Методика и техника проведения экскурсии

 

Методика проведения экскурсии направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Экскурсия ведется с помощью методических приемов, которые делятся на две группы – приемы показа и приемы рассказа.

Однако в практике применяется еще более сложная классификация методических приемов: по назначению, времени и месту использования. Правильное использование методических приемов одно из основ профессионального мастерства экскурсовода и подразделяется на приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ) и приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

Главная задача методических приемов показа – обеспечение правильного, эффективного наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. Показ –процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно (например, с памятником архитектуры или с архитектурным ансамблем). Показ может рассматриваться как действие (или сумма дей­ствий) экскурсовода, направленное на выявление сущности предмета.

Показ на экскурсиях – многоплановый процесс извлече­ния зрительной информации из объектов, процесс, во время которого действия экскурсантов производятся в определен­ной последовательности, с конкретной целью. Термин «показ» не имеет общепринятого толкования. Как специ­альный термин введен в обиход ученым экскурсионистами и широко используется в методической литературе по экс­курсионному делу. В словарях термины «показ» и «демонстрация» отождествляются.

Демонстрацияхарактеризуется как публичный показ, рас­считанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представ­ляющего объект для обозрения группой людей (экскурсантов, студентов, учеников).

Показ объекта – это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руко­водством квалифицированного специалиста. Показ предпола­гает анализ объектов, активную самостоятельную работу экс­курсантов. Показыватьзначит демонстрировать предметы, пояс­нять, делать понятным, доступным то, что видят перед со­бой экскурсанты, направлять их деятельность.

Осмотрв отличие от показа может быть определен как поверхностное внеплановое знакомство с памятниками.

Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

– самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей;

– ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»;

– показа под руководством экскурсовода.

Задачи показа на экскурсии состоят в следующем:

– показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами;

– показать объекты, которых уже нет (сохранились толь­ко на фотографии или рисунке);

– показать историческое событие, которое происходило на данном месте, воссоздать его зрительную картину;

– показать действия исторического деятеля (писателя, художника, полководца), которые происходили на данном месте;

– показать объект таким, каким он был в период описы­ваемого события.

Условия для показа.

Эффектный показ экскурсионных объектов требует опре­деленных условий. В понятие условия показа, входят:

– правильно выбранные точки показа;

– время, более выгодное для показа; возможность отвлечь внимание экскурсантов от объек­тов, далеких от темы;

– использование движения экскурсантов в качестве ме­тодического прие­ма при показе объектов;

– умения и навыки экскурсовода;

– подготовленность экскурсантов к наблюдению объектов.

Методика требует обеспечения последовательности при осуществлении показа на экскурсии. Задача экскурсовода – помочь экскурсантам найти точ­ку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга.

Показ в экскурсиипредставляет собой двусторонний про­цесс, который объединяет: а) активные действия руководи­теля (экскурсовода), направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; б) активную дея­тельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследова­ние объектов). Экскурсовод своими пояснениями помогает экскурсан­там разглядеть то, что перед ними. Указания экскурсовода различают по времени их воздействияна аудиторию. Одни даются до встречис экскурсионным объектом, до начала наблюдения. Другие указания экскурсанты получают в ходе показа объекта,когда памятник находится в поле их зрения. Третьи – даются в конце наблюденияс целью сообщить ме­тодику самостоятельного осмотра экскурсантами подобных объектов в будущем. Указания экскурсовода можно разде­лить на несколько групп:

– ориентирующие экскурсантовна определенные части или детали объекта (по времени – до наблюдения);

– направляющие вниманиеэкскурсантов на определенный объект;

– рекомендующие сравнитьданный объект с каким-либо другим, виденным ими ранее (дается в ходе наблюдения);

– разъясняющие особенностиобъекта показа с целью их более глубокого понимания (в ходе наблюдения);

– выделяющие объектиз ансамбля или из ряда подобных ему из окружающей среды (природа, застройка);

– предлагающие сделать выводына основе своих наблю­дений.

Методический прием рассказа –услов­но принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т. е. сообщения и пояснения, которые экскурсо­вод дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных истори­ческих лиц.

Экскурсия представляет собой органическое сочетание средств предметной и изобразительной наглядности и важ­ного дополнения к этому уникальному в своем роде сочета­нию слова. Важно в процессе проведения экскурсии обеспечить органическое единство между тем, что получает человек при наблюдении объектов и пояснениями экскурсовода. В оценке роли рассказа в экскурсии ученые – экскурсионисты всегда были единодушны, независимо от различия точек зрения по другим вопросам экскурсионной теории и методики. Они считали, что рассказ: является дополнением к показу зрительного материала; он не должен быть про­странным; нельзя допускать превращение экскурсии в лек­цию.

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: 1) ком­ментирует, поясняет, дополняет увиденное; 2) реконстру­ирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант.

Рассказ – это звучащий индивидуальный текст экскурсово­да, исполненный им с соблюдением требований устной пуб­личной речи и представляющий образец монологической речи. В ходе экскурсии происходит нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений – к словесным оценкам и выводам.

Рассказ на экскурсии в полном объеме готовится заранее. Неправильно рассматривать рассказ экскурсовода как им­провизацию, т. е. произведение, содержание и языковые особенности которого формируются исключительно в мо­мент его исполнения. В то же время это не означает, что в рассказе экскурсовода не может быть экспромта. Речь идет о примере, изложении факта, небольшом стихотворении или отрывке из художественного произведения, включение которых в рассказ вызывается составом группы или же зна­чительным событием, которое только что произошло в жиз­ни данного города, страны.

Основные требования к рассказу:тематичность, конкрет­ность, связанность, логичность, краткость, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

Особенность рассказа состоит в том, что он носит харак­тер монолога.В то же время нужно отметить, что отдельные экскурсоводы делают попытки превратить часть экскурсии в открытый и скрытый диалог. При диалоге между экскурсо­водом и экскурсантами возрастает активность восприятия материала. Некоторые беседы построены на вопросно-ответном приеме, при этом вопросы задаются как экскурсоводом, так и экскурсантами. Методика придает значение связи таких понятий, как содержание экскурсии, формы ее проведения и методические приемы рассказа.

В экскурсионной практике широко используются определения в методических приемах рассказа.Различают реальные и номинальные оп­ределения. Реальные определенияраскрывают существенные признаки предмета (объекта); номинальные определения –вза­мен описания какого-либо предмета (объекта) вводится термин (имя предмета), объясняются значение термина и его происхождение (например, «Публичная распродажа имущества, когда владельцем становится тот, кто предложил более высокую цену, называется аукционом», «Скульп­турное или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь называется памятником».)

При проведении экскурсии широко используются оба ви­да определений.

В экскурсии используются две формы рассказа:

повествовательный рассказ,который дает экскурсантам ясное представление о том, где и каким образом происходи­ли события;

реконструктивный рассказ,задачей которого является восстановление перед мысленным взором экскурсантов того или иного объекта (здания, сооружения, памятного места).

Язык экскурсовода должен отвечать определенным кри­териям. Критерий ясности –доходчивость и доступность речи для аудитории. Критерий точности –соответствие со­держания речи мыслям экскурсовода, цели и теме экскур­сии. Критерий чистоты речи –логически оправданное ис­пользо­ва­ние экскурсоводом языковых средств.

В практике можно обнаружить шесть особенностей рас­сказа:

– зависимость рассказа от скорости передвижения группы.

– подчиненность рассказа показу

– использование в рассказе зрительных доказательств.

– адресность рассказа.

– конкретность экскурсионного рассказа.

– утверждающий характер рассказа.

Показ первичен и экскурсовод следует от показа к рассказу.

Эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований:

знакомство экскурсовода с группой. Экскурсовод, войдя в автобус, знакомится с группой. Он здоровается с присутствующими, называет свою фамилию, имя, отчество, экскурсионное учреждение, которое представляет, знакомит экскурсантов с водителем автобуса, т. е. начинает экскурсию вступлением. У каждой темы свое вступление. Если состав группы различен (например, местное население и приезжие туристы, взрослые и дети), у одной и той же экскурсии будут разные вступления. Экскурсовод особое внимание обращает на подготовку и исполнение вступления, которое дает конкретную установку экскурсантам, позволяет установить с ними контакт;

выход экскурсантов из автобуса. К выходу экскурсантов нужно заранее готовить. В тех случаях, когда это не делается, значительная часть группы остается сидеть в автобусе, не выходя для наблюдения памятников на месте их расположения. Тем самым экскурсанты теряют возможность личного знакомства с объектом. Количество остановок с выходом группы рекомендуется назвать во вступительном слове, пояснив значение таких выходов, заинтересовать экзотичностью, необычностью объекта. На остановках, где предусмотрен выход экскурсионной группы, экскурсовод выходит первым, показывая пример группе и определяя направление ее движения к объекту;

расстановка группы у объекта. При разработке экскурсии, как правило, определяется несколько вариантов размещения группы для наблюдения экскурсионного объекта. Делается это на тот случай, когда место, определенное методической разработкой, занято другой группой или когда солнечные лучи светят в глаза, мешая осматривать объект. Бывают и другие причины;

передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу. Место экскурсовода – в центре группы, несколько человек идут впереди, несколько рядом, остальные – позади. Важно, чтобы группа не растягивалась: расстояние между ее головной частью и теми, кто идет последними, не должно превышать 5–7 метров. Темп движения группы зависит от состава группы;

возвращение экскурсантов в автобус. Во время передвижения группы ее возглавляет экскурсовод. При посадке группы в автобус он стоит справа от входа и пересчитывает экскурсантов, которые входят в салон. Делается это незаметно;

место экскурсовода. Экскурсовод в автобусе должен занимать такое место, откуда ему хорошо видны те объекты, о которых идет речь на экскурсии, но чтобы в поле его зрения находились и все экскурсанты. В то же время экскурсанты должны его видеть. Как правило, это специально отведенное переднее сиденье, стоять не разрешается в целях безопасности. На пешеходной экскурсии экскурсовод должен располагаться вполоборота к объекту;

соблюдение времени в экскурсии. В технологической карте указывается точное время, отведенное на раскрытие каждой подтемы в минутах. Здесь предусмотрено все: показ объектов, рассказ экскурсовода, передвижение по маршруту к следующему и движение группы около наблюдаемых объектов. Умение уложиться в отведенное время к экскурсоводу приходит не сразу. Для этого требуется большая практика. Нужно добиться соблюдения времени при проведении логического перехода, освещении отдельно взятой подтемы и основных вопросов. Помогает экскурсоводу хронометраж затрат времени на отдельные части экскурсии. На основе такого хронометража экскурсовод вносит соответствующие коррективы в свой рассказ;

техника проведения рассказа при движении автобуса. Рассказ во время движения в автобусе должен вестись экскурсоводом через микрофон. При наличии важных объектов или населенных пунктов необходимо остановить автобус, выключить двигатель и только после этого давать пояснения. Это должно быть заранее согласовано с водителем;

ответы на вопросы экскурсантов. В экскурсионной практике сложилась определенная классификация вопросов. Они подразделяются на четыре группы: вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты; вопросы, поставленные в ходе рассказа, на которые отвечает экскурсовод; риторические вопросы, которые ставятся для активизации внимания экскурсантов; вопросы, задаваемые участниками экскурсий по теме. Первые три группы вопросов связаны с методикой проведения экскурсий и лишь четвертая группа вопросов имеет отношение к технике проведения экскурсий. Содержание их различно – иногда они связаны с объектами, иногда – с жизнью известных деятелей, а нередко – с событиями, не имеющими отношения к теме экскурсии. Главное правило работы с такими вопросами – не следует прерывать рассказ и давать немедленный ответ на них, не нужно также отвечать на вопросы по завершении каждой из подтем. Делая вступление к теме, экскурсовод сообщает своим слушателям о таком порядке ответов на вопросы;

паузы в экскурсии. Экскурсовод не должен говорить непрерывно. Между отдельными частями рассказа, рассказом и экскурсионной справкой в пути, логическим переходом и рассказом об объекте и событиях, с ним связанных, должны быть небольшие перерывы;

техника использования «портфеля экскурсовода». Содержание «портфеля экскурсовода», его значение и роль в использовании методических приемов показа имеет отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат – фотография, рисунок, репродукция картины, портрета, чертежа, копия документа – имеет свой порядковый номер. Это определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам.

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод организует проигрывание магнитофонных и видеозаписей. Во время проведения экскурсий используются элементы ритуала. Перед началом экскурсии экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая значение соблюдения ритуала при посещении исторических мест.