рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Архитектура ассирийских дворцов

Архитектура ассирийских дворцов - Лекция, раздел Архитектура, Архитектура Ассирии Дворцовое Строительство Ассирии, Занявшее После Утверждения Ее Военного Могу­...

Дворцовое строительство Ассирии, занявшее после утверждения ее военного могу­щества ведущую роль в архитектуре, неизмен­но носило характер подавляющей монумен­тальности, крепостной замкнутости (необходи­мой для защиты от народных возмущений), официального блеска и холодности.

Хотя столицей по-прежнему считался Ашшур, но резиденцией царей IX-VIII вв. до н. э. ча­ще всего были Кальху, Ниневия или Дур-Шаррукин. Так, в IX в. до н. э. резиденцией становит­ся Кальху (современный Нимруд), где сохра­нились остатки роскошного дворца. Раскопан­ная часть представляет собой ряд вытянутых прямоугольных помещений вокруг централь­ного двора. Великолепный царский дворец Ашшурназирпала II в Нимруде (Калахе) вместе с зиккуратом и главными храмами занимал акрополь – частично естественное, частич­но искусственное возвышение в северо-за­падном углу городских стен, образуя как бы крепость в крепости. Отделанный внутри драгоценными породами дерева, медью, зо­лотом и резной слоновой костью, дворец Ашшурназирпала II был поистине прекра­сен. Его кирпичные оштукатуренные стены украшали красочные росписи и вертикаль­но стоящие каменные плиты с рельефными изображениями и надписями.

План дворца прост, помещения расположены почти симметрично; однако ан­филады отсутствуют, так как все двери сме­щены с осей. Дворец обходила длинная гале­рея, с торцовой стороны выходившая на плат­форму из нескольких ступеней.

Во дворце в Кальху мы уже встречаемся со столь харак­терными для ассирийской архитектуры скульптурными украшениями в виде плит с рельефами крылатых быков (рис. 6.12) и львов с чело­веческими головами.

 

 

 

Рис. 6.12. Быки шеду и статуи львов из дворца Ашшурназирпала II в Нимруде (IX в. до н. э.)

 

Благодаря одной из них, от 879 года до н. э., мы узна­ем, что в многодневном пиршестве по случаю открытия нового дворца принимали участие 69 574 человека. «Счастливый люд всех стран вместе с жителями Калаха, – горделиво восклицает владыка Ассирии, – в течение 10 дней я кормил, поил, ублажал и воздал ему честь, а потом отослал всех на­зад, в их земли в мире и радости..». В 1949 году английская экспедиция во главе с профессором М. Мэллоуном приступила к исследованиям центральной части городища. Был целиком раскопан весь комплекс дворца Ашшурназирпала II и составлен его точный план. Выяснилось, что дворец занимал площадь 2,4 гектара и делился на три части: административные помещения (ряд комнат вокруг большого внутреннего двора), церемониальный участок с великолепный приемным залом и тронной комнатой; наконец, жилое крыло, включавшее личный апартаменты царя, гарем, кладовые и туалетные комнаты.

К числу наиболее сенсационных находок Мэллоуна относится коллекция тонких резных пластин из слоновой кости с позолотой и инкрустациями, которыми некогда покрывали мебель и украшали колонны и стены царского дворца.На территории древнего города ведут сейчас интенсивные исследовательские и реставрационные работы иракские архео­логи. Частично отреставрирован дворец Ашшурназирпала II. Обнаружено много новых рельефов, надписей и скульптур крылатых быков и крылатых львов, ванные комнаты со сложной системой водостоков (рис. 6.13).

 

 

 

Рис. 6.13. Тронный зал дворца Ашшурназирпала II в Нимруде (Калахе). Реконструкция О. Лейарда

 

Тогда же был проложен специальный ка­нал – Патти-хе-галли (Поток изобилия) – из реки Большой Заб прямо в город, чтобы еще больше укрепить его и напоить водой окружающую равнину. Покровителем Калаха-Нимруда стал бог-воитель Нинурта, в честь которого строители поспешили построить самый пышный храм. В Месопотамии стены дворцов и храмов возводились из сырцового (реже – обожженного) кирпича. Камень употреблялся только для фундаментов, для внутренней облицовки стен и для изготовления статуй богов и царей. Точно таким же образом по­ступил Ашшурназирпал II и в Нимруде. С гор на плотах по реке привезли вроде бы немало камня, но весь он ушел на скульп­турные фигуры и барельефы, украшавшие дворец и подходы к нему. Вокруг этого дворцово-храмового цент­ра, обнесенного высокой глинобитной сте­ной с башнями и обитыми медью ворота­ми, теснились дома горожан. Превращение Калаха из захудалого поселка в пышную столицу привлекло сюда самый разнооб­разный люд. Город славился своими база­рами. Приезжие и местные купцы торговали здесь разнообразными товарами и ску­пали ассирийскую военную добычу.

Сын Ашшурназирпала II Салманасар III (859-825 гг. до н. э.) продолжал укреплять и украшать столицу. Неподалеку от старого он выстро­ил собственный дворец, использовав для этого часть материалов и украшений из об­ветшавшего отцовского жилища. Англичане раскопали часть этого дворца, где обнаружили остатки кладовых и арсенал. Однако в VIII-VII веках до н. э. Нимруд постепенно теря­ет свое главенствующее значение. Столица государства переносится в Ниневию. Но окончательный удар городу наносится вра­жескими армиями Мидии и Вавилона, разгромившими в 612 году до н. э. все основ­ные центры Ассирии. Не избежал этой уча­сти и Нимруд. Он был ограблен, сожжен дотла и вскоре превратился в беспорядоч­ное нагромождение мусора, земли и кир­пича. Жизнь сюда так и не вернулась.

 

Особое место в архитектуре Ассирии занимает дворец Саргона II в Дур-Шаррукине (712-707 гг. до н. э.).

Саргон II (722-705 гг. до н. э.), вошедший на престол в результате переворота, после блестящих военных успехов искал все же безопасности во вновь основываемой им столице-крепости Дур-Шаррукине (в переводе «крепость Саргона», ныне Хорсабад). Одновременно с постройкой царского дворца был разбит и начат постройкой новый город в виде почти правиль­ного квадрата (1780×1685 м), выросший в течение четырех лет (рис. 6.14).

 

 

 

 

Рис. 6.14. Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. Реконструкция

 

Прежде всего, была сооружена из сырца тер­раса и крепостная стена города и дворца. Дво­рец частично выдавался за пределы квадрата, так что крепостная стена обходила его с трех сторон. Нижняя часть стены была облицована огромными блоками камня, прекрасно отесан­ными и уложенными попеременно ложками и тычками для лучшей связи с сырцовым ядром стены. Особенно тщательно были укреплены углы. Общая высота стены составляла 18 метров. У противоположного, юго-западного угла горо­да находилась вторая высокая терраса с цита­делью, внутри которой стояли храм бога Набу и малый дворец, принадлежавший, очевидно, приближенным царя. Помещения этого дворца отличаются великолепной внутренней отделкой, стены их расписаны фресками; он был обору­дован ванными комнатами и уборными.

Дворецстоял на огромном глиняном массиве платформы (1350524 м3), пронизанном целой системой дренажных труб и вентиляционных колодцев. На платформу вели из города мону­ментальные пандусы для въезда колесниц. Главный вход был обрамлен двумя мощными башнями и украшен внизу фигурами крыла­тых быков. Проход был перекрыт ар­кой, сложенной из трех рядов кирпича-сырца и облицованной снаружи ярко раскрашенными поливными плитками; пролет ее составляет 4,3 м при высоте замка 6,46 м. Через этот глав­ный вход и два меньших боковых можно было проникнуть на огромный квадратный, богато украшенный двор, занимавший почти целый гектар и служивший центральным ядром все­го дворца (рис. 6.15-а).

 

a б

 

Рис. 6.15. a – план дворца Саргона II в Дур-Шаррукине;

б – рельеф во дворце – Саргон II (справа) и его сын Синахериб (слева)

 

Дворец как бы вписан в город, выходя на него южным фасадом. Широкая городская стена с бойницами, высотой вровень с террасой, подходила с двух сторон ко дворцу. Часть дворца, где находились жилые помещения, выступала огромным бастионом за пределы городской стены. С этой стороны отлично укрепленный дворец был защищен крутым обрывом холма. Из царских покоев открывался отличный вид на реку – один из притоков Тигра, и на холмистые степные просторы.

Дворцовый комплекс включал более 200 различных помеще­ний и 30 открытых дворов. Расположение по­мещений почти всегда асимметрично, форма и размеры разнообразны; установить их назначение затруднительно, но они распадаются на от­четливо различимые группы. Прямо против входа у противоположной стороны двора находятся покои самого царя, за которыми лежит строго симметрично распланированная группа парадных, официальных помещений. Оси двух анфилад залов перекрещиваются на централь­ном дворе этой группы. Справа от главного входа к квадратному двору примыкали слу­жебные помещения, а слева была расположена группа одинаково скомпонованных храмов. По­зади этой группы возвышался семиярусный зиккурат более 40 м высотой, с пандусом, об­ходившим его по спирали. Отдельно от осталь­ных помещений дворца стоял летний дворец-па­вильон типа «бит-хилани». Парадные залы бы­ли роскошно убраны. Нижнюю часть стены украшали алебастровые плиты с рельефами, выше стены были расписаны фресками, до сих пор сохраняющими свои яркие краски.

Во дворец вели два входа. Один находился в глубине обширного двора, на который выходили царские покои, другой – по фасаду дворца, обращенного к городу, с широким центральным проездом, предназначенным для царя, и двумя боковыми. Шесть крылатых шеду охраняли центральный проезд, по два меньших размеров – боковые входы. Кроме того, фасад был украшен еще в той и другой стороны двумя гигантскими фигурами мифического царя Гильгамеша и его друга Энкиду (рис. 6.16).

 

 

 

Рис. 6.16. а – крылатый бык шеду; б – рельеф с изображением Гильгамеша во дворце Саргона II в Дур-Шаррукине

 

Поток посетителей (воинов, чиновников, слуг, рабов) вливался через боковые входы. Общая площадь дворца – 9373 м2. Впечатление величественности усиливалось еще и тем, что высокие входные врата закруглялись аркой. Эта система арок и сводов отмечена и в других частях дворца. Плоские перекрытия дворца покоились на кедровых балках, опиравшихся на сырцовые стены сравнительно узких залов. Там, где временно перекрывали открытый двор, пользовались знаменитыми тканями финикийских мастеров.

 

Рис. 6.17. Реконструкции пальмовидных колонн во дворце Саргона II в Дур-Шаррукине

Жилая часть имела 10 дворов и более 60 помещений и переходов. Здесь сохранились наиболее обширные и великолепные залы. Центром приема был двор в 976 м2, из которого восемь дверей вели во внутренние помещения. Крылатые быки стерегли четыре главных двери. Все проходы были сводчатые, украшены рельефами из глазурованных кирпичей. Низ стен также был облицован рельефами. Здесь Саргон II принимал сотни посетителей.

В этой же части дворца находились царский гарем и покои наследника. Вдоль стен большого двора с одной стороны были расположены небольшие кладовые для хранения меди, железа, глазурованных кирпичей. С другой стороны находились кухни, пекарни, конюшни, помещения для колесниц.

Налево от входа в большой двор находилась часть дворца, полностью изолированная от других помещений, с небольшим числом ходов и богатым убранством. Это был комплекс из шести святилищ.

Низ стены центрального двора этого комплекса был облицован глазурованным кирпичом. По синему фону были даны изображения плуга, быка, смоковницы с зелеными листьями и желтыми плодами – символа плодородия. Высокие деревянные древки, окованные металлом, на вершинах которых красовались пальмовые листья из позолоченной бронзы, стояли около дверей (рис. 6.17).

В некоторых частях дворца были использованы в качестве несущих опор деревянные колонны с каменными базами. В украшениях очень распространены голубые изразцовые кирпичи, по которым рассеяны белые розетки с желтой серединкой, напоминающие цветные «гвозди» некоторых архаических храмов.

Техника строительных работ во дворце вез­де на очень высоком уровне. Так, например, вымостка дворов и полы залов сделаны в не­сколько слоев, с верхним настилом из керами­ческих или каменных плит, украшенных узор­ным орнаментом или надписями. Штукатурка из смеси извести и гипса наносилась лопатка­ми и тщательно затиралась. Обычно слой ее не превышает 3-4 мм. Необыкновенно тщатель­но уложены пороги и плиты во многих двер­ных проемах. Сохранились на своих местах выдолбленные из базальта подпятники, на ко­торых вращались двери. Сами двери были сде­ланы из кипарисового дерева и обиты бронзой. Конструкция перекрытий в больших залах, видимо, была балочной. В одной из надписей Саргон говорит: «Я соорудил мощные стены, балки из больших стволов кедра положил я по­верх». В развалинах дворца найдены также большие куски сводчатых кирпичных пере­крытий, которыми, однако, перекрывались лишь помещения небольшого пролета. Реконструк­ция изображает дворец без сада, но это непра­вильно. Саргон определенно указывает в своей надписи: «Я создал рядом с ним (дворцом) большой парк, подобие гор Амана, в котором были насаждены всевозможные растения из ра­стительности Хеттской страны и всякие плоды гор».

Дворец Саргона II являлся одной из величественнейших построек Ассирии. Монументальность архитектурного ансамбля сочеталась с умелыми приемами озеленения террас. Зиккурат примыкал к комплексу святилищ не непосредственно, а на некотором расстоянии. Пространство это не имело следов застройки и, очевидно, было засажено деревьями.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Архитектура Ассирии

Лекция... Архитектура Ассирии Особенности градостроительства...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Архитектура ассирийских дворцов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архитектура Ассирии
План лекции:     1. Особенности градостроительства Ассирии (структура военного лагеря, планировки Ашшура и Дур-Шаррукина) 2. Фортификационное ис

Архитектура культовых сооружений. Храмы и зиккураты Ассирии
  Строительство культовых сооружений в Ассирии, в отличие от Египта или стран Двуречья, не получило широкого развития. Отличительной особенностью храмов Ассирии было асимметричное реш

Дворец Синахериба в Ниневии
  В последний и наиболее блестящий век су­ществования Ассирии столицей вновь стала древняя Ниневия (VII в. до н. э.). Название Ниневия встречается в клинописных текст

Особенности монументально-декоративного искусства Ассирии
  Декоративное искусство Ассирии знаменито своими изразцами, рельефными панно (ортостатами) и круглой скульптурой. Рассмотрим их по порядку. Изразцы – глазурова

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги