Эта парадоксальная логика создает свое, если так можно выразиться, «физическое пространство». Последнее наделяется социально символическими измерениями, социальными критериями, которые объективируются в физическом пространстве.
«Так, например, пространство Парижа представляет собой распределение жилья между центральными кварталами, периферийными кварталами и пригородом; еще и очень заметную оппозицию «правого берега» «левому берегу», соответствующую основополагающему делению поля власти, главным образом между искусством и бизнесом»*. То же можно сказать о любом городе, в котором есть «престижный» центр и «спальные» районы. Еще более простой пример— любой вуз. В нем есть главный этаж, где находятся кабинеты администрации, ректора. Получить помещение на том же этаже — это признак престижа.
Парадоксальность логических связей социальной реальности свидетельствует о наличии собственных законов, тенденций, не--одолимость, повторяемость которых объясняется иными, чем в физическом мире, причинами.
Эта парадоксальность обусловлена самой природой социальности, в частности тем, что:
ведущий способ реализации социальности — символически-культурная коммуникация. Это мысленная связь, соответственно логика развития данных явлений может и не быть логикой физических явлений и объектов;
в отличие от законов развития психики единичного индивида логика развития социального — это логика развития кооперации, коллективности. Это логика согласования, обеспечения регулярности взаимодействий, престижа, подчинения, изменения коллективных субъектов, а не просто индивидов как биологических существ и т.д.
В данном случае речь идет об источниках лишь парадоксальности социального мира, того специфического, неповторимого, что есть в социальной реальности. Но есть и нечто общее для социальной и физической реальности. Так, реализация биологической программы самосохранения обусловливает тот момент, что Актор, входя во взаимодействие с другими, оценивает необходимость возобновления, укоренения этого взаимодействия с точки зрения личностной целесообразности.
Иными словами, логика развития социальных явлений — это логика интеграции живых людей на основе социально-символической коммуникации.Поэтому логику развития социальной реальности нельзя сводить лишь к специфическим, парадоксальным моментам. Хотя их значение в организации социальной жизни по мере
* Бурдье П. Социология политики. — М., 1993, с. 36—37. 130
усовершенствования системы взаимодействий, форм коллективности, кооперации все более усиливается, но никогда не сможет стать абсолютным.
Итак, социальная реальность образует некую оболочку, которая в существенной степени изолирована, автономна, независима от внешних условий, хотя постоянно в них погружена, «отягощена» материально. Это (и здесь мы согласны с Э. Дюркгеймом) особая реальность, которая и своей символической первоматерией (онтологически), и своей логикой качественно отлична от физической, биологической, индивидуально-психической реальности.
Законы социальной жизни — это особые законы (а) интеграции (б) живых индивидов на основе (в) символической культурной коммуникации. Это законы координации и кооперации людей, обеспечения порядка (предсказуемости и самовозобновляемости приемлемого поведения людей) и изменения сетей~социальных взаимодействий. Уясняя внутреннюю логику социальной жизни, мы прежде всего стремимся постигнуть тенденции развития от случайных взаимодействий между Акторами к систематическим, регулярным взаимодействиям, от ситуативных ориентации к устойчивым ценностям. Эти законы впрямую не выводятся из материальных условий и предпосылок социальных взаимодействий, их логика не есть продолжение логики материально-физических объектов. Это может быть главное, но и самое сложное в понимании социальной реальности, что, в свою очередь, порождает ощутимую сложность социологического анализа, который и направлен на изучение этих невидимых, развивающихся по своей особой логике сцеплений. Социолог все время должен оперировать не самими осязаемыми объектами, имеющими привычную логику отношений, а аналитически вычленяемыми связями, зависимостями, отношениями, которым присуща своя, во многом не имеющая аналогов логика.