным явлениям, они не содержат отношения архи-

тектора и общества к действительности. (Разве что, как выражениеволи соору-

дить именно данную форму в данном месте - тогда это также - творческий акт.)

Итак, мы выделили и определили девять категорий зрительно воспринимае-

мого мира, их философский смысл и связь с архитектурным процессом и процес-

сом обучения архитекторов. Определение данных категорий с точки зрения раз-

личных учебных дисциплин, позволит консолидировать общие усилия для дости-

жения общей цели - обучение искусству архитектуры. Данные категории могут

составить то общее, тот фундамент, на котором будет возможно построениесис-

темы обучения длясвободного творчества. Грамматика для поэтики. Автор не

настаивает на единственности толкования категорий. Задача настоящей работы -

методологическая - обозначить основные направления исследований и узловые

моменты, отношение к которым определяет творческую индивидуальность архи-

тектора.

 

ЧАСТЬ II

 

Учебно - методическое пространство взаимодействия категорий

 

Итак, определился ряд категорий, относящихся к изобразительному циклу

дисциплин для специальности “Архитектура”. Это -пространство, форма, свет

И цвет), материал, контрастность (различия), пропорции (подобие), ритм

(изменение), динамика (движение) и образ - объекты учебно-методического

пространства.


 


 

Первые


 

четыре


 

категории


 

-пространство, форма, свет (цвет) и


Материал - отражают объективные свойства воспринимаемого мира.Движение

отражает свойство композицииизображать движение, так как в изобразительном искусстве и архитектуре чаще всего мы имеем дело не с самим движением, а с… изображением.

Контрастность - Пропорции

Пропорции могут быть контрастными или нюансными. Контрастность - это субъективная характеристика пропорциональных отношений. Мы видим, что во многом эти категории, (“пропорции” и “контрастность”) пересекаются, особенно,

Раскрытие темы по дисциплинам.

контрастности позволяетосмысленно подходить к компоновке и к тоновому оформлению листа (степени заполненности листа тоном).  

Контрастность - Ритм

Ритмический ряд, как ряд, состоит из однородных элементов. Эти элементы могут различаться или быть тождественными. Различия элементов в ритмическом … ряду могут быть контрастными и нюансными. Таким образом, и ритм может быть

Контрастность - Динамика

Динамика (динамичность или статичность), как характеристика компози- ции, достигается, наряду с другими средствами, также и с помощью контраста и … нюанса. Нюанс изображает движение , а контраст - завершенное движение, т.е.,

Контрастность - Форма

Анализ формы с точки зрения контрастности - инструмент формотворчества архитектора. Не следует забывать, что цель формотворчества -… (функция также - смысл формы), поэтому нельзя сводить контраст и нюанс к

Ми.

При характеристике изображения в ходу такие выражения, как например,

“нюанс по цвету, но контраст по тону” - они служат для уточнения характеристи-

ки контрастности цветов. Это возможно, благодаря тому, что цвет может одно-

временно характеризоваться ицветовым тоном иотносительной яркостью (или

светлотой, что на практике часто называется “просто тоном”). Значит, приведен-

ное нами выражение правильно должно звучать так: “нюанс по цветовому тону,

но контраст по светлоте”.

Освещение также может характеризоваться с точки зрения контрастности:

направленное контрастное освещение и рассеянное нюансное. Контрастное осве-

щение создает яркостный контраст между светом и тенью, освещенной частью и

теневой, но уменьшает цветовой контраст между оттенками цвета отдельно в све-

ту и отдельно в тени. Рассеянное же освещение увеличивает воспринимаемый

цветовой контраст, т. к. цвета при таком освещении воспринимаются более на-

сыщенными. Выявляется закономерность: чем контрастнее освещение, тем боль-

ше нюанс отдельно в свету и отдельно в тени.

 

Врисунке и живописи необходимо учитывать данную закономерность.

Например при рисовании головы или фигуры человека с целью изучения ее кон-

струкции не стоит увлекаться очень контрастным освещением, так как при этом

теряется выразительность формы в самых светлых и самых темных местах.

Контрастное освещение в живописи также “cъедает” цвет изображаемых

предметов, внося в них большую долю ахроматической составляющей, разбеливая

в свету и затемняя в тени.

Задания: 1. Цветовой контраст и нюанс в природе. Зарисовки и этюды при

различных состояниях освещения.

2. Натюрморт при различных состояниях освещения из предметов: а) кон-

трастных; б) нюансных по цвету.

 

Композиция. 1. Организовать цветовую композицию на плоскости с ис-

пользованием: а) контрастных; б) нюансных сочетаний цветов.

 

В архитектуре эта тема выступает как контраст и нюанс цвета архитектур-

ных объектов с цветом окружающей среды, а также и как контрастность “внутри”

архитектурной композиции. Например, логично окрашивать функционально раз-

личающиеся элементы или объемы в контрастирующие цвета. Также необходимо


 

следовать логике архитектурного образа при определении цветовой контрастно-

сти архитектурного сооружения с окружающей средой, должна ли архитектура

быть контрастна окружению или - нет.

 

 

Контрастность – Материал

Материалы контрастны между собой всегда, причем, не только фактурой, пластикой и цветом, но контрастируют и их семантические образы: золото - ка- … мень, глина и мрамор, железо и дерево... Сам же материал, “внутри себя”, создает

Контрастность – Пространство

Пространство как объект архитектуры - это объект организации. Организо- ванное пространство является композицией. Контраст и нюанс, как средства… позиции являются средствами организации пространства.

Контрастность – Образ

  Нюанс, как было сказано выше, несет идею, образ различия и движения. Контраст, в свою очередь, это противопоставление, борьба двух противоположно-

Пропорции – Ритм

Отображая движение с помощью контраста и нюанса, ритм является про- порциональным рядом. Поскольку ритм определяетсязакономерностью, по- стольку в его основе лежит пропорция. Различные системы пропорций создают

Пропорции – Динамика

Динамические пропорции, в основном, характеризуются иррациональными числами ( 2 , 5 , золотое сечение, функция Жолтовского и др.), а статические … пропорции - целыми числами. Отношения, основанные на числах Фибоначчи (1:1,

Композиция.


 

1.


 

Организовать композицию,


 

раскрывающую


 

тему


“Живое и искусственное” на основе разных систем пропорционирования.

 

 

Пропорции – Форма

  Форма, имея измерения, имеет и пропорции. Восприятие формы как целост- ности, единства частей зависит от единства их пропорций, т. е., когда в основе

Пропорции – Пространство

организации, что, естественно, выражается в пропорциях. Трехмерное пространство, координаты точек которого задаются с помощью трех взаимноперпендикулярных осей, содержит пропорции прямоугольных фи-

Рисунок.


 

Тема пропорционирования


 

листа


 

как


пространства картинной плоскости - сквозная тема курса, возникающая каждый

раз при компоновке изображения.

 

Живопись. Следует обращать внимание не только на линейные пропорции,

но и на пропорции цветов (количество темного, светлого, красного и т. д.), коли-

чества “активного и неактивного” пространства (фон и предметы) и др. От всего

этого зависит наличие гармонии в картинном пространстве.

Композиция. 1. Организовать пространство в выбранной системе пропор-

ций. (например, разбивка аллей в парке). Исследовать возможность различных

систем пропорций.

2. Вписать в заданное, реально существующее архитектурное пространство

(по планам и чертежам) новый объем; а)пропорционально подчиняющийся задан-

ному пространству; б)выделяющийся своими собственными пропорциями.

 

 

Пропорции - Образ

Каждая система пропорций несет свой образ. Золотое сечение, например, это образ роста, образ живой материи. Он выявляет смысл этой пропорции, как … выражение закономерного развития материи. Пропорции, основанные на числах

Ритм – Динамика

Ритмический ряд состоит из изменяющихся элементов. Изменение воспри- нимается как результат движения. Таким образом, ритм, показывая изменения, изображает движение. Метрический ряд, показывая изменение положения эле-   …

Ритм – Форма

Ритм в отношении к форме выступает как ее членение. Когда в членении формы наблюдается ритм, т. е. закономерность, форма в восприятии сохраняет свою целостность, благодаря своей организации на основеединой ритмической

Ритм – Материал

Чтобы материал проявил ритмическое своеобразие, требуется два условия: сила, воздействующая на материал, и протяженность воздействия во времени или … пространстве. Характеристикой ритмических свойств материала, проявляющихся

Ритм – Пространство

Ритм, являясь пропорциональным рядом, всегда организует любое про- странство. Пропорциональное пространство, то есть пространство, построенное … на какой-либо закономерности, является всегда и ритмическим пространством,

Ритм – Образ

Ритм, являясь изображением движения, раскрывает его образ. Простой ритм раскрывает простой образ - характеристику изображаемого движения: быстрое, медленное, равномерное, неравномерное, ускоряющееся, замедляющееся и т. д.

Динамика – Форма

Любое движение, происходя в пространстве, имеет свою форму, как и лю- бая форма является результатом движения. “Чтобы исследовать формообразова- ние в живой природе, необходимо дать динамическое определение элементарно-

Динамика – Материал

Внутренняя, скрытая динамика материала - это его способность противо- стоять внешним воздействиям, что выражается в егопластике.Пластичность - это способность менять свою форму, под воздействием внешних сил (или движе-

Динамика – Пространство

Пластичность пустого пространства практически бесконечна (до предела скорости света - в реальном пространстве), значит внутренняя динамика про- странства, его способность к сопротивлению близка к нулю. Конкретное же про-

Динамика – Образ

Любое движение - это следствие действия, т. е. применения силы, т. е. собы- тия. Таким образом, движение несет информацию о событии или егодинамиче- … ский образ.

Форма – Материал

Материал выражается в форме черезфактуру ипластику. Фактура - это характеристика поверхности объемной формы, связанная с чувством осязания. Зрение - продолжение руки, поэтому зрительное восприятие фактуры естественно

Форма – Пространство

Среди множества характеристик формы главной по отношению к простран- ству является ее ориентированность в пространстве. “Ориентацию формы в среде … определяют соотношением ее положения или конфигурации с каким-либо ориен-

Системе перцептивной перспективы.


 


Рисунок


И


Живопись.

разнообразной формы с передним и задним планами. Анализ пространственной ситуации и пространственного взаимодействия форм: а). конструктивное по- … строение;

Архитектуре

форма   несет функцию

Форма – Образ

Любая форма, являясь результатом закономерной организации, несет в себе образ, как изображение абстрактной идеи, лежащей в основе этой закономерно- … сти. Таким образом, форма всегда - носитель образа. С другой стороны, образ

Крыша


-


покров, защита от стихии, объединения своего пространства, поэтому она нередко

играла и информационную роль, сообщая, что находится под ней. Головной убор

человека - та же крыша, только индивидуальная, и несет он совершенно те же, что


и крыша, функции.


Интересны формы крыш храмов. Они должны показать,


одновременно, и защиту, покров святого места, и неотделимость от неба. Как ре-

шение этой задачи возникликупол и арка - крыша сама превратилась в небо. В

восточных храмах пошли другим путем - небо превратилось в крышу. Много-

ярусная крыша обозначает уровни неба. Еще пример образа крыши - бровки над

окнами, а также сооружение жильцами “хрущевок” всевозможных навесов над

балконами, несущих не только функциональный, но и знаковый смысл. Человек

побогаче живет, как правило, под крышей; человек победнее - в коробке без кры-

ши. (Головные уборы, как знак, нынче тоже не в моде, одинаковые спортивные

шапочки - чтобы не выделяться).

Столб - это не только образ опоры, прочности, но и образ своегоместа или

родового места. Отдельно стоящий столб - это обелиск, стелла, флагшток, дозор-

ная башня, памятник и т. д.

Столб, как опора, в виде колонн, пилястров, порталов и т. д. всегда эмоцио-

нально положителен, как образ прочности.

Окно - глаза дома, его “информационный центр”. Являясь отверстием в

стене связывает внешнее с внутренним. Вокруг окна размещали во множестве ох-


 

ранительные знаки. Но нынче, чем больше окон в здании, тем меньше

значение каждого из них. В этом случае само здание становиться большим окном.

Интересный пример - здание Национального коммерческого банка в городе

Джидда (Саудовская Аравия) называемое “окном на Запад”, представляет, дейст-

вительно, большое, в девять этажей, “окно”. Это пример буквального воспроизве-

дения скрытого образа в современной архитектуре.

Вход - граница между внешним и внутренним, своим и чужим, место их

встречи и примирения. Яркий пример входа, ворот - триумфальная арка. Пройдя

под ней, полководец вместе с войском попадает в свое пространство - домой.

“Люди неизменно воспринимают то или иное здание, сопоставляя его

с отличным или подобным ему объектом, т. е. как метафору. Чем непривычнее

современное здание, тем вероятнее его будут сравнивать метафорически с тем,

что уже известно. Эта подгонка одних впечатлений к другим - свойство всякой

мысли, в особенности, творческой. ... От метафоры к клише, от неологизма че-

рез постоянное повторение к архитектурному знаку - таков непрерывный путь,

который проходят новые, успешно входящие в жизнь формы и технические изде-

лия.” [10, с. 43].

Образная трактовка архитектурных конструкций носит названиетектони-

ки. Чтобы точнее определить понятие “тектоника”, следует обратиться к первоис-

точнику. По К. Беттихеру, введшему этот термин, тектоника рассматривается как

“универсальный метод определения всего комплекса формальных закономерно-

стей трехмерных, пространственных произведений искусства. Основная идея

тектонического анализа архитектурной формы, по первоначальному замыслу,

заключается в том, чтобы выявить общую закономерность ее построения, как

произведения духовной и материальнойкультуры (выделено автором).” [17, с.

126]. Современная трактовка понятия “тектоника” отличается от первоначальной.

Тектоника как характер выявления конструкции формы, способа ее построения -

более узкое понятие, не включающее в себя общекультурную, духовную состав-

ляющую. Тектоника - этовыражение отношения к пространству через форму.

Слово “выражение” означает, что речь идет об образе. Таким образом, тектоника -

это образ конструкции. Например, колонне греческих ордеров не обязательно су-

жаться к верху, от этого эффективность ее работы не повышается, только увели-

чиваются затраты на ее изготовление. Смысл такой формы только в раскрытии ее

образа - образа держания тяжести.

Другой пример - из области фактуры и пластики - решение цоколя здания в

более “грубой”, мощной, объемной фактуре и пластике - это образ мощности ос-

нования, устойчивости.

Стена здания тектонически может быть решена по разному: какограждаю-

Щая (с помощью, например, горизонтальных членений), какпреграждающая

(вертикальные членения) или какмонолит - неприступность, и т. д.

В любом случае у каждой эпохи - свои образы, значит, исвоя тектоника.

Таким образом, тектоника, выражая отношение эпохи к пространству, несет в себе

образ этой эпохи. Отсюда - требованиесовременности формы в архитектуре, т. к.

то, что современно, то несет информацию о времени, то будет ценно в будущем.

Формы эклектичные не принадлежат ни современности, ни прошлому. Они пара-

зитируют на прошлом, ничего не дают современному и ничего не говорят буду-


 


щему. Они вне культуры.( Сказанное не относится


к


модной


ныне


“новой


подаче” старых форм.)

В настоящее время мы можем наблюдать смену “ограждающих” стен 60-х

годов на более монолитные, “серьезные”, преграждающие, стены постмодерниз-

ма.

Необходимо сказать и о так называемых “архитектурных украшениях” - ор-

наментах, фризах, фронтонах, наличниках, квадригах и прочее. В свое время они

несли определенные образно-информативные функции. Об их необходимости го-

ворят огромные затраты труда и средств при их создании. И богатые правители, и

небогатые крестьяне - все в них нуждались. Орнаментальный фриз, например,

кроме красоты, имеет тектонический смысл - это образ опоясывания, огоражива-

ния своей территории. Это рудимент забора. Наличник окна несет кроме эстети-

ческой функции еще и охранительную, от злых сил.

Проклятый и осмеянный в начале века декор, орнамент, продолжал

жить в “оригинальности” архитектурной формы, сама архитектура стала орнамен-

том. Там, где “украшательство” все-таки было последовательно изжито, возникло

“социалистическое” направление в архитектуре, духовными вождями которого

можно назвать Ле Корбюзье, Вальтера Гроппиуса, Миса Ван дер Роэ и др. Вот вы-

сказывание В. Гроппиуса: “Зодчество означает формирование жизненных про-

цессов. Большинство людей имеют одинаковые потребности. Поэтому вполне

логично и полностью отвечает требованиям экономичности попытаться удов-

летворить такие одинаковые потребности одинаковыми средствами.” [15, с.

334]. Эти идеи были воплощены в жизнь. Результат известен - безликость и се-

рость в архитектуре, нравственный упадок в людях. И симпатии к осмеянной ор-

дерной архитектуре, и постмодернистский поворот к декору, к образности.

 

Рисунок, живопись, скульптура. 1. Образный подход к форме - одно из

основных требований в образовании архитектора. В каждой форме “сидит” образ

самых разнообразных уровней, от простой похожести на что-либо до сложного

многослойного ассоциативно - пластически - стилистического. Работа по углуб-

лению образного восприятия формы может вестись от задания к заданию беско-

нечно, и далее на протяжении всей жизни, и начаться она должна с самых первых

заданий на первом курсе. Рисунок натюрморта, например, не должен превращать-

ся в изображение горшков, а стать эмоциональным, пластическим, образным рас-

сказом о форме.

 

Композиция. 1. Зрительный образ архитектурного сооружения.

2. Организация объемной формы “на тему”. Раскрытие образа в объемной

форме (по музыкальному произведению, эмоциональный образ - трагичность, ве-

селость и т. д., абстрактный портрет, и т. д.)

3. “Дом для...”. Проект дома, отражающий в формах образ жизни в нем (дом

для отшельника, дом света и тепла, дом для слона...).

 

4. Оформление объемной установки к празднику. Передать характер празд-

ника (народное гуляние, официальный праздник, детский, спортивный...).

5. Парковая беседка. Аргументация образного решения.


 


6. Проект памятника (погибшим, героям


-


триумфаторам,


знаменательному событию...).

 

7. Фонетический образ буквы в объемной форме.

8. “Четыре стихии”. Раскрытие образов стихий (земля, вода, воздух и пламя)

в объемной композиции.

 

 

Свет (цвет) – Матерал

Различные цвета имеют различную материальность, т. е. , речь идет о том, что предмет, окрашенный в тот или иной цвет может выглядеть более объемным, … более весомым, чем тот же предмет, окрашенный в другой цвет. Механизм такого

Свет (цвет) – Пространство

Реальное пространство всегда наполнено светом, который имеет в каждом случае свою характеристику - цветовой тон. Но не только цвет имеет среда.… воспринимается нашим глазом. Мозг же воспринимаетзакономерность проявле-

Свет (цвет) – Образ

Цвет в нашем сознании всегда ассоциативен. Всегда вызывает образы из нашего прошлого опыта и генетической памяти. Цвет, кроме того, всегда знак,… каждой культуре обозначающий свое, довольно конкретное понятие. Итак, цвет

Материал – Пространство

Материал пространства - пустота. Она же - его функция. Функция простран- ства - быть пустым. Как в изобразительном искусстве, так и в архитектуре, под словом “матери-

Материал – Образ

Образ материала состоит из его свойств-знаков, которые фиксируются в словах, в языке. Золото, железо, камень представляют из себя слово-знак,… жающее то или иное свойство - золотые руки, железное слово и т. д.

Пространство – Образ

Эта тема - наиболее важная в понимании архитектуры, как искусства. Выше уже было доказано, что архитектурное пространство - суть художественное про- … странство. То есть синоним этой темы - художественное пространство.

Семестр

4 семестр   1. 2. РД-1 Пластика дви- … 1. 2.РД-1Пластика дви-

Семестр

 

Семестр

     

Семестр

  Примечание: Если в графе “Тема, № задания” ничего не помечено, значит задание… характер. Преподаватель, если это требуется, может конкретизировать задание, выделив основ-

– Конец работы –

Используемые теги: учебно, Методическое, пространство, архитектуры0.068

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учебно – методическое пространство архитектуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ на методическом совещании
Харьковский национальный медицинский университет... Кафедра стоматологии детского возраста детской челюстно лицевой хирургии и...

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Гражданское право»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего... Ростовский государственный экономический университет РИНХ...

Для подготовки к практическим занятиям по дисциплине Безопасность жизнедеятельности методическое пособие для студентов Методические указания
высшего профессионального образования... Волгоградский государственный медицинский университет... Министерства здравоохранения и социального развития РФ...

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине Архитектура ЭВМ и вычислительных систем
Федеральное агентство по образованию... ФГОУ СПО Оскольский политехнический колледж...

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ
Кафедра биологии с курсами ботаники и экологии... УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ цикла Б1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл направления
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... образования Ростовский государственный экономический университет РИНХ...

Методические указания к курсовому проекту №1 по Архитектуре зданий Построение генплана
Методические указания... к курсовому проекту по Архитектуре зданий... Построение генплана...

УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ... ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ... ФИЗИКО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ...

Лекция: Уровни абстракции ОС. ОС с архитектурой микроядра. Виртуальные машины. Цели проектирования и разработки ОС. Генерация ОС В лекции рассматриваются следующие вопросы: методы проектирования и реализации ОС: уровни абстракции ОС; ОС с архитектурой мик
В лекции рассматриваются следующие вопросы методы проектирования и реализации... Содержание Введение Уровни абстракции ОС Операционные системы с микроядром Виртуальные машины другой распространенный подход к...

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ОБЪЕКТОВ
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ... БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ОБЪЕКТОВ Тактика и правовые основы частной охранной деятельности...

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам