Первую довольно удачную попытку предложить подобный об
щий знаменатель социальных связей, социальных действий (это
понятие вошло в научный оборот позже) и на основе этого выде
лить социально-исторические типы организации социальной жиз
ни общества предпринял Ф. Теннис в своем классическом труде
«Община и общество». Выдвинутые им принципиальные"положе-
ния (несмотря на их некоторую противоречивость и умозритель
ность) стали импульсом.к осмыслению важных проблем типоло
гии организации социальной жизни, поискам упомянутого общего
знаменателя. Идеи Ф. Тенниса способствовали возникновению ги
потез, множества конкретно-социологических исследований, ко
торые в целом подтвердили эти идеи. . „,-
Основная идея Ф. Тенниса отражена в самом названии его книги —. противопоставление общины и общества, общинного типа социальных действий и связей и типа социальных действий, характерного для современного общества.
Ф. Теннис выделяет два типа воли (и соответственно два типа регуляции социальных связей):
• инстинктивная (сущностная) воля, которая как бы подтал
кивает человека к действиям на основе эмоциональной бли-
143
зости (материнская любовь, семейно-родственные отношения, дружба, любовь к родине и т.д.);
• рассудочная (избирательная) воля, которая предполагает возможность рационального выбора и наличие специально по* ставленной цели действий (торговая деятельность, государство, рациональный обмен и т.д.).
На основе этого устанавливаются два типа социальных взаимодействий: общинные (которые Ф. Теннис несколько романтизировал) и общественные (ассоциативные). По мнению Ф. Тенниса, в обществе каждый человек испытывает напряженное негативное и даже враждебное отношение к другому и делает что-то для другого, только рассчитывая на выгоду. Достаточно точно уловив процесс перехода от характерной для общины эмоционально-персо-нифицированой ориентации на другого к рационально-деиндиви-дуализированной регуляции, характерной для общества, Ф. Теннис глубоко вскрыл основную проблему, во многом определив логику дальнейших исследований типологии социальных взаимодействий. Конечно, многое в этой работе спорно, неубедительно и даже наивно. Но важно другое — в ней были определены основные пути дальнейшего поиска.
Свой вклад в разъяснение фундаментальных принципов организации социальной жизни в различные исторические эпохи внес и Э. Дюркгейм, проанализировавший природу тех связей, которые объединяют людей, создают общество как целостность. Так же как и Ф. Теннис, он пытается сравнить два типа организации социальной реальности, но приходит по существу к противоположным результатам. Если Ф. Теннис считал, что общество в отличие от общины не имеет внутренних источников солидарности, взаимной связи и взаимозависимости людей друг от друга (последние, по его мнению, в «обществе» сохраняются лишь благодаря силе государства), то Э. Дюркгейм придерживается совершенно иного взгляда.
Определяя связь между людьми как солидарность, он делает основной проблемой своего классического исследования («Разделение общественного труда») различия между солидарностью (а соответственно, и организацией социальной жизни) в примитивных обществах и солидарностью, возникающей в развитых обществах на основе разделения труда, социальной дифференциации. Благодаря последним факторам формируются иная по своей природе социальная связь, иные ориентации на другого и, соответственно, иная организация социальной жизни.
Коренную сущность этих различий Э. Дюркгейм выразил следующим образом: «Социальная жизнь проистекает из двойного источника: из сходства сознаний, а также из разделения труда. В первом случае индивид социализирован потому, что, не имея соб-
144
ственной индивидуальности, он сливается вместе с себе подобными в одном и том же коллективном типе; во втором — потому, что, имея личный облик и особую деятельность, отличающие его от других, он зависит от них в той же мере, в какой отличается, и следовательно зависит от общества, возникшего из их объединения»?.
Первый тип солидарности, названный Э. Дюркгеймом механической солидарностью, возникает благодаря тому, что «все члены группы индивидуально притягиваются друг к другу потому, что они сходны...». Это «психический тип общества». Он проявляется в том, в частности, что граждане «любят друг друга и предпочитают друг друга иностранцам»**.
«Совсем иначе обстоит дело с солидарностью, производимой разделением труда. В то время как первая требует, чтобы индивиды походили друг на друга, последняя предполагает, что они друг от друга отличаются... Действительно, с одной стороны каждый тем все теснее зависит от общества, чем более разделен труд, а с другой стороны — деятельность каждого тем личностнее, чем она более специализирована...» Эта солидарность напоминает связь отдельных органов организма. «На основании этой аналогии мы предлагаем называть органической (курсив наш. — А.Э.) солидарность, вызываемую разделением труда»***.
Основа механической солидарности — неразвитость специализированных социальных функций, выполняемых индивидом. Этот тип солидарности доминирует в архаических обществах, возникая вначале на общинно-клановой, а затем на территориальной основе. Механическая солидарность существует в условиях малого объема и плотности населения, слабой функциональной взаимозависимости индивидов — их связывают преимущественно кровно-родственные узы, территория, этническое сходство, но не специализированные функции, делающие их ощутимо зависимыми друг от друга в повседневной жизни.
ч Регуляция социальных связей в обществах механической солидарности осуществляется на основе конкретной адресности, детали-зированности. Люди взаимодействуют не с функцией другого (для них незначимо, что он делает, чем он для него и других незаменим) — связь осуществляется преимущественно на эмоционально-нравственной основе, поскольку в основном это сородичи, соседи, люди одной крови. Здесь нет серьезной зависимости, а значит,
* Дюркгейм Э.О. Разделение общественного труда. Метод социологии, с. 213—