Вячеслав Мещеряков
Тренинг мозга
Действенный метод трансформации сознания
1 От издателя
Издательство «ДИЛЯ», М.-СПб., 2005
От автора 2
От автора
В мироздании вряд ли существует более сложный и более загадочный объект, чем человеческий мозг. Он, являясь главным инструментом обеспечения жизнедеятельности человека, как вида и как индивидуального существа, одновременно ответ- ственен за познание мира и, как следствие этого процесса, создание именно такой общечеловеческой культуры, в какой мы сегодня пребываем. И он же ответственен за то, что часть результатов его собственной, то есть психической деятельности, причём очень важных как для повседневной жизни человека, так и с точки зрения развития цивилизации, оказывается за порогом сознательного восприятия их людьми.
Этот факт не мог не стать предметом повышенного интереса и размышлений человека на протяжении многих веков. И это же противоречивое свойство мозга явилось толчком для возникновения религиозных представлений и многочисленных вероучений, а также таких феноменов, как мистицизм, оккультизм, эзотерическая субкультура и пр. Можно уверенно предсказывать, что когда-нибудь эта загадочная особенность работы мозга выйдет из тени научного познания природы, пере- станет быть объектом фантастических спекуляций и превра- тится в предмет академических исследований. Так обязательно случится – ведь человек не враг самому себе.
А пока… давайте сделаем шаг к знакомству со странными результатами работы нашего «серого сокровища» и с наиболее серьёзными интерпретациями и объяснениями, даваемыми им людьми на протяжении последних трёх тысяч лет.
3 От автора
Большинству людей известны три основные формы психиче-
ского состояния человека — бодрствование, быстрый сон со снови-
дениями и глубокий, или медленный, сон. Однако существует ещё
одна, наименее исследованная и оттого самая таинственная,
четвёртая форма состояния психики. Называют ее по-разному.
Иногда, по аналогии с медленным сном, с которым ее роднит присут-
ствие в электрофизической активности мозга низкочастотной дельта-
составляющей, характерной также и для маленьких детей, —
медленным бодрствованием. Но чаще — мало что объясняющим
словосочетанием «мистический экстаз», подразумевая при этом зага-
дочную, неоднородную область психики, находящуюся за рамками
известных трёх состояний.
Это очень странное, с точки зрения обыденного сознания, состо-
яние. Пребывая в нём, человек резко расширяет свои индивиду-
альные чувственные представления о мире. Его сознание более тесно
взаимодействует с бессознательным содержанием психики. Его мозг
приобретает способность оказывать непосредственное физическое
воздействие на окружающую среду. Мир становится для такого
человека более податливым, как бы приобретая дополнительные
пластические свойства видоизменяться в соответствии с его волей и
желаниями.
Человеческая культура ещё не выработала общеупотребительные
термины и понятия, адекватно описывающие мировосприятие
человека с таким сознанием и результаты пребывания в нём, выяв-
ляющиеся в остальной части жизни. Поэтому некоторым читателям
язык, стиль и форма этой книги, повествующей о начальных путях и
способах достижения особого состояния психики и возможностях,
открывающихся перед человеком в этом случае, могут показаться
необычными. Наверное, и автор не всегда внятно смог выразить
свою мысль в словах, доступных пониманию большинству людей.
Вывод отсюда только один: нам всем необходимо новое мышление,
От автора 4
достойное сияющих вершин такого далёкого и вместе с тем
доступного каждому нового состояния психики, о котором люди
знали издавна, но которого на протяжении всей человеческой
истории достигали лишь избранные.
В книге осуществлена попытка найти самый общий подход к
совокупности природных явлений и человеческих представлений,
которые, на первый взгляд, выглядят независимыми друг от друга
или даже противоречивыми, взаимоисключающими. Это
таинственные явления человеческой психики и многочисленные
явления природы, не укладывающиеся в рамки современной научной
доктрины о мире, представления о существовании некоего скрытого
от человека мира, проявляющего разумные свойства и определя-
ющего окружающую физическую природу. Это — представления о
мире и месте человека в нём, лежащие в основе всех сколько-нибудь
серьёзных вероучений и религий.
Такой подход, по глубокому убеждению автора, существует. В
краткой форме он может быть выражен следующим тезисом:
«Глубинной основой материальной природы является «иной мир», с
которым человек может осуществлять взаимодействие, и посред-
ством которого может оказывать физическое воздействие на окру-
жающую природную среду». В рамках такой концепции загадочные
явления и религиозные представления предстают двумя сторонами
единого целого и впервые получают рациональную интерпретацию.
Остается добавить, что взаимодействие с «иным миром» человек
осуществляет, находясь как раз в том особом состоянии психики, о
котором говорилось выше. Вхождение в это четвертое состояние и
пребывание в нем, хотя бы периодическое и краткосрочное, преоб-
ражает жизнь человека. И любой человек имеет право на такую
жизнь и способен освоить методы, ведущие к ней.
5 Введение
Введение
Еще в незапамятные времена своего существования на Земле
человек столкнулся с частью Природы, не воспринимаемой органами
чувств. Она представлялась не менее реальной, чем окружающий
мир, воздействующий на органы восприятия, так как человек мог
установить с ней особое двухстороннее взаимодействие. В свою
очередь, результаты такого общения могли быть переведены на
понятный человеку язык, то есть восприняты обычными органами
чувств. Сегодня эту таинственную часть Природы мы называем
«иным миром».
Подобное представление об устройстве мироздания издавна
принято называть религиозностью, что восходит к латинскому
«соединять с…», «соединение с …». Не будет лишним напомнить,
что термин «религия», то есть вероучение, ведёт своё происхождение
от другого латинского корня, означающего «особо почитать».На то,
что близкие по звучанию слова выражают различные по смыслу
понятия, что часто является источником путаницы и разных недора-
зумений, указывал ещё за несколько десятилетий до рождения
Иисуса Христа известный древнеримский общественный деятель
Цицерон. Еще раньше в культурах Восточного Средиземноморья
такие знания называли мудростью. В восточных цивилизациях те же
представления, дополненные практическими методами взаимодей-
ствия с «иным миром», вот уже более трех тысяч лет определяют
словом «йога», что в переводе с санскрита также означает
«соединять, соединение».
Человек приходит к логическому выводу о существования
«иного мира» в результате собственного жизненного опыта. Анали-
зируя и обобщая факты, не укладывающиеся в рамки привычных
представлений, он убеждается в реальности взаимодействия с окру-
жающим миром без какого либо физического посредника, будь то
Введение 6
руки человека или созданные им орудия труда, устройства и
приборы. Человечество накопило огромное количество свидетельств
такого способа получения сведений об окружающем мире или взаи-
модействия с ним. И все они подчеркивают отсутствие очевидных
причинно-следственных связей таких явлений с окружающим
человека физическим миром.
В реальности «иного мира» человека больше всего убеждает
существование обратной связи, реального отклика неведомых сил на
его призывы и обращения, желания и просьбы.
Когда несчастный калека молит мощи святого вернуть ему
здоровье и получает желаемое — это становится неоспоримым
фактом адекватного, «разумного» ответа «иного мира» и ложится в
основу религиозности.
Когда колдун где-нибудь в Северной Америке или Китае при
большом стечении народа проводит ритуал вызова дождя и тот
действительно начинается после многомесячной засухи — то в
современной цивилизации это называется религиозным общением с
«иным миром».
Материализация человекоподобных структур, которую произ-
водит находящийся в трансовом состоянии медиум, воздействие
экстрасенса по указанию ученого-экспериментатора на различные
физические приборы «усилием воли» — это тот же самый религи-
озный опыт.
Но и в том случае, когда человек с изумлением обнаруживает в
собственном доме неизвестно откуда взявшиеся лужи воды, или
вдруг выскользнувшая из рук чашка внезапно повисает в десяти
сантиметрах от пола, или приснившийся накануне сон сегодня в
точности исполняется, — это также является приобретением религи-
озного опыта, только спонтанного, неожиданного для человека.
7 Введение
Еще раз подчеркнем, что осознание человеком реальности
«иного мира» — это вопрос не веры, но вопрос личного знания или
доверия к знаниям и опыту других людей.
Человек давно понял, что он может взаимодействовать с «иным
миром» и посредством него воздействовать на физическую природу.
Способности к таким необычным видам деятельности являются
сверхвозможностями человека. Все те события, явления и объекты,
которые производятся посредством сверхвозможностей, получили
название сверхъестественных. Вообще, приставка «сверх» будет
использоваться нами в качестве обозначения принадлежности к
«иному миру».
Величайшим открытием в истории человечества стало обнару-
жение того факта, что человек может пробудить спящие в нем до
поры до времени сверхвозможности, научиться ими пользоваться, и
поставить с их помощью себе на службу таинственные и могуще-
ственные силы «иного мира». Человек, в полной мере освоивший
собственные сверхвозможности, становится Сверхчеловеком.
Эти фундаментальные знания не должны быть заслонены от нас
многочисленными и разнообразными спекулятивными представле-
ниями и интерпретациями, рождающимися в умах людей по поводу
природы «иного мира», механизмов его влияния на мир физический
или способов взаимодействия с ним человека. Такие представления
— не более чем умозрительные человеческие измышления, не
имеющие под собой ни эмпирической основы, ни опытного подтвер-
ждения. Они вторичны по отношению к знаниям о реальном суще-
ствовании «иного мира». В качестве опоры для обитания в людских
умах эти спекулятивные гипотезы эксплуатируют такой неотъем-
лемый элемент человеческого сознания, как вера. Подобная вера в
истинность конкретной гипотезы об устройстве и функциониро-
вании «иного мира» стала основой возникновения многочисленных
религий и вероучений.
Введение 8
В рамках этих иррациональных представлений в различных
культурах и субкультурах «иной мир» называют Божественным,
Духовным, Тонким, Потусторонним, Непроявленным, а также Абсо-
лютом, Мировым Разумом и т. д.
Мы будем придерживаться материалистической концепции
«иного мира». Это — наиболее простой и доступный пониманию
большинства людей взгляд на его природу и принципы взаимодей-
ствия с физическим миром и человеком. Только такая концепция
обладает важнейшими свойствами, отличающими ее от заурядного
словоблудия, в котором, как в трясине, почти утонул могуще-
ственный в других случаях «иной мир». Во-первых, она может быть
подвергнута экспериментальной проверке. Во-вторых, только она
способна рационально объяснить происхождение и механизм много-
численных сверхъестественных явлений. Наконец, она обладает
эвристической ценностью, то есть с ее помощью можно будет пред-
сказывать новые явления, развивать и дополнять человеческие
знания о Вселенной в целом.
Однако всегда надо помнить, что наличие той или иной гипотезы
об устройстве «иного мира», ее принятие или отторжение человеком,
является второстепенным фактором с точки зрения освоения им
методов взаимодействия с таинственной частью природы. Человеку,
придерживающемуся любых, даже самых экзотических взглядов на
«иной мир», научиться взаимодействовать с ним это не помешает.
При условии, конечно, что он будет неукоснительно следовать
нашим простым инструкциям.
То, что приобретение человеком способности к взаимодействию
с «иным миром» и посредством этого — физическому воздействию
на окружающую природу, происходит с помощью мозга, люди
поняли еще в седой древности.
9 Введение
«Гомо сапиенс» с момента своего появления на планете обладал
ресурсами, позволяющими ему знать и уметь гораздо больше того,
что он реально использует в своей повседневной практической
деятельности. Эти ресурсы, заложенные в мозге, будучи освоенными
и вовлеченными в жизнь каждого человека, наделяют его дополни-
тельными возможностями, о которых можно только мечтать.
Разбудить скрытые ресурсы мозга каждый человек может с помощью
довольно простого психофизического процесса — целенаправленной
периодической тренировки внимания. Мозг — это дверь в «иной
мир», функция внимания — ключ к этой двери.
Приобретение сверхвозможностей — продолжительный по
времени процесс изменения привычных режимов функционирования
мозга. Способности и свойства сверхчеловека проявляются посте-
пенно, по мере освоения приемов управления собственным созна-
нием. Они сродни физической силе — постепенно возрастают от
тренировки к тренировке.
Предлагаемая читателю тренировочная система закладывает
фундамент будущих сверхвозможностей. Она позволяет достичь
важной промежуточной цели — особого состояния психики, в
котором только и возможно управляемое использование сверхре-
сурсов мозга. Практическое освоение сверхвозможностей при
умении быстро и в любом месте переводить мозг в особый режим
работы — это другая тема.
Собственно процесс тренировки мозговой функции, даже на
предварительной стадии, до освоения особого состояния психики,
является чрезвычайно благоприятным для большинства людей. Еще
не приобретя сверхчеловеческих свойств и качеств, тренирующийся
человек постепенно становится другим. Усиление функциониро-
вания сложнейшего мозгового аппарата внимания помогает
центральной нервной системе лучше управлять органами и
системами тела. Это хороший способ профилактики и лечения
Введение 10
большинства психосоматических заболеваний. Сегодня в медицине
уже широко используются новые, с использованием биологической
обратной связи, методы профилактики и лечения таких сложных
заболеваний, как синдром дефицита внимания, которым страдают до
пятнадцати процентов детей и еще больше взрослых, паркинсонизм,
старческое слабоумие, алкоголизм и наркомания и многих других. И
хотя медики и физиологи пока еще не догадываются, что в основе
этих методов лежит тренировка функции внимания, подобное поло-
жение вещей — дело временное и сути не меняющее.
Пожалуй, нет более эффективного метода положительного
воздействия на психику человека, чем тренинг мозга. Дело в том, что
в процессе тренировки внимания гасятся отрицательные эмоции и
переживания и в психике начинают преобладать положительные
ощущения радости и удовольствия. Одновременно это — прекрасное
лекарство и защита от нервного стресса.
Кроме того, тренировка внимания является мощным и, по-
видимому, единственным психофизическим средством воздействия
на мозг, при котором резко возрастают творческие способности. Это
связано с вовлечением в сознательную деятельность творческих
ресурсов человеческого подсознания.
Как видите, путь к сверхвозможностям усыпан отнюдь не
шипами, а полезными приобретениями, делающими человека
здоровее, добрее, более активным творчески, а значит более счаст-
ливым. Этой дорогой в последние три тысячи лет прошли многие
тысячи людей. Подавляющее большинство из них по соображениям
экономии времени, либо из-за нежелания отвлекаться от главной
цели, либо под влиянием религиозных запретов не ставили перед
собой задачи в полной степени стать сверхчеловеком. Их больше
привлекало достижение личного бессмертия или слияние с Богом.
11 Введение
Поэтому физический мир для них превращался в захолустный полу-
станок, временную остановку «по техническим причинам», прино-
сящую лишь страдание, боль и разочарование.
Если же вы хотите, чтобы ваша земная жизнь стала хоть немного
счастливее, а окружающий мир по отношению к вам — доброжела-
тельнее, прочитайте эту книгу.
Часть первая Сверхвозможности человека 12
Часть первая Сверхвозможности человека
Глава 1
Свободу и счастье — насилием и обманом?
Освобождение человека от смерти после смерти его тела, обеспе-
чение ему или его индивидуальной сущности, например, душе,
вечной жизни, проповедуют все без исключения религиозные
учения. В этом основатели религий видят свое призвание и предна-
значение их доктрины. Свободное и счастливое существование
человек, по мысли последователей вероучений, приобретает только в
«ином мире», то бишь «божественном», после смерти в мире физи-
ческой природы.
Большинство людей скептически относится к такому варианту
своей жизни, как единственной и главной ее цели. История развития
человечества показывает, что в качестве непосредственного мотива
деятельности человека столь отдаленная цель, как обретение
бессмертия в «ином мире», «срабатывает» только в небольшой
23 Часть первая Сверхвозможности человека
группе увлеченных идеей людей. Тогда приверженцы религиозного
учения с целью расширения его влияния начинают использовать
целый арсенал «запрещенных приемов».
Здесь и создание фантастических «страшилок» типа «все сгорят
в адском пламени, кроме последователей нашего учения», и периоди-
ческие объявления о скором наступлении «конца света», всеобщей
гибели человечества, от которой спасутся, опять же, только «наши
праведники». Мощнейшим средством давления на людей с целью
распространения религии является использование государством
религиозного учения в собственных политических целях. В арсенале
такого воздействия на людей, конечно же, есть и насилие в его
различных проявлениях: от физического уничтожения идейных
противников до принудительного обращения целых народов в свою
веру — так называемого миссионерства.
Эти «запрещенные приемы» обязательно входят в вопиющее
противоречие с высокими нравственно-этическими нормами, перво-
начально заявленными в вероучении. Но, как часто говорится в сати-
рических памфлетах, «чтобы осчастливить человека будущей вечной
жизнью в раю — все средства хороши».
«Мы сделаем вас счастливыми, даже если вы этого не хотите», —
таковы неприглядные реалии человеческой истории. Они явились
реакцией на тот факт, что большинству людей, чтобы в полной мере
следовать вероучению, недостаточно тех мотивов и стимулов,
которые предлагает им религиозная организация. Однако религи-
озные институты не одиноки в своих предложениях «свободы и
счастья», хотя бы и в потустороннем мире.
На поиск и создание возможностей для свободного и счастливого
существования или хотя бы частичного улучшения жизни людей, но
ещё в материальном мире, направлены усилия всех серьезных соци-
ально-экономических доктрин и созданных на их основе полити-
ческих партий. Наиболее радикальным способом, посредством
Глава 1 Что человеку нужно и как этого достигнуть 24
полного переустройства общества, предлагает решать вопросы обре-
тения счастья еще при земной жизни человека коммунистическое
учение.
Глава 2
Глава 3
По способу вызова галлюцинаций можно подразделить на три типа.
Глава 5
Созерцание — звезда пленительного счастья
Центральная идея Вед — обретение человеком бессмертия. Это
главная цель его существования на земле, главное его желание.
Осуществимо оно только посредством внутреннего труда по пере-
устройству собственного сознания. И, как следствие такой работы, в
условиях совершенно новых взаимоотношений человека с физи-
ческим миром, а также обществом. Конечно же, необходимо также
обладать знаниями о сути и содержании бессмертия и конкретных
методах его достижения.
Идея бессмертия в Ведах сформулирована несколько иначе, чем
это принято в западной культуре, в частности, христианстве.
Древнеарийское бессмертие понимается как обретение способности
избежать череды вечных циклов «рождение — смерть», являющихся
характерным свойством всего живого на земле. Человек волей
природы вовлечен в круговорот периодических посмертных перево-
площений — сансару. После смерти — очередное рождение в физи-
ческом мире. Но жизнь для человека — не подарок судьбы: это
очередная порция страданий, несчастий и переживаний.
153 Часть первая Сверхвозможности человека
Примерно такие же представления о вечном круге перевопло-
щений у древних греков назывались метемпсихозом, а еще позже в
западной культуре обозначались латинским термином «реинкар-
нация».
Для того чтобы избежать сансары человеку нужно достичь
состояния тождественности, слияния своего разума или индивиду-
альной души — атманас первичной вселенской субстанцией, из
которой возник физический мир и сам человек. Полное отожде-
ствление с этой субстанцией обеспечивает сущности человека вечное
пребывание в «ином мире», без возврата в ненавистную матери-
альную природу.
Какой первый шаг должен сделать человек, чтобы встать на путь
бессмертия? Как заставить «иной мир» исполнять свои желания? В
древнейшей в Ведах Чхандогья-упанишаде есть следующие
указания: «Тот, кто почитает созерцание как Брахмана (Высший
разум, первичную субстанцию) может действовать по своему
желанию в пределах того, что созерцание объемлет»
В этой упанишаде, созданной более трех тысячелетий тому
назад, мы впервые встречаем очень важное понятие — созерцание.
Оно тождественно «особому состоянию психики» и является
центральным звеном всей практической деятельности человека по
управлению собственным сознанием.
Созерцание не только обеспечивает проникновение человека в
«иной мир», но и способствует его могуществу в нашем, матери-
альном мире: «…Те из людей, кто достигает величия в этом мире,
причастны созерцанию. Мелкие люди вздорны, злоречивы и злобны.
Могущественные же причастны созерцанию».
Через несколько сотен лет после создания Чхандогья-упанишады
в Катха-упанишаде, примыкающей к Яджурведе (Веде жертвоприно-
шений), о сансаре и созерцании рассказывается словами бога смерти
Ямы. К нему отцом-брахманом в качестве жертвы отправлен сын.
Глава 5 Как творятся чудеса 154
Здесь можно вспомнить параллельную ветхозаветную легенду о
попытке патриарха иудеев, христиан и мусульман Авраама принести
в жертву Богу своего сына Исаака.
«То, что за пределами этого (физического) мира, неясно только
глупцу, беззаботному, обманутому блеском богатства, думающему:
«Есть лишь этот мир, нет другого», — и он непременно подпадет
под мою власть, власть бога смерти.
…Другой мир мудрец постигает созерцанием самого себя и
подавляет радость и печаль, то есть свои земные чувства.
…Тот, кто лишен спокойствия и сосредоточенности, тот, чья
мысль неспокойна, не сможет постичь иной мир своим разумом, не
сможет достигнуть его и вернется в сансару».
Обратим внимание на то, как четко в этом тексте сформули-
рованы требования к сознанию или разуму, необходимые для дости-
жения «иного мира». Прежде всего — это созерцание. Что же это за
состояние?
Наше обыденное сознание услужливо подсказывает, что созер-
цание — это некий процесс «наблюдения» чего-либо. В контексте
Катхи-упанишады в этом случае получается, что достижение «иного
мира» тождественно с наблюдением самого себя. То есть, как говорят
современные психологи, с рефлексией как свойством развитого
сознания. «Иной мир», обеспечивающий бессмертие и сверхвозмож-
ности, представляется с этой точки зрения только внутренним миром
человека. Так ли это? Действительно ли древние индоарийцы
использовали термин «созерцание» в смысле «пассивного наблю-
дения обыденным сознанием»? Нет, это не так. В Ведах «созер-
цание» впервые выступает в качестве особого, но вполне
определенного состояния психики. Причем оно имеет отношение
не только и не столько к познанию внешнего мира или «самого
155 Часть первая Сверхвозможности человека
себя», но является состоянием, в котором сознание только и может
осуществлять взаимодействие с «иным миром», вплоть до оказания
через него физического воздействия на материальную природу.
Созерцание так же сильно отличается от обыденного состояния
сознания, как наш окружающий мир от мира элементарных частиц,
подчиняющихся квантовым законам. Поэтому некорректными
выглядят попытки современных философов, особенно марксистско-
ленинского толка, критиковать «созерцание как пассивное наблю-
дение». Такое наблюдение можно отнести только к обыденному
сознанию, в то время как в Ведах «созерцание» равнозначно
«особому состоянию психики».
Многих людей, интересующихся восточной культурой, в том
числе и профессиональных исследователей, сбивает с толку и вводит
в заблуждение некорректный перевод на европейские языки термина
«дхьяна». Этот санскритский термин на русский язык совершенно
справедливо грамотными востоковедами переводится и трактуется
как «созерцание». В то же время, несколько столетий назад на
английский язык он был ошибочно переведен латинским термином
«медитация», что означает «размышление». Затем эта оплошность
первых переводчиков размножилась и глубоко укоренилась в других
европейских языках. На нее можно было бы не обращать внимания,
если бы она не искажала до неузнаваемости смысл древних методов
управления сознанием. Ведическое созерцание-дхьянана самом
деле обозначает состояние, прямо противоположное медитации-
размышлению. А именно, такое состояние психики, в котором в
принципе отсутствует размышление как таковое, то есть активная
мыслительная деятельность, присущая обыденному сознанию. В
многочисленных восточных философских и духовных учениях
издавна укоренилось ведическое понимание сути и содержания
дхьяны как созерцания. Например, в Китай дхьяна вместе с
Глава 5 Как творятся чудеса 156
буддизмом попала как чань, а в Японию — как дзэн. Эти
древнейшие представления ничего общего с европейской «меди-
тацией» не имеют!
В качестве примера поразительного непонимания основ
духовной деятельности человека приведем цитату из текста для
«медитационного сеанса», опубликованного одним из множества
западных «специалистов по медитации»: «Представьте или
создайте внешнюю окружающую среду в своем сознании, она
должна быть приятной. Это могут быть горы, равнины или побе-
режье. Вы должны это отчетливо видеть. Прогуляйтесь мысленно
по этой местности. Тщательно обследуйте эту местность,
используя все свои чувства. Вы должны увидеть цвета, формы,
почувствовать их на ощупь, услышать звуки, ощутить запахи.
Обратите внимание на время суток, погоду, температуру воздуха.
Почувствуйте все это своим сознанием…Теперь поместите в приду-
манную вами среду домик…» и так далее и тому подобное…
Приведенный текст представляет собой не что иное, как слож-
нейшую комплексную галлюцинацию, в которой неподготовленному
человеку предлагается задействовать все органы восприятия! Психи-
чески здоровый человек может освоить подобное упражнение только
при ежедневных многочасовых занятиях в течение нескольких лет!
На что рассчитывают авторы таких «методик»? Видимо, только на
то, что наивный читатель все-таки купит книгу, польстившись на
обманные обещания «стать богатым, здоровым и счастливым».
Кроме того, сами по себе галлюцинации, как мы выяснили, ни к
дхьяне-«медитации», ни к «иному миру» прямого отношения не
имеют. Они могут использоваться только в качестве вспомога-
тельного средства при тренировке внимания или производстве неко-
торых видов сверхъестественных явлений.
157 Часть первая Сверхвозможности человека
И гуляет по многочисленным публикациям на разных языках и в
разных странах заклинание, с которого начинается «сеанс меди-
тации»: «Вы должны очистить свое сознание от всех мыслей…А
теперь начнем медитацию…» И невдомек представителям западной
культуры, что смысл дхьяны-«медитации» как раз и заключается в
чистке сознания! Приведенный пример в полной мере иллюстрирует
известную поговорку, когда телегу ставят впереди лошади!
Ситуация с не пониманием термина «дхьяна» осложняется еще и
тем обстоятельством, что в христианском богословии «медитация»
означает состояние обыденного сознания, возникающее при неко-
торых видах молитвы и предшествующее особому состоянию
психики — созерцанию. Но об этом — чуть позже.
Если в сознании отсутствует объект, значит прекращается его «истинное познание». Наступившая разновидность созерца- тельного состояния в восточных культурах получила название собственно «йога», что означает истинное «соединение» с «иным миром».
Нужно ясно представлять себе то, что приобретение сверхвоз-
можностей начинается с достижения состояния созерцания,
Первой дхьяны. Только в этом состоянии сознание приобретает
способность управлять мозгом таким образом, что становится
163 Часть первая Сверхвозможности человека
возможным его взаимодействие с «иным миром». По мере продви-
жения по Пути тренировки внимания, человек многие сверхвозмож-
ности приобретает «автоматически», вне зависимости от того, хочет
он этого или нет. В восточных цивилизациях считается, что человек,
достигший конечной цели Пути, приобретает способность исполь-
зовать практически все сверхресурсы своего мозга.
Не следует думать, однако, что для расширения возможностей
мозга необходимо обязательное прохождение всех восьми дхьян. Для
практического взаимодействия с «иным миром» и для управляемого
воздействия на материальную природу достаточно выполнить два
условия: научиться переводить сознание в состояние созерцания
и освоить специальные методы управляемого производства в
этом состоянии сверхъестественных явлений.
В нашей книге рассмотрена в основном первая часть задачи: как
с помощью тренировки внимания освоить методы достижения
особого состояния психики в его первой стадии. Однако, некоторыми
сверхвозможностями любой человек может овладеть и в Первой
дхьяне. Кратко остановимся на этих вопросах.
Воспользуемся очень важным понятием, введенным еще
мудрецом Патанджали. Это санъяма, что в переводе с санскрита
означает «упряжка, повозка». И этот дословный перевод как нельзя
лучше выражает смысл понятия. Действительно, санъяма пред-
ставляет собой триаду важнейших понятий, характеризующих
процесс расширения возможностей мозга: концентрация — созер-
цание— самадхи. Эти понятия выражают определенные состояния
как сознания, так и созерцания. И в то же время за ними стоят опре-
деленные тренировочные действия, которые необходимо произвести
со своим вниманием. Последовательность наступления состояний
или совершения действий, составляющих санъяму, строго соблю-
дается последовательностью их перечисления в триаде.
Глава 5 Как творятся чудеса 164
Кратко остановимся на новом для нас понятии — самадхи. В
переводе с санскрита оно обозначает действие — «сосредотачивать».
По сути дела, это то же самое состояние сознания, что и дхьяна-
созерцание. Древние мудрецы с методологическими целями
произвели разделение одного состояния сознания на два: дхьяну и
самадхи. Разница между ними определяется только временем пребы-
вания сознания в каждом из состояний. Так, дхьяна длится
небольшое время, сознание часто «выбрасывает» обратно в предсо-
зерцательноесостояние. Целью тренировки на этом этапе является
приобретение навыка оставаться в состоянии дхьяна как можно
дольше. Как только этого удается достичь (например, некоторые
опытные йоги считают, что достаточно 144 секунд), дхьяна уже
считается состоянием самадхи. Таким образом, самадхи — это
продолжительная и устойчивая дхьяна. Естественно, сколько
дхьян — столько и состояний самадхи. Длительное пребывание в
Восьмой дхьянеобычно называют Самадхи(с большой буквы). Это
— вожделенный конец Пути, достижение бессмертия или Абсолюта
и т. д. Весь Путь последовательного прохождения дхьян часто
называют Путем Самадхи. Тем самым четко и определенно
указывая на методические особенности тренировки внимания. Для
сведения читателей отметим, что человеческая культура выработала
многие десятки различных методов и способов тренировок
внимания.
Итак, для освоения некоторых видов сверхвозможностей, по
терминологии Патанджали — «совершенных способностей», необ-
ходимо использовать тренировочный процесс под обобщающим
названием «санъяма». Например, посредством санъямы, связанной с
внешней формой тела, «устраняется ее способность быть восприни-
маемой» другими людьми. То есть достигается «невидимость».
Санъяма, объектом которой выступает Солнце, согласно Патан-
джали, рождает космологическое знание, или «знание Вселенной».
Санъяма на области черепной коробки приводит к интуитивному
165 Часть первая Сверхвозможности человека
озарению, с помощью которого можно «познать все». Применение
санъямы к некоторым видам дыхания приводит к появлению способ-
ностей «свободно преодолевать физические препятствия вроде
болотной трясины и водной преграды», или обрести свечение вокруг
собственного тела. И так далее, и тому подобное.
Еще раз напомним читателям, что освоение способов генериро-
вания конкретных сверхъестественных явлений выходит за пределы
этой небольшой книги. Наша сегодняшняя задача выглядит
скромнее: научиться достигать особого состояния — созерцания, без
которого невозможно взаимодействие с «иным миром», а значит, и
обретение сверхвозможностей и становление Сверхчеловеком.
Бессмертие личности, или души, — удел лишь тех, кто, встав на Великий Путь овладения сверхвозможностями, прошел его до конца. Это — награда человеку за его неустанный внутренний труд по изменению своего мозга.
Для некоторых людей важным будет вопрос: если в «ином мире»
нет места для Бога, то, значит, его вообще нет? История челове-
ческой культуры свидетельствует, что представления о Боге, как
Творце Вселенной и жизни, самые устойчивые и долгоживущие.
Вряд ли человек когда-нибудь раскроет все тайны мира и его
рождения. В любые времена, при любом развитии научных
воззрений всегда были и останутся в будущем пределы для человече-
ского познания. Идея Бога-Творца — это неизвестность за
Глава 5 Как творятся чудеса 176
пределами того, что человек знает о мире. Бог возникает тогда,
когда человеку нечего ответить на заданный им же самим вопрос
об устройстве и функционировании окружающей Природы.
Этот вечный тезис о Боге вновь становится актуальным и в
нашем случае. Как мы сегодня можем ответить на «простой» вопрос:
кто, как, когда и с какой целью сотворил «иной мир», этот информа-
ционный прообраз нашего мира? Точно так же, как отвечали люди на
другие «простые» вопросы тысячи лет назад: «иной мир» придуман
и создан Богом. Только это уже иной Бог. Он — не из священных
писаний или мифов тысячелетней давности. Он еще не известен
людям. Но Он вот-вот возникнет перед человечеством. Это —
Сверхбог, а знание об Его существовании — это Сверхрелигия
будущего.
Итак, вы узнали то, что хотели постичь всю свою жизнь, но не
знали, где и как это сделать. Эта информация является самой важной
частью знаний, которую может получить человек о внешнем мире.
Она — прочный фундамент, на котором каждый человек может
строить свою благополучную и счастливую жизнь.
Подведем краткий итог.
Испокон веков человек стремился к общению с незримой частью
материальной Природы — «иным миром». Человек верил, что
овладев приёмами взаимодействия с ним, сможет оставить в этом
загадочном мире след своей жизни, слиться с ним, обеспечить
бессмертие своего сознания или души после физической смерти
тела. Это явилось основой для возникновения религиозных пред-
ставлений и главной целью религий.
Однако возможен и другой вариант взаимодействия человека с
невидимой частью мироздания. «Иной мир» может отвечать
человеку на его просьбы и желания. Такие ответы воспринимаются
как сверхъестественные явления. Но именно они, умение их иниции-
177 Часть первая Сверхвозможности человека
ровать, позволяют человеку превратиться в могущественное
существо, независимое от природы или других людей, стать сверхче-
ловеком.
По мере продвижения по Духовному Пути к бессмертию человек
приобретает навыки взаимодействия с «иным миром» и посредством
него — умение оказывать физическое воздействие на окружающий
мир. Надо только поставить себе эту цель — стать сверхчеловеком!
Человек давно понял, что взаимодействие с «иным миром»
приобретается посредством сознательного управления функциями
собственного мозга. Сейчас мы можем уже твёрдо говорить, что
способность к управлению мозгом, в свою очередь, зависит от
степени развитости функции внимания. Чтобы стать сверхчеловеком,
нужно тренировать внимание! Вот истина, которая может сделать
любого человека по-настоящему свободным и счастливым. Целе-
направленное обретение сверхвозможностей доступно любому чело-
веку.
Вы приобрели знания, которых вполне достаточно, чтобы
сделать осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути. Вы
уже в некоторой мере можете себе представить, какие препятствия и
трудности вас ожидают на Духовном Пути. Вместе с тем, вы
прекрасно понимаете, какие приобретения вы можете получить, и
как изменится ваша жизнь в процессе упорной работы над собой,
собственным мозгом. Выбор теперь зависит только от вас.
Путь к особому состоянию психики — созерцанию, которое
является первой ступенью в освоении сверхвозможностей мозга, не
сложен, но кропотлив и длителен. Однако в награду за свою реши-
мость идти по Духовному Пути, уже на этом предварительном этапе
вы постепенно сможете приобретать черты и способности, которые
будут вам приятны и полезны: ваша психика очистится от нега-
тивного жизненного мусора, улучшится регулирование всех систем и
органов тела, заметно возрастут ваши творческие способности.
Глава 5 Как творятся чудеса 178
Если вы сделали свой жизненный выбор в пользу Духовного
Пути, то теперь вы всегда будете связаны с тренингом мозга. Но об
этом подробнее — в следующей части книги.
179 Часть вторая Тренинг мозга
Часть вторая Тренинг мозга
Глава 1
В начале было Слово
Мантра
Это слово на древнем санскрите дословно означает «освобо-
ждение ума». Такого типа слова или фразы, до наших дней сохра-
нившие свой первоначальный, дословный смысл, широко
используются в буддизме и индуизме.
Глава 1 В начале было Слово 180
Какие бывают мантры? Наиболее известная в восточных
культурах фраза, предназначенная для «освобождения ума», звучит
так: «ОМ! Мани падме хум!» Переводят ее по-разному. Это и
«родиться в сокровище лотоса» и «спасение в радости лотоса».
Можно встретить и совсем необычную трактовку: «Да будет удар
молнии в темной пустоте!». Как бы там ни было, завуалированный
смысл этой мантры буддисты понимают примерно одинаково:
«Спасение в тебе самом!»
Шаманы и колдуны тибетской религии бон, имеющей глубокие
корни в практической деятельности высокогорного народа с древних
времен, еще до рождения и распространения буддизма, произносят
эту фразу наоборот, читая ее справа налево.
На практике приверженцы буддизма используют в качестве
инструмента для «освобождения ума» краткую форму мантры.
Самой распространенной упрощенной формой мантры,
пришедшей в буддизм из более древнего Ведического учения,
является священное слово «ОМ». На санскрите оно произносится в
два слога: а-ум. Условно считается, что каждый звук символизирует
три главные части Вед: Ригведу, Самаведу и Яджурведу.
Древние арьи, пришедшие на территорию современной Северной
Индии откуда-то из восточной Европы, еще во II тысячелетии до
нашей эры совершили революционный шаг. Они заменили, с целью
повышения эффективности этого обряда, натуральное жертвоприно-
шение богам его словесным эквивалентом. Потом и этот эквивалент
сократился в некоторых священнодействиях до нескольких слов и
даже до двух слогов: а-ум. Об этом подробно рассказывается в
Упанишадах, практических комментариях к гимнам, песням и
молитвам Вед.
181 Часть вторая Тренинг мозга
В древнейшей по времени создания Чхандогья-упанишаде об
этом говорится следующим образом: «…Обретают миры, имеющие
постоянное пристанище (то есть становятся бессмертными —
Прим. авт.), те люди, которые почитают слог ОМ как пение гимнов
Самаведы во время жертвоприношений… Те люди, которые прак-
тически используют это внутреннее жертвоприношение доби-
ваются исполнения своих желаний».
Заметьте, что уже более трех тысяч лет назад люди считали
внешнее, материальное жертвоприношение менее эффективным и
полезным по сравнению с внутренним жертвоприношением. Точно
также и труд внешний, то есть направленный человеком на преоб-
разование окружающей природы, менее плодотворен, чем
внутренний труд, когда объектом приложения сил становится сам
человек.
Еще на заре современной цивилизации слово превратилось в
инструмент или метод проникновения в «иной мир», который может
осуществить все желания человека:
Это слово, которое возглашают все Веды…
Оно кратко гласит ОМ.
Поистине, это слово есть Брахман8.
Это слово высшее.
Тот, кто знает это слово,
Достигает того, к чему стремится.
(Катха-упанишада)
Существуют и другие мантры и их сокращенные формы.
Например, в Японии сокращенной формой от мантры «Наму Амида
буцу», то есть «Слава Будде Амиде», является слово «нэмбуцу».
Практика применения краткой мантры в японском дзэн-буддизме
8 правитель «иного мира», Мировой Разум или Абсолют — Прим. авт.
Глава 1 В начале было Слово 182
была заимствована из китайского чань-буддизма. В Китай она, в
свою очередь, была занесена из Индии буддийской школой «Чистая
Земля» во главе с мудрецом Амидой.
Мантра в качестве инструмента освоения сверхвозможностей
мозга используется во всех духовных школах индуизма. Естественно,
что и в этой религиозной системе применение мантры восходит к
первым Ведическим инструкциям. В Бхакти-йоге, интерпретируемой
как путь развития и достижения любви к богу, упования на бога, в
качестве мантр используются разнообразные имена — определения
бога Кришны.
«Если ты хочешь доставить мне удовольствие, просто воспевай
и пой мои имена», — говорит Кришна в Бхагавадгите, или Боже-
ственной Песне, одной из частей знаменитого древнеиндийского
эпоса Махабхарата.
Многочисленные индуистские секты и духовные школы, распро-
странившиеся сейчас по всему миру, при выборе мантры руко-
водствуются следующим принципом: «О, мой Господь, у Тебя сотни
и миллионы имен, и каждое из них наделено трансцендентальной
силой!».
Адепты индуизма поют мантры «Харе, Кришна», «Харибол
нитай-Гоор», «Гопала Говинда Рама Мадана-Мохана» и многие
другие. У этих мантр также есть краткие формы, например,
«Гооранга» или «Харибол». Причем, при произнесении этих слов
производится своеобразное разделение их на слоги: «гоор-ра-ан-га»
или «ни-тай-гоор».
Имя Кришна означает «Всепривлекающий», а имя «Рама» —
«Всерадующий». «Харе» — это нечто, подобное Божественной воле
или энергии, которые Он передает вам, повторяющим Его имя с
целью упования на Него или служения Ему.
183 Часть вторая Тренинг мозга
В Ведической литературе особое место отводится Великой
Мантре — махамантре. Она включает в себя шестнадцать слов:
«Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе — Харе
Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе».
В вольном переводе это означает примерно следующее: «О,
Всепривлекающий! О, Всерадующий Господь! О, Воля Божия! Дай
мне силы преданно служить Тебе!».
Зикр
В исламе, так же как молитве в христианстве, важное обрядовое
значение придается зикру. В более молодом вероучении зикр — это
разновидность молитвы. Это не только слово, но как и молитва,
определенный процесс телодвижений. Если в христианстве это
обычно осенение себя или других крестом и поклоны, то зикр в
исламе может включать помимо поклонов прыжки, вращения, бег по
кругу и т. д. Однако главный смысл зикра заключается в произне-
сении слова-молитвы с именем Аллаха или определением-описанием
его качеств.
Термин «зикр» означает «поминание», поэтому в исламе заго-
товлены для молитвенных упражнений девяносто девять словесных
формул, включающих имя Бога. Ими пользуются как самые широкие
слои верующих, так и члены братств и орденов, объединяющих
«элиту» приверженцев ислама — суфиев.
Суфий (слово означает «быть нравственно чистым») является
прямым наследником своих старших братьев по освоению взаимо-
действия с «иным миром» — христиан-исихастов. Так же как и
христиане, суфии с целью достижения «иного мира» посредством
изменения режимов функционирования мозга, широко используют
Глава 1 В начале было Слово 186
слово-зикр. Цель зикра та же, что и у молитвы или мантры —
очистить сознание от хаоса мирских мыслей, оставив только одно
чувство — любовь к Богу.
«Зикр — это меч, которым суфий грозит своим внутренним
врагам, сбивающим с мысли о Боге», — утверждают адепты ислама.
«Зикр — самый мощный столп на пути к Богу», — в этом
распространенном афоризме высказана суть отношения суфиев к
слову.
Суфии приписывают пророку и создателю ислама Мухаммеду
поэтические строки о зикре:
Тот, кто поминает Бога среди нерадивых,
Подобен бойцу посреди тех, кто обращается в бегство,
Подобен зеленому древу посреди сухих деревьев.
Наиболее широко в исламском мире распространена словесная
формула «ла илах илла Аллах», означающая «нет Бога, кроме Аллаха,
Единого». Во всем мире хорошо известен также зикр «Аллах, акбар»
— «Аллах, Величайший из всех».
Суфийские учителя разработали целую систему правил употреб-
ления в качестве зикра имен Бога. Например, имена можно произ-
носить подряд, одно за другим, начиная с «йа Рахман йа Рахим»
— «о Милостивый, о Милосердный», и кончая «йа Сабур» — «о
Терпеливый».
В других случаях исламский адепт произносит имя в соответ-
ствии с приписываемым ему качеством или свойством. Считается,
что имя «ал-Хади», «Ведущий», оказывает благотворное воздействие.
Имя «ал-Латиф», «Добрый, Нежный» следует произносить, если
187 Часть вторая Тренинг мозга
хочешь смягчить свой характер. А вот имя «ал-Фаик»,
«Всемогущий», может использовать только суфий, далеко
продвинувшийся по духовному пути.
Некоторые зикры очень похожи на магические заклинания.
Иногда суфий сам придумывал зикр. Это похоже на игру с буквами
арабского алфавита: суфий составлял фразу, включающую все слова,
образованные от одного корня. Например, корня, лежащего в основе
одного из божественных имен. Считается, что особой силой обладает
зикр, составленный по принципу алфавитного расположения букв и
слов.
Как и в любой другой духовной школе, в суфизме используются
и короткие формы зикра. Общепринятым является употребление
зикра из одного слова «Аллах».
Западный вариант рецитации
В христианстве для ориентирования в количестве повторений
молитвы также используют четки. Но в них обычно 33 бусины, по
числу лет прожитых Иисусом Христом. В монастырях на вершине
святой для всех православных христиан греческой горы Афон иногда
используют четки с тремястами бусинами. Это вызвано тем, что
монахи здесь в качестве рефла применяют пятисловную форму
Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Реци-
тация производится обычно глубокой ночью, после вечернего сна. В
ночном мраке келии монах должен, как правило, повторить молитву
девятьсот раз, то есть совершить по четкам три круга, на каждой
бусине повторяя рефл.
В других местах, в том числе и России, особых правил по реци-
тации Иисусовой молитвы в христианстве нет. В наставлениях
святителя Феофана Затворника верующим людям рекомендуется в
начале обычного молитвословия по несколько раз творить Иисусову
молитву. Количество повторений сначала не должно быть большим,
но потом «по мере услаждения сею молитвой, прибавляй
понемногу». Появление в этой фразе термина «услаждение» далеко
не случайно, и мы вернемся к обсуждению этого в последующих
главах. Затем, если приходит «желание повторить положенное
число раз, не отказывай себе в этом». Начинать надо с небольшой
Глава 1 В начале было Слово 202
продолжительности рецитации: утром и вечером по 15–20 минут. По
мере привыкания, рецитацию нужно проводить не реже четырех раз
в день: два раза до обеда и два — вечером, произнося молитву до
300 раз. Феофан Затворник признает, что эти правила достаточно
условны и минимальны. Лучше всего, если человек постоянно в
течение дня «будет иметь в уме Иисусову молитву». Рецитацию
молитвы можно производить вслух, но больше пользы от ее
мысленного проведения. Православные монахи эту тренировку ума
обычно производят стоя перед иконами или сидя на низкой скамье.
«Всегда поминай Бога, и ум твой станет небом», — подталкивал
своих учеников к постоянной рецитации слова в виде имени Бога
один из основателей христианской церкви преподобный Нил.
«Непрестанно молитесь», — эта заповедь апостола Павла для
христиан означает непрестанную тренировку мозга. «Непрестанно
же не имеет ни предела, ни меры», — так интерпретируют этот завет
старейшие подвижники христианской церкви.
О чудесных результатах тренинга мозга с помощью слова в
культурах разных народов существует множество легенд. Есть они и
в православном христианстве. Одну такую притчу рассказывают
монахи Афонских монастырей.
Некий православный христианин был посвящен в Иисусову
молитву. Он был свободен от семьи, от работы и от всех других
мирских забот. Все свое время он посвящал рецитации молитвы и
поэтому достиг ощущения огромной любви к Христу. Его душа была
заполнена этой Божественной любовью. Он страстно желал
прикоснуться ко Святому Гробу Господнему и там насладиться
любовью своего возлюбленного Иисуса. Паломник поехал в Иерусалим
ко Гробу Господнему. И там, приложившись ко Гробу, его так пере-
полнили чувства любви к Иисусу, что он испустил дух! Люди, увидев
это, сказали: «Давайте-ка посмотрим, что скрывается в сердце
203 Часть вторая Тренинг мозга
этого человека!». Сделали вскрытие, разрезали его сердце и остол-
бенели: в сердце были написаны слова: «Иисусе, сладкая моя
любовь…»
Глава 2
Подвиг внимания
Глава 3 Дыхание
Глава 4
Дыхание и тренинг мозга
Глава 5
Это действительно работает!
Заключение
Существует древняя восточная притча:
Однажды ученик попросил буддийского мастера Иккю
высказать самое величайшее и мудрейшее изречение, которое
способен сформулировать человек. Иккю написал одно слово:
«Внимание». «И это всё?» - удивился ученик. Тогда Иккю написал
два слова: «Внимание. Внимание».
В западном мире, кроме Вас, прочитавших эту книгу, вряд ли
найдётся дюжина людей способных постичь глубокую истинность
этого незатейливого дзэн-буддийского анекдота. Но Вы-то теперь
знаете, о чём идёт речь!
Вы встали на Великий путь совершенствования собственного
мозга с помощью тренировки внимания. Возможно, не у всех хватит
терпения и настойчивости пройти этот Путь до конца. Будем реали-
стами: приобрести новые очертания психики, освоить разнообразные
методы взаимодействия с «иным миром» — далеко не простая
задача. Она по плечу только людям с очень сильной мотивировкой к
кардинальному изменению собственной жизни. Поэтому об
освоении конкретных методов общения с «иным миром» мы практи-
чески не говорили. Это задача другой книги. Нашей же целью
является созерцание, очень важное промежуточное состояние мозга.
Продвигаясь к этому чудесному состоянию, в котором Вам
откроется потрясающий по привлекательности мир, о существо-
вании которого Вы и не подозревали, Ваша жизнь постепенно будет
меняться.
С одной стороны, Вы сами будете становиться лучше в самом
общем смысле этого слова. Уйдут мелкие надоедливые недомогания
и болезни, появится желание заниматься творчеством, и Вы будете
знать, что можете сказать новое слово в любом виде человеческой
325 Заключение
деятельности. Вам будет доставлять удовольствие общение с
другими людьми, Вы станете менее раздражительными и более
доброжелательными. Близкие Вам люди вскоре начнут замечать
происходящие с вами положительные изменения.
С другой стороны, Ваш мозг неосознанно начнёт «руководить»
окружающим миром, событиями и людьми, с которыми Вы обща-
етесь, «организовывать» их изменение и деятельность в соответ-
ствии с Вашими личными интересами, в Вашу пользу. Постепенно
Вы приобретёте те ценные для жизни качества, которые обычно
называют везением и удачливостью. Об этом прекрасно, хотя и
несколько неуместным сегодня богословским языком, высказался в
XIX веке искренний проповедник и глашатай русского исихазма
епископ Феофан Затворник:
«Надо помнить, что у нас у всех есть ангел-хранитель… Если
хочешь пользоваться ангельским руководством и содействием,
укроти свою внутреннюю беспорядочность, собери своё внимание
внутрь… Ангел господний тотчас это заметит, подойдёт… и за
твою душевную руку тебя по жизни проведёт… ангел-хранитель
есть деятельная сила, направленная и ревнующая о спасении…
Вдруг это не даётся. Пройдёт год усиленных трудов, а может
быть и больше, пока начнут показываться некие следы… Вы не
считайте это каким-нибудь приделком, а поимейте главным
делом… Тогда само собой прибудет и то, чего вы желаете, или
нечто, гораздо высшее того, — водворится особый некий такт, по
которому всё будет у вас идти ладно, складно и уместно, без
думанья о том. Тогда внутри себя будете носить учителя,
премудрее которого нет на Земле».
Как вся наша жизнь состоит из непрерывной череды горных
вершин и пропастей, взлётов и падений, мечтательных надежд и
болезненных разочарований, так и Ваше продвижение по Пути не
будет усеяно только лепестками роз. В начальный период Вы с
Заключение 326
удовольствием будете отмечать в своём сознании перемены, накапли-
вающиеся с каждым тренировочным занятием. Затем таких явных
признаков изменений станет меньше. В такие моменты Вас может
охватить уныние и даже отчаяние: мол, Вы не в состоянии достичь
какой-нибудь важной цели и Духовный Путь не для вас. Не отчаи-
вайтесь! Свято верьте в собственные силы и продолжайте, продол-
жайте тренировки… В один прекрасный момент Вы снова заметите в
своём мозге изменения, которые Вас удивят и обрадуют... Они будут
означать, что Вы преодолели полосу депрессии. Но знайте, на этом
Пути это не последняя подобная полоса…
Несомненно, у Вас время от времени будет возникать много
вопросов. Обычно они касаются как методических особенностей
тренировки внимания, так и эффектов и явлений, с которыми сталки-
вается сознание при тренинге мозга. Получить ответы на подобные
вопросы нелегко, специальная литература по этой проблеме отсут-
ствует, а существующие крупицы знаний рассеяны в десятках бого-
словских изданий, принадлежащих христианству, исламу, буддизму,
индуизму… И везде используется специфический язык, понять
который может только многолетний приверженец конкретного веро-
учения или учёный, специализирующийся на изучении конкретной
религиозной системы. Да и то, как показывает практика, далеко не
всегда. Как же быть и что в таком случае делать?
Конечно, каждый читатель может через издательство связаться с
автором и задать ему самые важные вопросы. Но это долгий путь, и,
к тому же, автор часто просто физически не в состоянии ответить
каждому читателю.
Есть ещё один «методический» подход, который поможет
разрешить хотя бы часть назревших проблем. Вокруг себя ищите
«родственные души» и организуйте кружки по изучению и обсу-
ждению тренинга мозга и его результатов! В комфортном кругу
327 Заключение
единомышленников Вам, к всеобщей пользе, будет о чём поговорить
и что обсудить. Для идущих вместе, длинная и утомительная дорога
всегда становится короче и легче!
Счастливого Пути!
Вячеслав Мещеряков, sur-1@rambler.ru