Ритм – Пространство

 

Ритм, являясь пропорциональным рядом, всегда организует любое про-

странство. Пропорциональное пространство, то есть пространство, построенное

на какой-либо закономерности, является всегда и ритмическим пространством,

когда речь идет о изображении движения или о самом движении. Ритм - это про-

порциональная организация движения в пространстве.

 

Рисунок. 1. Рисунок городского пейзажа. Исследование ритмических осо-

бенностей пространства улицы, ее частей и зон. Изучение степени совпадения или

контраста реального движения пешеходов и транспорта сизображением движе-

ния в архитектурных ритмах (ритмах архитектурного пространства).

2. “Пластический пейзаж”. Изобразить пластику различных объектов пей-

зажа - деревьев, травы облаков; переднего и заднего планов. Выявить общую пла-

стическую закономерность изображаемого пространства.

3. “Пластический интерьер” - те же задачи, что и в задании № 2.

Композиция. 1. Ритмическая организация пространства одинаковыми эле-

ментами, то есть за счет “игры” материалов. Продумать сценарий движения в

этом пространстве.


 


2.


Ритмическая


организация пространства


однородными


элементами, за счет различия этих элементов. Также разработать сценарий дви-

жения в организованном пространстве.

3. Открытая и замкнутая композиция. Создается за счет развития ритмиче-

ских рядов внутри организуемого пространства или их развития за пределы ком-

позиции.

4. Организация с помощью ритма центробежной и центростремительной

композиции.

5. Организация пространства двумя способами: а) с помощью метрической

модульной сетки; б) с помощью динамического пропорционирования. Исследова-

ние результатов.

6. Ритмическая организация реального пространства бытовыми предметами.

 

7. Ритмическая организация реального пространства (улицы, площади, до-

ма) с реально поставленной задачей: привлечь внимание, упорядочить, направить

движение и так далее. Клаузура по фотографии или чертежу.

8. Организовать пространство, используя ритмы конкретного произ-

ведения архитектуры (или живописи).

 

Вархитектуре организованное пространство, по определению, содержит в

себе ритмы (явно или неявно). Наиболее яркий и хрестоматийный пример ритми-

ческой организации пространства - архитектура Древней Греции. Вот что об этом

пишет А. В. Степанов: “Как бы втягивая в себя беспредельное пространство, ко-

лоннада дорического храма ограничивает его, придает ему кристаллическую яс-

ность, связывает его с ядром храма - целлой. Этим путем постигается гармония

архитектурного организма, подобная гармонии природы... Понимание греческими

философами числа глубоко психологично и связано с ощущением пространства не

только в космогоническом смысле. Четное - беспредельно, поэтому четно число

колонн на главном фасаде храма. Четный счет колонн связывает пространство

храма с беспредельным, четный ряд колонн - метрический ряд, не имеющий окон-

чания. Четное число колонн на фасаде имело функционально-психологическое

значение, так как позволяло раскрыть пространство главного входа, размещен-

ного на одной оси с вершиной треугольника фронтона и обретавшего поэтому


активную композиционную значимость.”[20, с. 48].


Сознатель-


но или бессознательно греки придавали ритму философский смысл - это вопрос

истории, но то, что ритм здесь является организующим, композиционным нача-

лом - несомненно.

Другой пример - древнерусское зодчество. Иная религия - иное отношение к

пространству - другие ритмы. Ритмы здесь развиваются в вертикальном направ-

лении, и пространство получает вертикальный вектор - оно направлено вверх к

небу, туда, где для христиан обитает Бог. Организовано пространство не статиче-

ским метром, а динамическим ритмом.

Ритмическая организация пространства - основная задачаградо-

строителя. Здесь дело не терпит упрощенного подхода, иначе можно получить “

неадекватное пространство”. Пример - проспекты новых городов. Кажется, что

пространство ритмично организовано. Но человеку здесь неуютно. Это простран-


 


ство


-


для


водителей


гоночных автомобилей


или


для


летчиков.


В


хаотичных на первый взгляд ритмах старых городов человек чувствует себя более

свободно, здесь он волен выбирать ритм своего движения, объекты своего внима-

ния. Эти сложные ритмы не утомляют. Здесь нет чужой воли, воли архитектора,

которую тот навязывает прохожему. Здесь - симфония, а там - речитатив. Ритмы

старых улиц образуются самой жизнью, многолетней притиркой формы и про-

странства, реального движения и архитектурной формы. Такие места требуют

специального изучения, и, естественно, охраны, но не как совокупности памятни-

ков архитектуры (их там может и не быть), а как исторического и архитектурного

пространства.