КУЛЬТУРА И СОЗНАНИЕ: МЕНТАЛИТЕТ |
Что же является источником внеприродного, что в действительности делает возможным надын-стинктивное в жизни людей? Все, что связано с «возделанным» в человеческой жизни, так или иначе порождено сознанием. Идет ли речь о хозяйственной деятельности людей или политике, применении совершенных технологий или нравственных поисках людей, поведении в быту или восприятии художественных ценностей, — везде мы имеем дело со знаниями, навыками людей, их ценностями, предпочтениями, традициями, приверженностями и т.д.
Но культура — это не вообще сознание, не отдельные его элементы, а символический способ, метод оценочного освоения действительности и ориентации в ней. '
• В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребно
стей (материальных, социальных, духовных и т.д.) человек чаще
всего сталкивается с необходимостью оценить явления, средства
их достижения с точки зрения пользы и вреда, добра и зла, допу
стимого или запретного и т.д. Другими словами, активная, практи
чески осмысленная деятельность сразу заставляет человека опреде
лить (или хотя бы предположить) значимость, приемлемость, пред
почтительность для себя, для других тех обьектов, тех действий,
которые ему необходимы. Без этого нет мотива, сознательного дей
ствия. Культура — это восприятие, взгляд на мир сквозь призму
добра и зла, полезного и вредного, умного и глупого, прекрасного
и безобразного, приемлемого и незначительного и т.д. «Другими
словами, это те идеи, представления и т.д., которые в совокупно
сти составляют генеральное определение ситуации нашей жизни»*.
• Как способ символического освоения действительности и ори
ентации в ней культура — это не отдельные оценки, нормы, не их
хаотичный набор, произвольная сумма, а лишь оценочные элемен
ты, взятые как в значительной степени упорядоченная целостность.
Это проявляется во многом. Остановимся на главном.
Говоря о культуре, мы прежде всего имеем в виду разнообразные варианты культур как вариативные системы знаний, ценностей, предпочтений, норм поведения, согласованных, сопряженных друг с другом. Внутреннее сопряжение различных элементов культуры, хотя и не абсолютно, но проявляется в виде достаточно устойчивой, логически прослеживаемой специфической определенности восприятия (в том числе оценки) мира и практической деятельности в нем — ментальности. Логически прослеживаемая специфика может характеризовать духовный мир конкретного общества (американского, российского и др.),^представителей .той или иной социальной общности: территориальной (москвичи, одесситы, перербуржцы и т.д.), этнической (русские, казахи и т.д.). культура и Культура как способ оценочного освоения дей-деятельность ствительности воплощается в практической деятельности людей — производственной, бытовой, художественной, политической, научной, учебной и т.д. Известно, что в любой практической деятельности относительно независимо взаимодействуют внутренняя и процессуально-внешняя деятельность. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, смысл, которые придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты, технологии будущих деяний. Культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность впол-
* Бродель Ф. Материальная цивилизация экономики и капитализм XV—XVIII вв. Т. I, с. 511.
' Ионин Л.Г. Социология культуры. — М., 1996, с. 76.
336
337
не определенной системой традиций, оценок, обычаев, ценностей, предлагает более или менее сопряженные с ней практические выборы, предпочтения и т.д. В этом проявляется еще одна характеристика культуры — она организует, определяет содержание, направленность, и даже технологию (если учесть приемы, навыки, умения) практической деятельности людей.
Во взаимосвязи культуры и деятельности сделаем акцент на следующих моментах:
• культура и детерминация деятельности;
• деятельность как показатель культуры.
Значимость культуры как социального феномена обьясняется прежде всего тем, что это непосредственный, актуальный «виновник» стиля практической жизни людей. Естественно, сама культура не развивается изолированно, а реагирует на импульсы, проистекающие от природных условий жизни данной группы людей, социально-экономических обстоятельств, в которых они осуществляют свою деятельность. Но на пути импульсов внешней среды к конкретному человеку, его поступкам, действиям культура — это отнюдь не неприметный «полустанок», который можно легко проскочить, а сложная духовная система, в которой осмысливается, оценивается, переопределяется внешняя информация. Именно культура непосредственно определяет реакцию человека на внешние импульсы, его действия. Как мы отмечали в ходе анализа факторов обусловливания (детерминации) явлений социальной жизни, внешние условия, факторы, процессы не определяют сами по себе конкретного содержания событий, действий, которые осуществляют люди, но «некоторым образом приводят социальные субьекты к возбуждению, которое затем внутренним образом приводится в форму, с которой система может работать»*. Реакция субъектов на данное возбуждение зависит от культурных традиций, от того, какой тип реакции в данной культуре приемлем, от норм, ценностей, правил приличий, выработанных в этой культуре.
Здесь и таится ответ на вопрос, почему представители разных народов по-разному реагируют и действуют в аналогичных ситуациях, почему, например, у англичан одна система поощрений, стимулов к продвижению, а у американцев — другая. Другими словами, импульсы, идущие от внешнего мира, проходят через «чистилище» культуры.
И наоборот, все действия людей несут на себе мощный отпечаток культуры данного общества.
* Луман Н. Понятие общества, с. 36. 338
Например, советских людей всегда поражала четкость и размеренность работы рабочих из ГДР. В качестве другого примера можно привести различную манеру исполнения одного и того же пейзажа одними и теми же красками, на одном и том же холсте двумя художниками — японцем и европейцем.
Культура стремится самореализоваться в практике. Нацеленностью на практику и определяется особая значимость культуры в социальной жизни. То, что стало ее достоянием, культура обязательно воплощает прямо или опосредованно на практике. Желая познать культуру другого человека, мы должны судить о ней не столько по его высказываниям, словам, заявлениям о намерениях или целях, а по его действиям. Реальная практическая деятельность — это И реальное воплощение культуры, и ее показатель.