Технология создания и методика проведения экскурсии

Технология создания и методика проведения экскурсии. Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий.

Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами поте нциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона.

Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, ком плектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии 6. В основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.

Наиболее целесообразно обязанности в процессе подготовки эк скурсии распределить в соответствии с определенными подтемами.

Каждый член творческой группы должен подготовить свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов. Выделяют несколько этапов создания экскурсии: 1 этап: Определение цели и задач экскурсии Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем.

Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты7. Целями экскурсии могут быть: - воспитание патриотизма - интернациональное воспитание - эстетическое воспитание - экологическое воспитание - показ исторической роли города - знакомство с творчеством выдающегося архитектора - знакомство с особенностями природы края - воспитание любви и уважения к родине, - расширение кругозора - получ ение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры.

Задачи экскурсии более локальны, конкретнее, чем цель. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы. Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии и отдельных ее частей. 2 этап: Выбор темы экскурсии Каждая экскурсия имеет свою определенную тему. Это то, что положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ.

Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако ма ло отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет с наибольшей полнотой и убедительностью.

Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл. 3 этап: Отбор литературы и составление библиографии В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газета х и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста.

Перечень литературы размножается на нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме. В перечне называю тся автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы8. 4 этап: Определение других источников материала Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники.

Автор экскурсии составляет их перечень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. При этом для рассказа должны быть отобраны то лько достоверные, тщательно проверенные факты и сведения. 5 этап: Отбор и изучение экскурсионных объектов Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии.

Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. В качестве объектов могут быть: Памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово Поле, Бородино, места Курской битвы). Здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства.

Природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения. Экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок Памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные вы работки, загоны, святилища, каналы.

Памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство. Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут. Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы. Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают.

Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-4 академических часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов. Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

В карточке прикрепляе тся фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды. В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. 6 этап: Составление маршрута экскурсии Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопа сности экскурсантов.

Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы. Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. Разработка маршрута – сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последова тельности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований: - показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута - наличие доступности объекта - переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе - наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.

Объезд маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда маршрута ставятся задачи: ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса, а также уточнить продолжительность экскурсии в целом проверить целесообразность использования намеченных объектов показа выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы выбрать методику ознакомления с объектом 7 этап: Подготовка контрольного текста экскурсии Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию.

Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена эк скурсия, дается объективная оценка показываемых объектов9. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для развития групп трудящихся.

В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии. 8 этап: Комплектование «Портфеля экскурсовода» «Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились вовсе.

Тогда фотографии, рисунки, чертежи помогут восстановить первоначальный вид объекта. В «портфель экскурсовода» включаются: фотографии людей, имеющих отношение к теме экскурсии, репродукции картин, географические карты, карто-схемы, на которых изображены, например, военные события, образцы продукции промышленных предприятий, гербарные листы, геологические образцы, магнитофонные записи и другой иллюстративный материал, который помогает насытить экскурсию зрительными образами.

Важная задача наглядных пособий на экскурсии – дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, макетов, муля жей). 9 этап: Определение методических приемов проведения экскурсии Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей: - Отбора наиболее эффективных методических приемов для освещения подтем, методических приемов, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории; времени проведения экскурсии (зима, лето, осень, весна), особенностей показа; - Определения приемов сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала - Выработка рекомендаций по исп ользованию выразительных средств в речи экскурсовода - Отбора правил техники ведения экскурсии 10 этап: Определение техники ведения экскурсии Техника ведения экскурсии объединяет все организационные вопросы экскурсионного процесса.

На этом этапе важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освещение подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля» и другое.

Не менее важны указания о месте экскурсово да при показе объектов, руководстве самостоятельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса10. 11 этап: Составление методической разработки Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.

Методическая разработка излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемы х объектов и содержания излагаемого материала.

Оформление методической разработки происходит следующим образом: - на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии, вид экскурсии, протяженность маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения. - на следующей странице излагается цель и задачи экскурсии, схема маршрута с указанием объ ектов и остановок во время экскурсии.

Методическая разработка состоит из трех разделов: вступления, основной части и заключения. 12 этап: Прием и сдача экскурсии При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии, а также при наличии укомплектованного «портфеля экскурсовода» и карты-схемы маршрута назначается дата приема (сдачи) новой экскурсии.

Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы. В приеме экскурсии принимают участие руководители экскурсионного учреждения, методические работники, члены творческой группы и методической секции, где готовилась экскурсия, а также руководители других секций. Прием экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. 13 этап: Утверждение экскурсии При положительном заключении о контрольном тексте и методической разработке, а также на основании расчета стоимости и определения нормы прибыли новой экскурсии руководителем новой экскурсионной темы и списк а экскурсоводов, допущенных к ее проведению.

До работы допускаются экскурсоводы, принимавшие активное участие в разработке темы и прослушанные на маршруте или в ходе собеседования.

Заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела11. ГЛАВА 2.РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ ПО ПАМЯТНЫМ МЕСТАМ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ Г.МАХАЧКАЛА 2.1.