Продвижение российского кино на отечественном рынке

Московский Государственный Институт Путей Сообщения (МИИТ) ИНСТИТУТ ТРАНСПОРТНОЙ ТЕХНИКИ И ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА Кафедра «Менеджмент» Курсовая работа По дисциплине «Маркетинг» Тема: Продвижение российского кино на отечественном рынке Проверил: Лякишева О.М. Выполнил: студентка Болошова А.В группа ТМН-211 Москва 2009 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Общая характеристика российского кинобизнеса 1. Общая характеристика принципов кинобизнеса в России 2. Становление эффективной российской киноиндустрии: согласованная политика государства, бизнеса и НКО Глава 2. Продвижение кинопродукта в России 2.1. Особенности маркетинга кинорынка и специфика кинопродукции как объекта маркетинга 2. Продвижение и его роль в рекламной компании фильма Глава 3. Продвижение российских фильмов 1. Inform» 2. ЕДЕНИЕ За более чем сто лет своего существования, кинематограф стал одним из наиболее популярных и известных видов искусства, но, тем не менее, кино - на рынке всего лишь продукт, требующий, как и все продукты специализированного и научного подхода по популяризации и продвижению в массы.

Как и все продукты, он требует грамотного продвижения, тем более учитывая роль рекламной компании фильма в его кассовых сборах.

Несмотря на давние традиции отечественного кино, на определенном этапе своего развития оно оказалось на распутье.

Маркетинговые технологии продвижения или авторское кино «не для всех»? Блокбастеры или арт-хаус? В советские годы продвижение кинофильмов ограничивалось афишами, а успех фильма на 80% зависел от таланта режиссера. Сейчас на одном даре художника не принесешь фильму многомиллионную кассу, и зрительскую толпу, как Леонид Гайдай, не соберешь. Чтобы растолкать конкурентов, кинопродюсеры и дистрибьюторы вынуждены вовсю осваивать рекламное мастерство. Знаковым для российской киноиндустрии стал 2002 год. До тех пор российское кино для многих было способом налоговой оптимизации - расходы на кинопроизводство не облагались налогами.

В 2002 году государство налоговые льготы отменило, зато увеличило финансирование кинопроизводства. Если в 2003 году из федерального бюджета было выделено 2,3 млрд. руб то в 2007-м расходы по этой статье превысят 4 млрд. руб. Бюджеты распределяются на тендерах: если сценарий фильма проходит комиссию Министерства культуры, то продюсер может получить в свое распоряжение от $300 тыс. до $1 млн за что будет обязан перечислять государству небольшой процент от проката.

Эти деньги служили кинопроизводителям своеобразным гарантом - помогали привлечь коммерческих инвесторов. Результат не заставил себя ждать. В июле 2004 года в прокат вышел «Ночной дозор», профинансированный «Первым каналом» при участии Министерства культуры и массовых коммуникаций. Выпущенный в, казалось бы, мертвый летний сезон, при мощной рекламной поддержке «Первого канала» он собрал $16 млн. (бюджет около $4 млн). За ним последовал еще ряд успешных проектов: «Турецкий гамбит» (сборы $20 млн.), «9 рота» ($25 млн.) и, наконец, «Дневной дозор», заработавший $32 млн даже голливудские блокбастеры не собирали в России такую сумму.

В конце 2005 года на рынке царила небывалая эйфория. Рост кинопроката на 20-30% в год и рекордные кассовые сборы привлекли к кинопроизводству внимание крупных российских инвесторов. Актуальность темы курсовой работы очевидна. Необходимость полномасштабного анализа продвижения кинопродукта как части киномаркетинга, успехов и неудач в данной отрасли российского кинобизнеса не вызывает сомнений.

Это делает необходимым тщательное и всестороннее изучение данной проблемы с целью выявления приемлемых и эффективных методов повышения успешности отечественного кино. Главной целью данной работы является исследование особенностей и общих тенденций в продвижении столь специфического продукта как отечественное кино в сфере развлечений.

В русле поставленной цели, я могу выделить следующие задачи: - рассмотреть тенденции развития кинобизнеса в России, в общем, и его успехи на современном этапе; - выделить особенности киномаркетинга в России и специфики кинопродукции как товара; - рассмотреть общие закономерности продвижения товара и российского кинопродукта в частности; - исследовать наиболее успешные примеры продвижения отечественных кинофильмов, выделить причины их успеха; - детально рассмотреть деятельность Коммуникационной группы (КГ) «Планета Информ», как единственной компании, специализировано занимающейся продвижением отечественного кино. Говоря о проблеме продвижения отечественного кино, следует подчеркнуть, что в научном отношении она находится еще на стадии первоначального осмысления. Если о киномаркетинге в частности и существует большое количество всевозможной литературы, в том числе и научной, то о продвижении кинопродукта имеются лишь отдельные статьи.

Рассмотрение трудов наиболее значимых исследователей отечественного кинематографа позволяет говорить о том, что в настоящее время начинается переоценка киномаркетинга и переориентация исследователей от фрагментарного, и зачастую журналистского, описания к фундаментальному изучению этого важного элемента кинобизнеса.

Данная работа основывается на разнообразных источниках. В первую очередь огромный фактологический материал был извлечен и систематизирован из публикаций в специализированных изданиях связанных с кинематографом.

Учитывая новизну темы были использованы в качестве источника информации Интернет-сайты, публикации в средствах массовой информации, выступления общественных деятелей и деятелей культуры. В процессе написания работы был изучен, систематизирован и обобщен широкий круг экономической литературы, разнообразных периодических изданий. Мной была предпринята попытка выделить основные проблемы отечественного кинобизнеса, показать общее и особенное в различных рекламных кампаниях по продвижению кинопродукта.

Анализ деятельности Коммуникационной Группы «Планета Информ» позволяет говорить о зарождении по настоящему профессионального подхода к киномаркетингу и рекламе отечественного кино, и продвижению данного продукта в частности. Глава 1.

Общая характеристика российского кинобизнеса

Общая характеристика российского кинобизнеса 1.1

Общая характеристика принципов кинобизнеса в России

Крутых «забугорных» парней с непомерными бицепсами и импортными винтов... Пришли иные времена. В их числе секретарь Союза кинематографистов России Юрий Васильевич Ма... Российский кинематограф: между прошлым и будущим М.: 1.2 Становление э... При этом считать стратегически важным развитие ниши специализированной...

Продвижение кинопродукта в России

Продвижение кинопродукта в России 2.1

Особенности маркетинга кинорынка и специфика кинопродукции как объекта маркетинга

Либерализация внешнеэкономической деятельности также способствовала ра... Авторское кино и блокбастеры различаются не только целевой аудиторией ... Есть любимцы публики, и от этого никуда не деться: Брэд Питт, Анджелин... В случае с российскими фильмами часто это брэнды, участвующие в produc... " В целом по большей части русское кино более слабое, чем западное, пр...

Продвижение российских фильмов

Коммуникационная группа «Planeta Inform» Коммуникационная группа «Plan... Еженедельно новая информация о планируемых релизах российских кинокомп... Другие: - New Outdoor; Gallery. Клиенты компании: «New One Production»... Основной вид деятельности продвижение и прокат новых российских фильмо... Зрители ждали жесткого бандитского кино, но их ожидания не оправдались...

Заключение Рекламные бюджеты российских фильмов растут на 20-25% в год, обгоняя рост зрительской аудитории в 2-2,5 раза. Медиаинфляция и рост числа копий заставляют создателей фильмов увеличивать рекламные бюджеты, за которыми, однако, не успевают бокс-офисы картин.

Участники рынка отмечают, что рост затрат на продвижение все больше уменьшает доходность картин. Единственный выход - перераспределение бюджетов в пользу Интернета и BTL или производство фильма при поддержке телеканалов. По данным агентства Carat, в первой половине года на рекламу фильмов в России было потрачено 34,5 млн. долл. Бюджет свыше 3,5 млн. долл. был только у фильма "Волкодав", к нему приблизились "Параграф 78" и "Слуга государев" с бюджетами более 2 млн. долл. Затраты на продвижение остальных картин составили от 300 тыс. до 2 млн. долл. В 2006 году, по данным Carat, на продвижение топ-60 фильмов было потрачено 60 млн. долл а в 2005-м затраты на рекламу топ-33 картин составили 48,5 млн. долл. Как отмечает руководитель медиагруппы агентства Carat Дарья Куркина, в 2006 году темпы прироста рекламных бюджетов на продвижение фильмов составили 45% в целом по категории (включая затраты на ко-промо). По прогнозам, в 2007 году темпы роста затрат не снизятся, в частности, из-за выхода фильма "Ирония судьбы-2", бюджет которого обещает быть не ниже затрат на продвижение "Дозоров". Директор кинокомпании СТВ Сергей Сельянов говорит, что рекламные бюджеты в 1,5-2 млн долл. давно в прошлом. "Эффективная рекламная кампания фильма в 2008 году обойдется российским продюсерам в 4,5-5 млн долл. из-за повышения цен на телерекламу и наружку.

Но такие затраты в продвижение уже не могут окупиться кассовыми сборами, которые практически не растут" говорит г-н Сельянов.

С ним соглашается исполнительный директор компании "Централ Партнершип" (ЦПШ) Сергей Шестаков: "Год назад на продвижение "Волкодава" мы потратили около 6 млн долл сейчас та же рекламная кампания обошлась бы нам в 8-9 млн долл при этом рассчитывать, что фильм сейчас собрал бы больше 22 млн долл не приходится" говорит г-н Шестаков. По его словам, медиаинфляция, которая в среднем составляет 30% в год, тяжело скажется на российской киноиндустрии: фильмы не могут конкурировать с товарами массового спроса, но без рекламы сложно рассчитывать на приличный бокс-офис. Помимо растущей медиаинфляции участники рынка указывают еще одну причину роста затрат на продвижение - рост числа копий из-за быстрого развития кинотеатрального рынка.

Сейчас количество копий для блокбастеров превышает 500, а производство одной копии обходится в 1-2,5 тыс. долл. По словам г-жи Цапко, сейчас затраты на телерекламу из общего рекламного бюджета фильма традиционно составляют около 40%, 20% забирает наружка, 15% - радио, 10% идет на производство копий, 7% - на Интернет, 5% - BTL, 3% - PR. Подводя итоги, можно сделать выводы: - продвижение отечественной киноиндустрии дала очень хорошие результаты; - продвижение играет главную роль после выхода кинофильма в прокат; - продвижение кинофильма нуждается в огромных затратах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика - М 1996. 2. Алексеев А.А Багиев Г.Л. Основы проведения маркетинговых исследований.

М.: ОАО «Издательство Экономика», 1998. 3. Багиев Г.Л. и дл. Маркетинг: Учебное пособие для ВУЗов/ Г. Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн. Под общ.ред. Г.Л. Багиева М.: ОАО «Издательство Экономика», 1999 703 с. 4. Делл Д Линда Т. Учебник по рекламе, Мн ИООО «Современное слово», 1997 185с. 5. Ковалев А.И Войленко В.В Маркетинговый анализ М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 6. Кокарев И. Е. Кино как бизнес: Современная американская киноиндустрия, зарубежный опыт и перестройка советского кино. Анализ практики и образцы документов и типовых договоров Минск: АСК, 1991. 7. Кокарев И.Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим М.: «Российский фонд культуры», SPSL-«Русская панорама», 2001. 8. Котлер Ф. Основы маркетинга.

СПб, АО «Коруна» АОЗТ «Литера плюс», 1994 700с. 9. Ульянова Т. Особенности маркетинга кинорынка М 2003. 10. Барсуков А.П. Аудиовидеообозрение //Искусство кино. 2003. -№ 1, с. 45-49. 11. Гласман К. Цифровое кино сквозь призму IBC// Искусство кино,2002 №5, с. 19-28. 12. Кассовые сборы российских фильмов. //Фильм 05.00. 13. Шестакова С.И. Выживать или жить: проблемы киноотрасли глазами социолога //Искусство кино, 2003 № 7, с. 32-29. 14. Голунов И. Продюсеры учатся продвигать наше кино// http://www.advertology.ru/article2816.ht m 15. Крампец Г. Реклама приходит в кино // http://www.media- online.ru/index.php3?id=10084 16. Курагин В. Будущее российского кинематографа. // http: //www.intereskino.ru 17. Самые кассовые фильмы 2006 года. //http:// www.kinobiznes.ru 18. Смовж М. Задумки режиссеров.

Кинематограф подсел на рекламу //http://www.adme.ru/articles/2006/07/04 /7200/ 19. http://www.retailer.ru/?cat=i_analytics& amp;key=270&action=show_print 20. http://www.pr-status.ru/?id=5 21. http://www.cbrand.ru/news/adv/2938.html 22. http://www.top-manager.ru/?a=1&id=11 73 23. http://ruskino.ru/expedition 24. http://www.rwr.ru/?rubr3=19075&c=240 72&day=2204&r=rubr3.