ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ Приступая к изучению той или иной.науки, И МЕТОД научных пытаясь понять ее специфику, прежде всего мы исследовании определяем объект, предмет и метод данной науки.
Объект науки — это область окружающей Действительности, на которую направлен исследовательский поиск. Природа, животный и растительный мир, человек, общество, этнос, культура и т.д. .— все это объекты, но сразу нескольких наук. Так, животный мир может быть предметом изучения биологии, зоологии, зоопсихологии, палеонтологии и др.; человек, общество, культура, этнос и т.п. наряду с социологией изучаются историей, психологией, культурологией, этнографией.
Предмет науки — это свойства, аспекты, признаки, характеристики, которые интересуют данную науку в этом объекте. Так, человек является объектом изучения таких наук, как антропология, биология, философия, психология, но каждая из них выделяет в человеке те специфические особенности, которые важны именно для данной науки.
Метод науки — это совокупность, система основных познавательных приемов, процедур, с помощью которых осуществляется научное исследование.
Каждая наука обладает своим методом. Но этот метод, в самом общем виде включает в себя общенаучные элементы (в частности, логику, ее основные процедуры, требования к обоснованию знания, правила выведения умозаключения и т.д.) и специальные, присущие прежде всего этой науке принципы организации научной деятельности. Так, философское рассуждение, интерпретация какого-либо исторического факта, явления по «стилю» существенно отличаются от рассуждений историка на ту же тему. Зачастую мы ощущаем эти различия на интуитивном уровней ^'
15
Для того чтобы сознательно регулировать, контролировать процесс социологического познания общественных явлений, необходимо представить определенный образ познавательной деятельности, т.е. остановиться на главных познавательных процедурах, которые в основном и характеризуют метод социологии.
Характеристике социологического метода мы уделим особое внимание, так как именно этот метод в первую очередь отличает социологическое познание общественной жизни от философского, исторического, этнографического и т.п. и, на наш взгляд, во многом определяет особую роль социологии в развитии современного обществознания.
В настоящее время сложились различные типы познания социальной действительности, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Выделим в самом общем виде три основных:
обыденное познание («здравый смысл»). Это фрагментарное, в основном несистематизированное, т.е. не теоретичное, понимание социальных явлений, окружающего мира вообще. Такое понимание формируется на основе житейского, а не научного (т.е. соответствующего определенным научным требованиям представительности, неслучайности и т.д.) опыта повседневной жизни человека. Знания о социальном мире не специально добываются, а являются, как правило, «случайным», «побочным» продуктом практической жизни. В силу этого обыденное сознание ориентировано на постулирование (а не на доказательство) и наряду с безусловно точными сведениями о социальной жизни зачастую порождает фантазии, мифы, слухи о тех или иных социальных явлениях;
философское познание. Это целостное, систематизированное, теоретико-концептуальное осмысление действительности на основе преимущественно умозрительных, логических процедур («мысленный эксперимент»). Оно носит предположительный, неоднозначный характер, положения формулируются на основании логически и теоретически допустимого (непротиворечивого). Философское познание имеет оценочный характер (т.е. оценивает явления с точки зрения желательного, положительного и отрицательного);
опытно-рационалистическое познание. Это систематическое, целостно-концептуальное (теоретическое) описание окружающей действительности на основе эмпирических фактов, отобранных в соответствии с научными требованиями к представительности, однозначности толкования-и т.д. Исследуется лишь то, что может быть объяснено, доказано фактами. Опытно-рационалистический тип познания стремится к идеологической нейтральности: давать знание о явлениях, а не их оценку.
В реальной жизни все эти типы познания взаимосвязаны и взаимообогащаются. Опытно-рационалистический тип не может существовать без философского. Здравый смысл постоянно обогащается выводами, постулатами философского и опытно-рационалистического знания. Со временем могут возникнуть и новые типы социального познания.
Для нашего дальнейшего анализа особое значение имеет философский тип осмысления общественной реальности, поскольку социология, как и все другие науки, вышла из недр философии, связана с ней, и не только происхождением, но и некоторыми общими чертами метода.
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ |
1. Философское исследование социальной жизни — социальная философия — имеет многовековую историю. При всем.многообразии ис-
ПОЗНАНИЯ --- ■>--
социальной жизни: торических форм основным методом философ-
достоинства ского познания является теоретическое мыш-
И ограничения ление, опирающееся на совокупный опыт человечества, достижения всех наук и культуры в целом. Непреходящее достоинство философского, т.е. предельно широкого, теоретического осмысления социальной жизни заключается, на наш взгляд, в следующем.
• Социальная философия играет ведущую роль в выявлении
конечных причин, вечных основ социального существования ин
дивида, понимании основополагающих начал, которые образуют
смысл его бытия. Ценности, которыми живет современный чело-
. век, которые утвердились в нашей цивилизации, были в теоретической форме концептуально осмыслены и выдвинуты мировой философией. Без великих философских идей, которые развивались, уточнялись, к которым возвращались на новых витках истории новые поколения философов, наш мир не просто был бы беднее — он не состоялся бы в его современном виде: люди не ориентировались бы на те ценности, не стремились бы к тем жизненным целям, которые являются основными для нас и наших современни-
КОВ. ■ .- " ^,, ш ■***■ ^^
• Философия за многие века своего ра^иТий выработала выс
шие формы теоретического познания. С та%й*'"зре1?йч'1йеода, т.е.
организации мыслительного процесса, фм&Ъс о^щя^ — эо квинтэс- i
сенция теоретического познания. Имению врач&<|5^ш1о<5Ьфии до
стигли совершенства приемы анализа иусит'еза з4$аний* обобще
ния, движения от элементарных явлений кЛк^щнор™. умения'"'в
единичных фактах видеть общие и всеобщиЧ^еЛденции^Для фило
софского мышления характерна не тдлько Bce"b6tHjitJeTb, но и це
лостность, системность, концептуальность постижения объекта.t
Любой ученый, занимающийся фундаментальнымй-областями зна-?
ния — социолог, историк или физик, — так или иначе проявляет свою философскую культуру в теоретической всеобъемлемости и масштабности мышления.
Мы попытались вычленить основные, решающие, непреходящие достижения, преимущества философского постижения социальных явлений: Социология опирается на великие завоевания социально-философской мысли. Предпосылкой научной деятельности социологов как исследователей являются как минимум две отправные точки анализа, связанные с философией:
• осознанная или неосознанная реализация определенных </>«-
лософских идей, способов видения окружающего мира, ко
торые обусловливают направление социологического поис
ка, общие подходы в интерпретации данных;
• зависимость глубины интерпретаций, мышления социолога
от его философской культуры. Один социолог может не заме
тить глубокого содержания им же добытых эмпирических
фактов, а другой сумеет увидеть в них свидетельство слож
нейшего социального процесса, ранее неизвестного или иначе
понимаемого. Речь идет не просто о таланте, способностях,
а об овладении принципами теоретизирования, которым учит
философия: целостный анализ проблем, умение в единич
ном находить всеобщее, стремление увязывать один вывод
с другим и как следствие более емко оценивать изучаемые
явления. Иначе говоря, когда перед социологом возникает
задача теоретического обобщения и появляется потребность
внутренне осмыслить проблемы, имеющиеся факты, выво
ды, его философская культура проявляется особенно яв
ственно.
2. Вместе с тем философский метод осмысления социальной действительности имеет границы применения. Философия по своим методам — наука преимущественно умозрительная, созерцательная. Ее познавательные приемы (например, мысленный эксперимент) дают значимый результат лишь при осмыслении «вечных» проблем человеческого бытия: свобода, совесть, смысл жизни, счастье и т.д. Именно для решения подобных общечеловеческих проблем (которые возникают и повторяются в жизни каждого), не столь значимо, насколько строго .отобраны факты, достаточно ли количество единиц наблюдения для тех или иных выводов. Ведь речь идет о выявлении всеобщих тенденций, касающихся как любого человека, так и человечеству в целом.
Когда же требуются познание реальных явлений, ответ на конкретные вопросы, то выявляется ограниченность попыток умозрительного их решения..Это все равно что использовать весы, предназначенные для,8звешивания многотонных грузов, для измерении веса о
18
маломерных предметов — степень точности оставляет чересчур большой простор для определения веса последних. Не будучи предназначенной для ответа на конкретные вопросы, не имея для этого необходимого познавательного инструмента, философия вынуждена в поисках ответа на подобные вопросы ориентироваться не на логику конкретных явлений, а на предположения и внутренние установки исследователя. Поэтому попытки чисто умозрительно, опираясь на догадки, интуицию, решить конкретные социальные, политические и другие вопросы неминуемо порождают несоизмеримую с задачами научного анализа степень предположительности. Открывается путь к появлению ничем не подтвержденных, но, как мы убедились на примере нашей истории, с претензией на мессианство фантомов, утопий (идеи всемирно-исторической роли пролетариата, объективной необходимости социалистической революции и т.п.).
Это происходит не только потому, что философия использует умозрительный метод, но и потому, что она включает в себя ценностный, аксиологический аспект. Философ трактует реальные социальные явления, факты с точки зрения идей, ценностей, которые он разделяет. Иначе говоря, использование философского метода, включающего элементы оценочного отношения к миру, в анализе конкретных явлений таит опасность идеологической при-
З} верженности, субъективизма в понимании и трактовке социальных явлений. Философия по сути своей и не ставит задачу жесткого,
* однозначного, объективного (т.е. научного в классическом смысле слова) постижения мира.Главная ее задача— при помощи преимущественно умозрительного метода и использования оценочных суждений дать возможность человеку осознать свое место в мире, обратиться к вечным общечеловеческим вопросам, т.е. философия решает в первую очередь мировоззренческие задачи.
Однако при отсутствии строго научных концепций, раскрывающих те или иные стороны социальной действительности, философия выдвигает догадки, предположения, не поддающиеся эмпирической проверке, т.е. выполняет функции «интеллектуальной раз- ведки». Примером могут быть идея Гегеля о проявляющей себя в истории «хитрости мирового разума», учение Фейербаха о вечной и неизменной «природе человека» и т.п.
Особый акцент на философском типе познания нам был необхо
дим потому, что, во-первых, именно на основе социальной фило
софии возникла социология. Во-вторых, социология развилась из
потребности преодолеть ограничения, которые присущи философе -
исторические кому познанию социальной действительности.
УСЛОВИЯ Общественная наука есть не что иное, как одна
возникновения из высших форм познания обществом самого себя. Социологии Соответственно, выбор путей и методов самопоз-
нания общества определяется тем, в каком знании нуждается социум, что необходимо ему узнать о себе.