В мировой социологии, антропологии еще в первой половине XX в. было введено трехчастное деление культуры: материальная, социальная и духовная культура. Под материальной культурой понимается все, что относится к взаимоотношениям человека с материальной средой его обитания (в том числе с природой), к удовлетворению потребностей его дальнейшего материального существования. Под социальной культурой понимаются правила, нормы взаимоотношений людей, институциональные нормы повседневности, традиции группового поведения и т.д. Под духовной культурой понимаются субъективные аспекты жизни, идеи, ценности*.
Культура воплощается в стандартах социального поведения, обьективируется в вещественно-предметных (одежда, здания, станки) и знаково-символических формах (под последними имеются в виду те продукты культуры, которые передают свою информацию через слово, символы, знаки, изображения: научные статьи, устное народное творчество, научно-популярные книги, художественная литература, картины, фрески, ноты, схемы, чертежи и т.д.). Благодаря этой объективации,, происходит определенная фиксация исторического опыта данного народа, общности, семьи, а поэтому
* См.: Ионин Л.Г. Социология культуры, с. 28. 342
культура, ее смыслы и значения могут быть переданы другому человеку, другому поколению.
• Тем самым выявляется еще один штрих социологического
осмысления культуры — как средства формирования с помощью
прошлого, накопленного опыта, традиций сегодняшних представ
лений и сегодняшней жизнедеятельности.
Культура — это то своеобразное, специфичное в нравах, установках людей, которое, как правило, воспроизводится из исторического прошлого и перешло, будучи закрепленным в институтах, по наследству от предыдущих поколений. Говоря о культуре того или иного народа, мы всегда хотим понять его настоящее или даже приоткрыть завесу над его будущим, как бы заглядывая в прошлое. Культура — это историческое наследие, которое «обрекает» нас на определенный тип поведения в настоящем и будущем.
Подчеркивая преемственность, мы отнюдь не абсолютиризуем
устойчивость и неизменность культуры. Способность к саморазви
тию, изменчивости — это важнейший признак социокультурного
процесса. и-.
• Культура выполняет в социальной жизни ту же функцию,
что и ген в жизни животных, — функцию воспроизводства от по
коления к поколению определенного типа социального поведения
человека.
Преемственность культуры осуществляется в процессе социализации личности, в том числе в процессе воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам генетической наследственности — ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому, говоря о воспитании и образовании личности, мы имеем в виду процесс формирования личности прежде всего как носителя, воспреемника и продолжателя культуры.
Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. Человек с рождения с помощью слов, книг, фильмов, наставлений научается строить отношения с другими, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами деятельности, принятыми в обществе) и, самое главное, осуществляя собственную практическую деятельность; вырабатывая в процессе включения в социальные институты собственный опыт, получая порицание и одобрение от старших носителей исторического наследия, он делает своим достоянием культуру семьи, общности, человечества. Следовательно, еще одна социальная функция культуры — приобщение к накопленному историческому наследию, воспроизводство определенных порядков, т.е. функция социализации.
343