Ритм в отношении к форме выступает как ее членение. Когда в членении
формы наблюдается ритм, т. е. закономерность, форма в восприятии сохраняет
свою целостность, благодаря своей организации на основеединой ритмической
закономерности. Форма выражает свое содержание также и через пластику и
ритм, как через средства формообрзования. Многоквартирный дом глядит на нас
метрическими рядами окон, так как его содержание - одинаковые квартиры. Фор-
ма церкви основана на вертикально развивающемся ритме, что также говорит о ее
содержании, ее смысле, ее направленности к небесам. Ритмы, заложенные в фор-
му скоростного автомобиля, отличаются от ритмов, организующих формы панци-
ря черепахи, при всей похожести их конфигурации. Конфигурация “черепашьей”
формы выражает идею прочности, а ритмическая организация зависит от характе-
ристикидвижения данной формы в воде.
Вархитектуре форма, сама являясь статичной, организует движение вокруг
себя, значит ритм в архитектурной форме желательно применять в местах, отно-
сящихся к движению, отнюдь, не в спальне, а в вестибюлях, гостиных, в компози-
ции входа, в горизонтальных членениях (если стоит задача передать вертикальное
движение, или, например, тектонику как движение распределения нагрузки) и т. д.
Врисунке и скульптуре конструктивные построения есть способ ритмиза-
ции формы для выявления движений и изменений направлений ее плоскостей и
масс. Замечено, что ритмизированное таким способом изображение обладает и
своей эстетической ценностью, что естественно, так как наглядно выявляет гар-
монию форм в “чистом” их виде.
1. Конструктивный рисунок улицы.
2. Конструктивный рисунок объемных форм.
Композиция: 1. Ритмическое членение формы одной и той же конфигура-
ции с передачей различных характеристик движения (быстрое, медленное и т.д.).
2. Выявление тектоники формы с помощью ритма.
3. а) объединение двух отдельных форм в единую композицию посредством
их ритмических (метрических) членений; б) обратная операция - выявление “от-
дельности” форм.
4. Задание профессора Бортновского, руководителя кафедры дизайна Буха-
рестского художественного института. Он предлагает студентам выбрать любой
цветок. Выявить в серии композиций существо построения его формы - характер
кривых контура листа, соотношение элементов, их ритмику. А затем спроектиро-
вать серию вещей, структура форм которых аналогична форме цветка [17, с. 143].
Ритм - Свет (цвет)
Цвето-тоновой ритм основан на изменении тона или цвета дискретно или
плавно, через паузы или без них. Цветовой ритм - мощное средство композиции,
хотя в первую очередь мы всегда замечаем ритм графический - изменения формы
элементов и их расположения. Тем действеннее цветовой ритм, более скрытый,
он воздействует, зачастую, сразу на подсознание. Древние зодчие, говоря о про-
порциях (а ритм, повторимся, это пропорциональный ряд), замечали, что скрытая
закономерность, пропорция, действует сильнее.
Рисунок. 1. Постановка из предметов, контрастных по тону. Найти и вы-
явить ритмические закономерности развития светлых и контрастных им (темных)
тонов.
Живопись. 1. Постановка с выраженными цветовыми ритмическими ряда-
ми, например, из предметов красных оттенков и голубых оттенков. Выявить зако-
номерность развития этих “линий”, “направлений” в натюрморте.
2. Цветовые ритмы улицы, пейзажа. Задание для выполнения на пле-
нэрной практике.
Композиция. 1. Организовать цветовую ритмическую композицию на ос-
нове модульной сетки.
Вархитектуре цветовой ритм встречается, естественно, там, где она рас-
крашивается. Как правило, здесь очень точно ритмы цветовые повторяют графи-
ческие ритмы. Вспомним легкие ритмы критских росписей. Это ощущается и в
линейных ритмах и в цветовых. Для наглядности можно сравнить их с ритмами
рококо. Та же игривость и легкость, но и в цветовых и линейных ритмах - теат-
ральная избыточность всего этого. Цветовой ритм - это сложное явление. Сюда
входит не только набор цветовых оттенков, расположенных в порядке их разви-
тия, изменения, но и способ этого изменения, развития, примененный в картине.