ИСТОРИЯ


Социологию и историю объединяет опора на факты. Социология, и это убедительно показал М. Вебер в своих работах по истории хо­зяйства, религии и ее влиянии на тип хозяйственной деятельности, как и история, может базироваться на исторических фактах.

Опора на исторический факт имеет как преимущества, так и ограничения. Одним из преимуществ является то, что исторический факт — это состоявшееся событие, в котором вполне проявились определенные социальные силы, механизмы, социальные взаимо­действия. Другое преимущество — возможность наблюдать (а не пред­полагать) определенные следствия, тем самым выявляя законо­мерное, повторяющееся. Это в особенности касается не какого-то одного события, а больших исторических периодов, социальных циклов и т.д. Так, мы можем всесторонне проанализировать причи­ны Великой французской революции, а также выявить ее соци­альные, экономические, духовные последствия как для Франции, так и для Европы в целом.

Ограничением является то, что наука, в том числе и социологи­ческая, вынуждена подчас опираться не на систему исторических фактов, а на отдельные, иногда разрозненные свидетельства. Под­линная картина происходившего нередко трудно поддается рекон­струкции из-за недостатка свидетельств, архивных материалов.

Например, из-за неоднократных пожаров, уничтоживших главные архивы в средневековой Москве, трудно поддаются реконструкции многие важные события тогдашней Руси, что усложняет понимание процесса формирования русской государственности, культуры, вза­имодействия азиатских и европейских элементов, традиций повсед­невной экономической, политической жизни и постоянно порожда­ет острейшие дискуссии по этому поводу в современной публици­стической и научной литературе.

Вместе с тем имеются существенные различия в том, как анали­зируется и интерпретируется исторический факт в социологичес­кой и исторической науках. Эти различия обусловлены различиями наук номотетических и идиографических. Номотетические науки (от греч. nomos — закон) ищут в познании социума общее — зако­ны функционирования и изменения общества, исследуют неизмен­ное, повторяющееся в реальном течении событий — это науки о законах. Идиографические науки (от греч. idios — своеобразный, особый и grapho — пишу) описывают единичное в его конкретно-исторической форме, изучают однократное содержание явления — это науки о событиях.

Социология, политология,'экономические науки относятся к но-мотетическим наукам, история, этнография — к идиографическим.

Коренное отличие социологии от истории в том, что ее цель — объяснение повторяющегося, регулярного, типического, законо­мерного в истории основных форм социальной жизни. Однако сле-

48


дует учитывать, что любая номотетическая наука содержит в себе описательный элемент, а любая идиографичёская наука так или иначе основывается на знании законов изучаемого объекта.

Метод социологии, который стремится объяснить повторяюще­еся, регулярное, — генерализирующий метод, т.е. обобщающий, отыскивающий главные, генеральные тенденции. Так, Э. Дюркгей-му пришлось проанализировать и обобщить огромный фактичес­кий материал, касающийся суицидальных явлений в различных обществах, культурных и социальных средах, демографических груп­пах, чтобы выявить связь между увеличением числа самоубийств и «атомизацией» индивидов, нарушением социальных связей.

Метод истории — это метод, преимущественно индивидуализи­рующий, рассматривающий социальное явление с точки зрения его неповторимых, индивидуальных характеристик.

Социология и история — науки, взаимно обогащающие друг друга, совместными усилиями дающие более полную, глубокую и всестороннюю картину социальной реальности. Вместе с тем суще­ствует определенная опасность социологизации истории. Это про­исходит в том случае, когда исторически своеобразное явление пытаются подвести под заранее подготовленную жесткую (а иногда и неадекватную) схему, социологическую конструкцию. Так, не всегда закономерности, выявленные при изучении западной куль­туры и западного общества в целом, приемлемы для иных культур и обществ.

гпииплпгиа и Сделав центром своих исследований взаимодей-ПСИХОЛОГИЯ ствие между людьми, социология должна тща­тельно и глубоко изучать духовную жизнь, ожи­дания, установки, мотивы, переживания, предпочтения действу­ющих субъектов. И здесь возникает проблема различения.социоло­гического и психологического подходов к изучению духовной жиз­ни людей.

Можно согласиться с П. Сорокиным, утверждавшим, что когда в исследовании основными показателями (переменными) счита­ются инстинкты, желания, воля, темперамент человека и на их осно­ве анализируют его поступки, то в этом случае проводится психо­логическое исследование.

Когда же ученый считает отправной точкой социальное положе­ние человека, его статус, традиции, обычаи, он проводит социологи­ческое исследование.

Проанализируем, например, такое социальное явление, как взятка. Конкретный работник конкретного учреждения получил взятку. При изучении этого события можно предпочесть психологический ана­лиз: определить силу воли этого человека, тип его темперамента, степень устойчивости психики. Это может объяснить, почему дан-


ный человек потребовал взятку или как он поддался на уговоры взяткодателя и т.д.

Можно провести и социологический анализ: попытаться опреде­лить, в какой социокультурной среде вырос и работает этот чело­век, на каких традициях воспитан, проследить его жизненный путь, общую социальную атмосферу и т.д. В данном случае мы выясним, какие социальные факторы могут способствовать появлению фе­номена взятки.

Итак, первое отличие социологии от психологии: социология изучает не индивидуально-психические особенности человека, а социокультурные причины, последствия, меры предупреждения его поступков. Иными словами, социология объясняет явление не осо­бенностями психики конкретного человека, а спецификой его ста­туса, места в социальных взаимодействиях, нормами, которые ут­вердились в данной среде, данном обществе.

Второе отличие (которое обусловлено первым): для психолога психика конкретного человека — это всегда неповторимый, уни­кальный мир, социолог же рассматривает индивидуальную пси­хику человека как стандартную способность понимать, восприни­мать, желать и взаимодействовать с себе подобными. Социолог чаще всего отвлекается от индивидуальных особенностей воспри­ятия, желаний, энергии данного человека. И в этом смысле пси­хика для социолога — это типичная способность, присущая лю­бому человеку.

Третье отличие: для социолога человек интересен в первую оче­редь с точки зрения его рациональной составляющей, т.е. социоло­гия не изучает бессознательное, иррациональное.

В истории науки были (и есть) попытки свести социологию к психологии, объяснить социальные явления особенностями чело­веческой психики (бихевиоризм, этнометодология и др.). Однако «объяснение социальной жизни нужно искать в природе самого общества»*, а не в природе индивида.

Важнейшие законы развития духовных феноменов могут быть поняты лишь исходя из познания логики социальных связей и вза­имодействий, а не из познания темперамента, механизмов воспри­ятия, памяти человека.

Чем вызваны основные различия духовного мира американских
и российских студентов (соответствующие данные приведены в
разделе «Культура»), Чем они объясняются — врожденным тем­
пераментом или тем, что студенты живут в разных обществах, в
которых приняты другие нормы, ценности, взаимодействия между
людьми? '*

-■* Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии, 1991,
с. 492. ,л


Этим и объясняется особое значение социологии в осмыслении духовной жизни людей. Она изучает, каким образом в ходе соци­альных взаимодействий создаются и меняются принятые и одоб­ренные идеи, ценности, нормы, которые определяют поведение отдельных людей, а психология изучает, как индивидуальные осо­бенности психики, восприятия сказываются на усвоении людьми этих идей и мотивов.